Цели и задачи урока:
- Знание : знание учащимися терминов, ключевых слов урока, имён и мыслей философов, поэтов, обществоведческого материала по теме;
- Понимание : умение интерпретировать учебный материал, преобразовывать словесный материал в стихи (синквейн), прогнозировать и оценивать будущие события;
- Применение: использование учащимися понятий, информации в новых ситуациях;
- Анализ: выделение учащимися неявных предположений, скрытых ошибок в рассуждениях (в ходе дискуссии), оценивание значимости информации (приём инсерт);
- Синтез: создание учащимися творческой работы (синквейн, эссе);
- Оценка: оценка учащимися информации, её значимости для каждого человека.
I. Стадия вызова
(задача: вызвать интерес к теме, побудить работать с новой информацией, вызвать “на поверхность” имеющиеся знания учащихся по теме, бесконфликтный обмен мнениями)Ключевые слова, цитаты (слова учитель записывает на доске в ходе беседы со школьниками, цитата – на экране)
Неистов и упрям, гори, огонь, гори…
На смену декабрям приходят январи…
Булат Окуджава
Деятельность учителя
Учебная доска – пуста, отсутствуют тема, домашнее задание.
Учитель предлагает школьникам посмотреть видеоряд, коллаж кадров известного советского фильма.
Деятельность учащихся
Школьники видят ключевые моменты фильма: встречи двух счастливых влюблённых, их прогулки по предрассветной умытой Москве, известие о нападении фашистской Германии на СССР, добровольный уход Бориса на фронт, его гибель на войне, ожидания Вероники, мучительные воспоминания о несостоявшейся свадьбе и неслучившемся счастье, упрямая надежда на возвращение Бориса, слёзы радости в день Победы, в момент возвращения бойцов с фронта…
Деятельность учителя
Вопросы к классу: что вы знаете об этом фильме? Название, режиссёр, имена главных героев, имена актёров, исполняющих главные роли? О чём говорят кадры, которые вы посмотрели? Какие чувства вы испытали при этом?
(В процессе беседы со школьниками на протяжении всего урока учитель выделяет наиболее интересные, эмоциональные, вдумчивые ответы учеников и отмечает их жетоном в виде виноградной косточки)
Деятельность учащихся
Варианты ответов: “Я первый раз вижу этот фильм”; “Это известный советский фильм”; “Это фильм “Летят журавли”; “В главной роли – Татьяна Самойлова”; “Это фильм о любви, о счастье”; “Зачем нужна любовь, к Родине или женщине, если всё равно погибнешь, умрешь?”; “Я почувствовал гордость за страну”; “Мне было очень жаль Бориса и Веронику”; “Фильм – это рассказ о том, что для человека является самым важным в жизни”…
Ключевые слова, цитаты:
- Любовь
- Надежда
- Вера
- Гордость за свою страну
- Чувство ответственности за страну, за свой город, за своих близких (чувство патриотизма)
Ах, только бы тройка не сбилась бы с круга, бубенчик не смолк под дугой….
Две верных подруги, любовь и разлука, не ходят одна без другой…
Булат Окуджава
Деятельность учителя
Учитель: Я не случайно предложила вам, дорогие друзья, посмотреть кадры из фильма Михаила Калатозова “Летят журавли”. Я очень люблю этот фильм, актёров Татьяну Самойлову и Алексея Баталова… Действительно, это история о любви…Двое из сотен тысяч любят друг друга. Их любовь романтична и чиста как безоблачное небо на Кремлём…А впереди – целая жизнь!!! Но обрушилась война и влюблённые расстались. Борис ушёл на войну добровольно, ушел, оставив самое дорогое: любовь, любимую, близкое счастье. Иное чувство овладело им: желание защитить родину, город, семью от варваров… В фильме есть пронзительная сцена, когда Борис шепчет: “Я не ранен, я – убит…” Он погиб, но разве умерла любовь Бориса и Вероники? Нет, девушка изо всех сил ждала любимого, до последней секунды верила в его чудесное возвращение, искала среди вернувшихся с фронта…
Мы записывали ли на доске слова. Как вы думаете, что их объединяет?
Деятельность учащихся
Варианты ответов: “Это – чувства”; “Это – эмоции”; “Это – настроения той эпохи, ведь чувство патриотизма сегодня не столь важно для человека”; “Это – самое важное в жизни каждого человека”; “Это – человеческие ценности”…
Ключевые слова, цитаты:
- Чувства
- Эмоции
- Человеческие ценности
- Смысл жизни
II. Стадия осмысления
(задача: получение новой информации по теме, классификация полученной информации по категориям знания, сохранение интереса к теме)Ключевые слова, цитаты:
Всё слабее звуки прежних клавесинов, голоса былые…
Только цокот мерный, флейты голос нервный да надежды злые…
Всё слабее запах очага и дыма, молока и хлеба….
