Интегрированный урок "окружающий мир + логопедическое занятие" по теме "Когда ты станешь взрослым" в 1-м классе

Разделы: Начальная школа, Логопедия


Цель урока:

– формирование первичных понятий о многообразии профессий, энциклопедий (познавательные универсальные учебные действия).

Задачи.

Познавательные:

– формировать умение ориентироваться в мире профессий (личностные универсальные учебные действия),
– формировать умение пользоваться “Детской энциклопедией Кирилла и Мефодия” в электронном виде (познавательные универсальные учебные действия),
– формировать умение высказывать своё мнение, обосновывать свою точку зрения и слушать собеседника (коммуникативные универсальные учебные действия).

Воспитательные:

– воспитывать уважение к труду людей разнообразных профессий(личностные универсальные учебные действия).

Развивающие:

– развивать внимание, память.

Цель коррекционно-образовательная: развитие связной речи.

Задачи урока:

Коррекционно-образовательные:

– расширить и обогатить словарь существительных и глаголов по теме “Профессии”;
– закрепить умение образовывать существительные единственного и множественного числа в винительном, дательном, родительном падежах;
– закрепить навык составления предложений по вопросам;
– учить детей составлять описательный рассказ с опорой на картинно-символический план.

Коррекционно-развивающие:

– развивать зрительное и слуховое внимание, память, словесно-логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные:

– воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию.

Оборудование: выставка энциклопедий, фотографии детей, компьютер, мультимедиапроектор, мультимедиа-энциклопедия “Детская энциклопедия Кирилл и Мефодия”, экран, презентация “Картинно-символический план” по теме урока, предметные и сюжетные картинки, мяч

Ход урока

I. Организационный момент:

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.

II. Актуализация знаний. Сообщение целей урока.

– Посмотрите на фотографии, какими вы были. Когда вы были такими? (В прошлом).

– Кто вы сейчас? (Ученики 1 класса).

– Как вы считаете, когда вы станете взрослыми, самостоятельными?

Выслушиваются рассуждения детей. Учитель подводит итог рассуждений.

– Сегодня мы поговорим на уроке о том, какую профессию вы можете выбрать, когда станете взрослыми.

III. Основная часть.

А) проводит учитель начальных классов.

Работа над темой урока

Работа с учебником.

– Откройте учебники на стр. 84. Рассмотрите иллюстрации. Люди каких профессий здесь изображены? Какие ещё профессии вы знаете?

– Как вы думаете, какая профессия всех важней, почему?

Ученики высказывают свои мнения, объясняют, почему они так считают, а учитель подводит разговор к тому, что все профессии важны, все профессии нужны.

– Как вы думаете, где можно узнать подробную информацию о профессиях? (В книгах)

– Посмотрите на выставку этих книг. Как одним словом можно назвать все эти книги? (Энциклопедии). Энциклопедии – это книги, которых содержится много разных сведений по разнообразным темам. Например, в энциклопедии о животных можно узнать о разных животных, где они живут, чем питаются, интересные особенности их жизни. Расскажите, о чём те энциклопедии, которые принесли вы.

– Если бы вам нужно было принести все эти энциклопедии на урок, уместились бы они в одном портфеле? (Нет). А я смогла уместить их на ладошке. (Учитель показывает диск на ладони). Большинство этой информации находится вот на этом диске. Это удобно? Почему?

– Этот диск называется “Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия”. Кто такие были Кирилл и Мефодий? (Это монахи, которые изобрели славянскую азбуку).

– Сейчас мы откроем этот диск. И перед нами оглавление, как и в книгах.

– Прочитайте разделы этой энциклопедии.

– Сегодня мы поговорим о профессиях. Как вы считаете, в каком разделе будет идти речь о них? (В первом). Щелкните левой кнопкой мыши по названию первого раздела “Я и мой дом”. Внизу на экране появились темы. Прочитайте их. А вот и интересующая нас тема “Моя будущая профессия”. Щелкните по этому названию. Внизу на экране названия профессий. Прочитайте их. Если вы хотите узнать о какой-либо профессии подробнее, то нужно навести стрелку на это слово, появится ладошка, и щёлкнуть левой кнопкой по слову. О какой профессии вы хотели бы узнать подробнее?

Выбираем вместе с детьми две любые профессии и смотрим, читаем информацию о них.

– Что вы узнали об этих профессиях?

– Чтобы закрыть страницу (как и в книге), нужно щёлкнуть по красному крестику в верхнем правом углу.

– Чему мы сейчас учились? (Мы учились пользоваться “Детской энциклопедией Кирилла и Мефодия”). Знакомство с разнообразными профессиями мы продолжим на классном часе, а пользоваться этой энциклопедией мы с вами будем на других уроках, и во втором, и в третьем, и в четвёртом классах.

Физкультминутка:

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда, все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись,
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

Б) проводит учитель-логопед.

I. Закрепление пройденного:

Игра с мячом “Один-много”

Учитель-много учителей, продавец – много продавцов,

Повар – много поваров, журналист – много журналистов,

Врач – много врачей, художник – много художников.

– Сегодня мы будем учиться составлять рассказ картинно-символическому плану.

Слайд № 1 - картинно-символический план.

Слайд № 2 – название профессии.

У детей на столе сюжетные картинки. Логопед читает детям загадки. Дети называют отгадки – название той профессии, которая изображена у него на картинке.

Кто лохматых подстригает, причёской новой украшает? – (парикмахер).

Кто границы охраняет, врага в страну он не пускает? – (пограничник).

Кто продаст творог, сосиски и “Вискас” для любимой киски? – (продавец).

Кто вылечит от всех болезней и знает, что кому полезней? – (врач).

Кто варит вкусные супы и каши для школьников в столовой нашей? – (повар).

Слайд № 3 – место работы – дети называют место работы человека данной профессии.

Где работает…?

  • Библиотекарь работает в библиотеке.
  • Повар работает в столовой.
  • Повар работает на почте.
  • Врач работает в больнице/поликлинике.
  • Пограничник служит на границе.
  • Продавец работает в магазине.
  • Парикмахер работает в парикмахерской.

Слайд № 4 – логопед предлагает детям ответить на вопрос “Что делает человек данной профессии?” – подобрать слова – действия.

Игра на развитие словесно – логического мышления “Бывает – не бывает”.

  • Поваром сварен суп. Суп варит повара.
  • Парикмахер подстригает волосы. Волосы подстригают парикмахера.
  • Граница охраняется пограничником. Пограничник охраняется границей.
  • Библиотекарь выдаёт книги. Книги выдаются библиотекарем.

Слайд № 5 – игра “Кому что нужно для работы?” – образование существительных единственного числа винительного падежа, существительных единственного числа дательного падежа:

  • Повару – поварёшка, кастрюля
  • Продавцу – товар, весы
  • Парикмахеру – ножницы, зеркало
  • Врачу – лекарство, термометр.

Физкультминутка:

В небе ясном солнце светит (повороты влево-вправо)
Космонавт летит в ракете (потягивание, руки вверх)
А внизу леса, поля –  (наклоны влево-вправо, руки разводятся в стороны)
Расстилается земля. (низкий наклон вперёд)

Слайд № 6 – картинно-символический план. Дети составляют рассказ о профессии по плану.

IV. Рефлексия.

– О чём говорили на уроке? Чему научились?

– О каких профессиях узнали?

– С какими новыми источниками информации познакомились на уроке?

V. Подведение итогов занятия.

Качественная оценка работы учащихся на уроке.

Презентация