Занятие по логопедии на тему "Ударение". 4-й класс

Разделы: Логопедия

Класс: 4


Представлен конспект логопедического занятия с учащимися 4-го класса с ограниченными возможностями здоровья, с нарушением письменной речи, обусловленным недостаточной сформированностью фонематической, лексической, грамматической сторон речи по теме “Ударение”. Данная тема вызывает затруднение у учащихся с нарушением письменной речи и является пропедевтикой к усвоению темы “Правописание безударных гласных”.

В конспекте представлена система работы по данной теме с учетом уровня подготовленности учащихся, соблюдены дидактические принципы.

Данное занятие создает условие для успешного усвоения знаний у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Цель: учить правильно ставить ударение, выделять ударный слог в слове.

Задачи:

– продолжать учить ставить ударение, выделять ударный слог, ударную гласную,
– закрепить знания о смысло-различительной роли ударения, о слогообразующей роли гласных,
– развивать фонематический анализ и синтез,
– обогащать словарный запас,
– воспитывать культуру речи.

Оборудование:

– индивидуальные карточки со слогами,
– индивидуальные карточки со словами,
– картинки со словами-омографами,
– компьютер,
– проектор,
– экран.

Презентация

Ход урока

I. Организационный момент.

Сядет тот, кто правильно прохлопает ритм:

хХхх
Хххх
ххХх

II. Основная часть:

1.Назовать гласные звуки с опорой на схемы.

(Слайд 1)

 2. Назвать гласные буквы с опорой на пальцы рук. (приложить ладошки друг к другу, буквы называть по парам, поочередно постукивая пальцами )

(Слайд 2)

3. Составление слов из слогов.
Какие ещё бывают звуки, буквы? (согласные)
“Дружат гласные с согласной
Составляют вместе слог”.
Постановка цели занятия.

4. Чтение слогов, выделение гласной буквы.(3 слайд)

5. Составление из слогов слов.

 

Работа над семантикой слова “бутон”:

– Сколько в словах гласных букв?

– Сколько слогов в словах?

Повторение правила:

“Сколько в слове гласных,
Столько и слогов,
Это знает каждый из учеников”.

– На какие звуки и буквы падает ударение?

6. Поставить ударение в словах.

– Что общего в этих словах? (ударение падает на первый слог)

7. Работа в тетрадях.

А) – Прочитать слова на карточке: книга, цветы, окна, гнездо, курица;
– поставить ударение;
– выписать слова, в которых ударение падает на первый слог;
– подчеркнуть ударный слог;
– проверка выполненного задания.

Б) – Составление слов из слогов; (3 слайд)
– “Слова бегали, вертелись

И на части разлетелись

1,2,3,4,5 помоги слова собрать”.

– Составить слова из слогов: снежок, снеговик, снегурочка.
– Записать.
– Поставить ударение.
– Выделить ударный слог.
– Выделить общую часть слова. Подвести к выводу о том, что эти слова родственные.

8. Физкультурная минутка с музыкальным сопровождением.

“Покачайтесь, покружитесь
Потянитесь, распрямитесь
Приседайте, приседайте
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку
Поскачите-ка вприсядку
Глубоко теперь вздохните
Сядьте тихо, отдохните.
Все в порядок приведите
И читать, друзья, начните”.

 9. Работа со словами-омографами. (слайд 4)

А) чтение стихотворения учащимися :

“От удивления охнул кок
И почесал затылок.
Капустный бросился вилок
Вскачь от ножей и вилок”.

Б) – Уточнить значение слов : кок, вилок.

– сравнить слова: вилок-вилок,
– записать слова в тетрадь,
– поставить ударение,
– подчеркнуть ударный слог.

В) Запись слов по картинкам:

– рассмотреть картинки,
– подобрать похожие слова.

Хлопок-хлопок
Стрелки-стрелки
Полки-полки
Кружки-кружки

– записать слова в тетрадь,
– поставить ударение,
– выделить ударный слог.

Г) Составление предложений со словами-омографами.

Д) Подвести к выводу: от постановки ударения зависит смысл слова.

III. Заключительная часть.

1.На какие звуки и буквы падает ударение?

– Как называется слог, на который падает ударение?

2. Повторение стихотворения.

“Ударный слог, ударный слог
Он назван так недаром
Эй, невидимка-молоток
Отметь его ударом”.

3.Оценка работы учащихся.