Где-то под ногами и над головами – лишь земля и небо…
Булат Окуджава.
Деятельность учителя
Я готова поспорить с вами по поводу патриотизма, позже. Возможно, посвятив этой важной теме целый урок… Герои фильма жили в далёкое военное время. Что изменилось с тех пор? Что является самым важным для нашего современника? Для чего он живёт?
Деятельность учащихся (варианты ответов: “Карьера, дружба, достаток, любовь, знания…” Вариантов ответов много, каждый школьник, принимающий активное участие в разговоре, выражает своё отношение к миру)
Деятельность учителя
Очевиден тот факт, что все мы – разные. Ценности составляют неповторимый мир каждого из нас. Любой человек ставит собственные, уникальные цели жизнедеятельности. Существуют ценности нации, исторической эпохи… Попробуем ответить на вопрос, в чем смысл существования человека, человечества?
Задание: прочитать тексты философов С.Франка, Н. Трубникова, текст из Книги Ветхого Завета.
Сделать чтение осмысленным и эффективным нам поможет приём “инсерт” (Приложение 2)
III. Стадия рефлексии (
задача: обмен мнениями по предложенным вопросам; приобретение нового знания; побуждение к дальнейшему расширению информационного поля; соотнесение новой информации и имеющихся знаний; выработка собственных позиций, оценка процесса).Ключевые слова, цитаты:
Были дали голубы, было вымысла в избытке,
и из собственной судьбы я выдергивал по нитке.
В путь героев снаряжал,наводил о прошлом справки,
И поручиком в отставке сам себя воображал…
Булат Окуджава
Ключевые слова:
Эмпатия
Деятельность учителя
Наш собственный внутренний мир кажется нам необыкновенно важным. А вот иных людей нам бывает трудно понять, раскрыть для себя, нелегко или невозможно наладить контакт с ними. Почему так происходит? Возможно, мы просто не хотим присмотреться внимательно к этому человеку, понять его и принять?
Я предлагаю вам попробовать сделать это, здесь и сейчас, проявив чувство, которое психологи называют эмпатией.
Эмпатия – сопереживание, постижение эмоционального состояния другого человека, отождествление с ним. Пассивно-созерцательное состояние, не предполагающее активного вмешательства в жизнь другого человека.
Предлагаю вам выбрать одну из шести карточек. Шесть карточек – шесть ролей, которые вам предстоит сыграть, шесть жизней, которые вам предстоит прожить за несколько минут., здесь и сейчас. Безусловно, это нелегко. Чувство эмпатии тем сильнее, чем больший опыт имеет человек, чем он старше…
Итак, самые смелые выбирают роли. Вы можете обсудить задание с вашим соседом по парте, можете озвучить роль для всей аудитории. Время на подготовку 5 минут. Просьба говорить от первого лица. Все, кто в данный момент свободен, внимательно слушают выступающих и фиксируют услышанное в тетрадь (для дальнейшей творческой работы).
Деятельность учащихся
Роль 1. Младенец
Я хочу всегда быть сытым, сухим. Хочу, чтобы рядом всегда была моя мама, хочу слышать её голос, запах, ощущать её тепло. Я хочу познавать мир, смотреть на яркие предметы, слушать разные звуки, пробовать на вкус всё, что подвернётся под руку…
Ключевые слова:
- любовь – забота
- любовь – комфорт
Роль 2. Старушка
Хочу пожить подольше! Хочу, чтобы лекарства не были такими дорогими, а квартплата – такой высокой! Хочу, чтобы пенсия была по-больше! Хочу, чобы дети чаще звонили, а ещё лучше, чаще писали письма… Хочу отмолить грехи…Хочу умереть во сне, без мук…
Ключевые слова:
- жизнь
- здоровье
- внимание близких
- страх наказания за грехи
- забота государства
Роль 3. Предприниматель
Хочу быть удачливым! Хочу получать стабильную прибыль ! Хочу, чтобы государство поддерживало малый бизнес, защищало предпринимателей! Хочу быть здоровым, чтобы много работать! Хочу, чтобы близкие меня понимали и поддерживали…
Ключевые слова:
- жизнь
- здоровье
- трудолюбие
- поддержка сударства
- достаток
Роль 4. Инвалид – колясочник
Хочу чаще бывать на улице, в магазине, в театре, ездить в общественном транспорте самостоятельно. Хочу найти работу! Хочу, чтобы у меня были друзья! Хочу занять своё время чем-то полезным и интересным! Хочу не быть в тягость моим близким…
Ключевые слова:
- здоровье
- жизнь
- общение
- любовь-забота
- защита государства
Роль 5. Ученый
