Цель урока: обобщение и демонстрация знаний детей старшего дошкольного возраста в области познавательно-речевого, художественно-эстетического развития.
Задачи:
- Углублять интерес к чтению художественной литературы.
- Способствовать развитию внимания, воображения, памяти, мышления, речи.
- Способствовать преодолению страха речи.
Предварительная работа:
- Систематическая работа учителя-логопеда, воспитателя по указанным направлениям образовательной программы.
- Подготовка методических материалов и пособий согласно содержанию занятия.
Декорации и оборудование:
- декорации к сказкам: “Три поросенка”, “семеро козлят”, “Доктор Айболит”, “извилистая дорожка”, костюмы Красной Шапочки и Буратино, шапочки гномиков, мольберт, “дерево с золотыми шоколадными монетами”, корзинка с пирожками;
- письмо (конверт) от Карабаса-Барабаса, чемодан с дорожными знаками, иллюстрации с изображением живой и неживой природы, математические веера, предметы для творческих заданий, иллюстрации для определения жанра живописи, иллюстрации к сказкам.
Музыкальное сопровождение (аудиозаписи):
- О. Митяев “О, здорово!”, “Песня о дороге добра” (М.Минков – Ю.Энтин);
- “Песенка Красной Шапочки” (А.Рыбников – Ю.Ким),
- запись “тревожной музыки”, музыка природного явления “Гром”,
- аудиозапись “голос из письма”, “В пещере горного короля” (Э.Григ),
- “Песенка друзей: Мы едем-едем-едем в далекие края”,
- “звуки леса”, аудиозаписи сказок и рассказов,
- “Да здравствует сюрприз!” (М.Минков – Ю. Энтин)
Участники: ведущие – “Буратино” и “Красная Шапочка”, дети старшего дошкольного возраста (подготовительная группа), гости (родители).
Ход досуга
(Действие происходит в оборудованном декорациями музыкальном зале)
1 часть
Звучит песня О. Митяева “Как Здорово!”. Гости (родители) располагаются в музыкальном зале.
Под “Песню о дороге добра” входят дети, располагаются в зале полукругом (лицом к гостям).
Под песню Красной Шапочки “Если долго по дорожке” вбегают “на полянку” (зал) с разных концов зала Красная Шапочка и Буратино. Встречаются на извилистой дорожке посередине.
Буратино: Пррривет, Крррасная Шапочка! Куда ты так спешишь?
Красная Шапочка: Я бегу к бабушке! Несу ей кусочек масла и немного молока. Она приболела!
Буратино: Понимаю!!! Я бы тоже хотел иметь такую заботливую внучку!!!
Красная Шапочка: А, куда ты торопишься по сказочной дорожке?
Буратино: А я тороплюсь в школу. Папа Карло продал свою курточку и купил мне азбуку! (показывает книгу) Я буду прилежным учеником!
Красная Шапочка: Вот здорово! Ты будешь учиться в школе!!!
Звучит тревожная музыка. “С полянки” исчезает “извилистая дорожка”. Герои недоуменно озираются по сторонам.
Красная Шапочка: Буратино, тебе не кажется, что сейчас что-то произошло? Исчезла сказочная тропинка! Мы заблудились!!! Теперь мы никогда не попадем в свои сказки.
Герои обходят полянку по кругу.
Буратино: Посмотри, что я нашел! Поднимает конверт, вытаскивает письмо.
Прочти-ка, Красная Шапочка, а то я буквы не знаю!
Гремит гром.
Голос из письма: “Красная Шапочка и Буратино! За ваше непослушание и нежелание работать в моем театре, я заколдовал лес. Исчезла сказочная тропинка. Вы не найдете дорогу в свою сказку, если не выполните мои задания, разбросанные по всему лесу. Это говорю я – Карррабас Барррабас!”.
Красная Шапочка плачет.
Буратино утешает Красную Шапочку: Не плачь, Красная Шапочка! Мы найдем дорогу в твою сказку! Мы справимся со всеми трудностями! Посмотри сколько добрых, умных детей вокруг! Они нам помогут! Да, ребята? Обращается к детям.
Буратино: Ребята, вы готовы помочь нам выполнить задания Карабаса и найти дорогу в сказку? Дети поддерживают героев сказки.
Буратино: Наденем волшебные шапочки гномиков, так будет легче передвигаться по заколдованному лесу.
Ну-ка, глазки, закрывайтесь,
Детки в гномов превращайтесь
Звучит музыка Э.Грига “В пещере горного короля”. Красная Шапочка надевает детям шапочки гномиков.
Буратино обращается к детям: Веселые гномики, готовы отправиться в путешествие?
Красная Шапочка: Стоп-стоп-стоп!!! А знаете ли вы, “гномики”, правила дорожного движения? Перед путешествием необходимо вспомнить правила дорожного движения.
Задание: “Дорожные знаки”.
Инструкция: В сумках находятся знаки дорожного движения. Необходимо разложить дорожные знаки на указательные, предупреждающие и запрещающие. Помогут вам буквы-символы: У – указательные, П – предупреждающие, З – запрещающие знаки.
Под “Песенку друзей: мы едем-едем” каждый ребенок подходит к чемоданчику, берет дорожный знак и помещает его в нужную корзинку.
Красная Шапочка рассматривает корзинки с разложенными знаками: Молодцы гномики! Теперь мне за вас не страшно. Пора в путешествие!
Путешествие начинается. Дети берутся за руки, идут за Буратино.
