Представлен конспект логопедического занятия с учащимися 4-го класса с ограниченными возможностями здоровья, с нарушением письменной речи, обусловленным недостаточной сформированностью фонематической, лексической, грамматической сторон речи по теме “Ударение”. Данная тема вызывает затруднение у учащихся с нарушением письменной речи и является пропедевтикой к усвоению темы “Правописание безударных гласных”.
В конспекте представлена система работы по данной теме с учетом уровня подготовленности учащихся, соблюдены дидактические принципы.
Данное занятие создает условие для успешного усвоения знаний у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Цель: учить правильно ставить ударение, выделять ударный слог в слове.
Задачи:
– продолжать учить ставить ударение, выделять ударный слог, ударную гласную,
– закрепить знания о смысло-различительной роли ударения, о слогообразующей роли гласных,
– развивать фонематический анализ и синтез,
– обогащать словарный запас,
– воспитывать культуру речи.
Оборудование:
– индивидуальные карточки со слогами,
– индивидуальные карточки со словами,
– картинки со словами-омографами,
– компьютер,
– проектор,
– экран.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сядет тот, кто правильно прохлопает ритм:
хХхх
Хххх
ххХх
II. Основная часть
:1.Назовать гласные звуки с опорой на схемы.
(Слайд 1)
2. Назвать гласные буквы с опорой на пальцы рук. (приложить ладошки друг к другу, буквы называть по парам, поочередно постукивая пальцами )
(Слайд 2)
3. Составление слов из слогов.
Какие ещё бывают звуки, буквы? (согласные)
“Дружат гласные с согласной
Составляют вместе слог”.
Постановка цели занятия.
4. Чтение слогов, выделение гласной буквы.(3 слайд)
5. Составление из слогов слов.
Работа над семантикой слова “бутон”:
– Сколько в словах гласных букв?
– Сколько слогов в словах?
Повторение правила:
“Сколько в слове гласных,
Столько и слогов,
Это знает каждый из учеников”.
– На какие звуки и буквы падает ударение?
6. Поставить ударение в словах.
– Что общего в этих словах? (ударение падает на первый слог)
7. Работа в тетрадях.
А) – Прочитать слова на карточке: книга, цветы,
окна, гнездо, курица;
– поставить ударение;
– выписать слова, в которых ударение падает на
первый слог;
– подчеркнуть ударный слог;
– проверка выполненного задания.
Б) – Составление слов из слогов; (3
слайд)
– “Слова бегали, вертелись
И на части разлетелись
1,2,3,4,5 помоги слова собрать”.
– Составить слова из слогов: снежок,
снеговик, снегурочка.
– Записать.
– Поставить ударение.
– Выделить ударный слог.
– Выделить общую часть слова. Подвести к выводу о
том, что эти слова родственные.
8. Физкультурная минутка с музыкальным сопровождением.
“Покачайтесь, покружитесь
Потянитесь, распрямитесь
Приседайте, приседайте
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку
Поскачите-ка вприсядку
Глубоко теперь вздохните
Сядьте тихо, отдохните.
Все в порядок приведите
И читать, друзья, начните”.
9. Работа со словами-омографами. (слайд 4)
А) чтение стихотворения учащимися :
“От удивления охнул кок
И почесал затылок.
Капустный бросился вилок
Вскачь от ножей и вилок”.
Б) – Уточнить значение слов : кок, вилок.
– сравнить слова: вилок-вилок,
– записать слова в тетрадь,
– поставить ударение,
– подчеркнуть ударный слог.
В) Запись слов по картинкам:
– рассмотреть картинки,
– подобрать похожие слова.
Хлопок-хлопок
Стрелки-стрелки
Полки-полки
Кружки-кружки
– записать слова в тетрадь,
– поставить ударение,
– выделить ударный слог.
Г) Составление предложений со словами-омографами.
Д) Подвести к выводу: от постановки ударения зависит смысл слова.
III. Заключительная часть.
1.На какие звуки и буквы падает ударение?
– Как называется слог, на который падает ударение?
2. Повторение стихотворения.
“Ударный слог, ударный слог
Он назван так недаром
Эй, невидимка-молоток
Отметь его ударом”.
3.Оценка работы учащихся.