Хочу, чтобы государство выделяло деньги на исследования. Хочу быть здоровым, чтобы продолжать заниматься наукой! Хочу открыть новый закон мироздания!!! Хочу открыть способ лечения смертельных недугов и облегчить жизнь соотечественникам…
Ключевые слова:
- вселенная
- жизнь
- здоровье
- поддержка государства
- альтруизм
Роль 6. Священник
Хочу найти средства и восстановить храм… Хочу увеличить число прихожан, верующих людей… Хочу помогать пастве находить выход из трудных жизненных ситуаций (в духовной беседе)… Хочу помогать заблудшим (реабилитация зависимых, например)… Хочу быть здоровым, чтобы можно было и дальше сопровождать людей на их пути к Богу…
Ключевые слова:
- вера
- надежда
- любовь
- взаимопомощь
- жизнь
- здоровье
- альтруизм
Деятельность учителя
Очевиден тот факт, что мы все смотрим на мир по-разному, являемся носителями мировоззрения различного типа. Именно принадлежность человека к тому или иному типу мировоззрения ориентирует его: куда идти? чего достигать? принять мир или отвергнуть его? какие средства выбрать для достижения цели? в чём смысл самой жизни? где истинные ценности, а где – иллюзии? Друзья мои, посмотрите внимательно: есть ли что-то общее в ценностях всех этих людей? Действительно, есть нечто, объединяющее людей, универсальные ценности: вера, надежда, любовь, жизнь, добро, свобода, справедливость, взаимопомощь, общение…Пора озаглавить наш урок, ваши соображения?
Деятельность учащихся
Варианты: “Ценности в жизни человека”, “Человек в мире ценностей”, “Человек в поисках смысла”
Деятельность учителя
Итак, “Человек в поисках смысла”
Существует целая наука, наука о ценностях. Это – аксиология.
Ценности выражают устремления, желания различных людей, социальных групп. В человеческом обществе могут сосуществовать разнообразные, часто противоречащие друг другу системы ценностей: личностные, профессиональные, национальные. Каждая историческая эпоха, общество, культура имеют специфическую иерархию ценностей, собственные базовые ценности.
Ценности могут выступать не только как средства достижения цели, но и как идеалы, цели, как критерии человеческих поступков…
Подводя итог, можно сказать, что система ценностей складывалась тысячелетиями. В существующей системе ценностей отражено многовековое стремление человечества к свободе, справедливости…
Друзья мои, слушая одноклассников, вы делали заметки в своих тетрадях. Попробуем обобщить сказанное в форме стихотворения – синквейна. Шесть ролей – шесть синквейнов. Продолжаем работать в парах. Время для работы – 10 минут.
Синквейны
Младенец
Маленький и беспомощный
Спит, кушает, гуляет
Кроха сам ничего не может
Наше всё
Старушка
Старенькая и больная
Надеется, верит, ждёт
Родина, не бросай своих стариков
Совестно!
Предприниматель
Деловой и энергичный
Вкалывает, платит налоги,надеется на прибыль
Середняк – экономическая безопасность
государства
Опора
Инвалид-колясочник
Скованный и грустный
Смотрит в окно, надеется, ждёт
Инвалиды – граждане своей страны
Руку!
Учёный
Гениальный, странный
Исследует, эксперементирует, открывает
Без науки нет прогресса
К звёздам!
Священник
Мудрый и добрый
Врачует, помогает, отпускает грехи
Скорей спасите наши души!
Батюшка...
Ключевые слова, цитаты:
Виноградную косточку в теплую землю зарою,
И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,
И друзей созову, на любовь свое сердце настрою...
А иначе зачем на земле этой вечной живу..
Собирайтесь-ка, гости мои, на мое угощенье,
Говорите мне прямо в лицо, кем пред вами слыву,
Царь небесный пошлет мне прощение за прегрешенья...
А иначе зачем на земле этой вечной живу…
Булат Окуджава
Деятельность учителя
Друзья мои, пора подвести итог.
В чем смысл человеческого существования, человеческой жизни?
На этот вопрос невозможно ответить однозначно. Каждый из нас, если ему посчастливится, найдёт ответ сам.
Известный философ В.Франкл сказал:
“Смысл может быть найден, но не может быть создан”. Эта глубокая мысль и будет отправной точкой для вашего домашнего эссе.
В чем вижу смысл жизни я?
Многие из вас плодотворно работали на уроке сегодня, в ваших руках накопились “виноградные косточки”. Сейчас вы услышите “Грузинскую песню” моего любимого поэта Булата Шалвовича Окуджавы и сразу всё поймёте. До следующего урока, дети!!!