Буратино под “звуки леса” ведет детей за собой, по дороге собирает конверты с заданиями от Карабаса-Барабаса: Мы идем дремучими лесами, цветущими полями, перебираемся через горные реки. Вокруг нас чудесная природа. На деревьях – диковинные птицы, под кочками, лесными пенечками притаились дикие звери.
Дети рассаживаются на стулья.
Задание: “Юный натуралист”.
Инструкция: Вспомните, что относится к живой, а что к неживой природе. Разложите картинки: к этой “горе” мы прикрепим картинки с изображением неживой природы, а на это дерево – картинки с изображением живой природы.
Буратино и Красная Шапочка приглашают желающих выполнить задание.
2 часть
Буратино обращается к детям: Сколько персонажей повстречалось нам в пути? Не заметили? Я помогу вам посчитать. Раздает детям математические веера.
Задание “Юный счетовод”. Красная Шапочка зачитывает математические задания:, дети показывают ответы на математических веерах
№ 1
“Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться и корова, и волчица,
И жучок, и червячок, и медведица!
Сколько всего животных вылечил Айболит?”
№ 2
“Волк в избушку постучал:
– Открывайте, – прокричал!
И ребятушки-козлятки побежали без оглядки:
Под кровать один, под стол один, и под печкой один,
А еще один в кадушке.
Сколько же козлят в избушке?”
№ 3
“Пять веселых медвежат за малиной в лес спешат,
Но двое из них устали, от товарищей отстали, а теперь ответ найди –
Сколько мишек впереди?”
№ 4
“Три орешка мама-свинка для детей несла в корзинке,
Свинку ежик повстречал, и еще два ей дал.
Сколько орешков мама-свинка деткам принесла в корзинке?”
Буратино: Молодцы ребята! Теперь у меня нет сомнений, что все “гномики” внимательные и умные, а значит, обязательно справятся с заданиями от Карабаса-Барабаса!
3 часть
Буратино объявляет: Итак, первое испытание от Карабаса-Барабаса!
Задание: “Определите жанры художественной литературы”.
Красная Шапочка: Вот так трудная задачка: распознать, где рассказ, а где сказка?
Инструкция: Прослушайте отрывок из произведения и скажите, к какому жанру художественной литературы – рассказу или сказке – относится этот отрывок.
Звучит запись сказок / рассказов. Дети распознают жанры произведений.
Буратино: Ну и Карабас-Барабас, ну и грамотей. Послушайте, что он пишет. В дремучем лесу обитает много диких животных: волки, лисы, коровы, зайцы, лошади, … Да не одни, а с детенышами. Например, у волка – собачонок, у лося – лосик, у медведя – медведенок, у зайца – бельчонок, у лисы – лисичка, у белки – зайчонок, …
Задание*: “Исправьте ошибки Карабаса-Барабаса” .
Дети исправляют ошибки.
Красная Шапочка: Буратино, Карабас-Барабас думает, что наши ребята книжки совсем не читают, пословицы и поговорки не употребляют! Предлагает ребятам закончить пословицу.
Задание*: “Закончи пословицу”.
*Обе игры проводятся с мячом. Дети располагаются в кругу.
Не имей сто рублей, а … (сто друзей). | Есть терпение, будет и … (умение). |
За двумя зайцами погонишься, … (ни одного не поймаешь). | Что летом родится, то зимой … (пригодится). |
При солнышке тепло, а при матери … (добро). | Друг познается … (в беде). |
Любишь кататься, … (люби и саночки возить). | Без труда не вытащишь, … (и рыбку из пруда). |
Век живи – … (век учись). | Не красна изба углами, а красна – … (пирогами). |
Не спеши языком, торопись … (делом). | Друга ищи, а найдешь – … (береги). |
Буратино: Молодцы! Наши ребята умные, грамотные.
Дети садятся на стулья.
Буратино: открывает конверт с творческими заданиями: Если Карабас-Барабас некультурный, в музеи не ходит, это не значит, что и наши дети такие же.
Задание “Юный художник”
Инструкция: Рассмотрите иллюстрации. Определите, какой жанр живописи представлен на иллюстрации. Назовите жанр (пейзаж, портрет, натюрморт).
Ребята рассматривают иллюстрацию и называют жанр живописи.
“Юный мастеровой”
Инструкция: На подносе находятся предметы народно-прикладного искусства. Рассмотрите предметы и назовите вид художественной росписи (Городец, Гжель, Хохлома).
Ребята рассматривают предметы декоративно-прикладного искусства и определяют вид росписи.
Красная Шапочка: А вот и последнее задание от Карабаса-Барабаса!
Задание: “Узнай сказку по иллюстрации”.
Инструкция: Посмотрите на иллюстрацию и назовите сказку.
Красная Шапочка показывает детям иллюстрации. Дети подбирают название сказки. Последними предлагаются иллюстрации к сказкам “Красная Шапочка” и “Буратино”.
Незаметно в зал выставляются дерево с монетками, корзинка с пирожками.
Буратино восклицает: Красная Шапочка, я вижу знакомое дерево с золотыми монетками!
Красная Шапочка находит под деревом корзинку с пирогами: А вот и моя корзинка с пирогами!
Звучит детская песенка “Да здравствует, сюрприз!”. Красная шапочка и Буратино приглашают детей на веселый танец. Затем герои угощают детей шоколадными монетками и пирожками.
Итог
Буратино: Спасибо, ребята! Вместе мы справились со всеми заданиями от Карабаса-Барабаса.
Красная Шапочка: Нам очень понравилось сказочное путешествие. Спасибо, что вы помогли Буратино найти дорогу в страну Знаний, а мне к любимой бабушке.
Звучит “Песня о дороге добра”. Дети покидают зал.