Цель урока:
– формирование первичных понятий о многообразии профессий, энциклопедий (познавательные универсальные учебные действия).
Задачи.
Познавательные:
– формировать умение ориентироваться в мире
профессий (личностные универсальные учебные
действия),
– формировать умение пользоваться “Детской
энциклопедией Кирилла и Мефодия” в электронном
виде (познавательные универсальные учебные
действия),
– формировать умение высказывать своё мнение,
обосновывать свою точку зрения и слушать
собеседника (коммуникативные универсальные
учебные действия).
Воспитательные:
– воспитывать уважение к труду людей разнообразных профессий(личностные универсальные учебные действия).
Развивающие:
– развивать внимание, память.
Цель коррекционно-образовательная: развитие связной речи.
Задачи урока:
Коррекционно-образовательные:
– расширить и обогатить словарь
существительных и глаголов по теме “Профессии”;
– закрепить умение образовывать
существительные единственного и множественного
числа в винительном, дательном, родительном
падежах;
– закрепить навык составления предложений по
вопросам;
– учить детей составлять описательный рассказ с
опорой на картинно-символический план.
Коррекционно-развивающие:
– развивать зрительное и слуховое внимание, память, словесно-логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные:
– воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию.
Оборудование: выставка энциклопедий, фотографии детей, компьютер, мультимедиапроектор, мультимедиа-энциклопедия “Детская энциклопедия Кирилл и Мефодия”, экран, презентация “Картинно-символический план” по теме урока, предметные и сюжетные картинки, мяч
Ход урока
I. Организационный момент:
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
II. Актуализация знаний.
Сообщение целей урока.– Посмотрите на фотографии, какими вы были. Когда вы были такими? (В прошлом).
– Кто вы сейчас? (Ученики 1 класса).
– Как вы считаете, когда вы станете взрослыми, самостоятельными?
Выслушиваются рассуждения детей. Учитель подводит итог рассуждений.
– Сегодня мы поговорим на уроке о том, какую профессию вы можете выбрать, когда станете взрослыми.
III. Основная часть.
А) проводит учитель начальных классов.
Работа над темой урока
Работа с учебником.
– Откройте учебники на стр. 84. Рассмотрите иллюстрации. Люди каких профессий здесь изображены? Какие ещё профессии вы знаете?
– Как вы думаете, какая профессия всех важней, почему?
Ученики высказывают свои мнения, объясняют, почему они так считают, а учитель подводит разговор к тому, что все профессии важны, все профессии нужны.
– Как вы думаете, где можно узнать подробную информацию о профессиях? (В книгах)
– Посмотрите на выставку этих книг. Как одним словом можно назвать все эти книги? (Энциклопедии). Энциклопедии – это книги, которых содержится много разных сведений по разнообразным темам. Например, в энциклопедии о животных можно узнать о разных животных, где они живут, чем питаются, интересные особенности их жизни. Расскажите, о чём те энциклопедии, которые принесли вы.
– Если бы вам нужно было принести все эти энциклопедии на урок, уместились бы они в одном портфеле? (Нет). А я смогла уместить их на ладошке. (Учитель показывает диск на ладони). Большинство этой информации находится вот на этом диске. Это удобно? Почему?
– Этот диск называется “Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия”. Кто такие были Кирилл и Мефодий? (Это монахи, которые изобрели славянскую азбуку).
– Сейчас мы откроем этот диск. И перед нами оглавление, как и в книгах.
– Прочитайте разделы этой энциклопедии.
– Сегодня мы поговорим о профессиях. Как вы считаете, в каком разделе будет идти речь о них? (В первом). Щелкните левой кнопкой мыши по названию первого раздела “Я и мой дом”. Внизу на экране появились темы. Прочитайте их. А вот и интересующая нас тема “Моя будущая профессия”. Щелкните по этому названию. Внизу на экране названия профессий. Прочитайте их. Если вы хотите узнать о какой-либо профессии подробнее, то нужно навести стрелку на это слово, появится ладошка, и щёлкнуть левой кнопкой по слову. О какой профессии вы хотели бы узнать подробнее?
Выбираем вместе с детьми две любые профессии и смотрим, читаем информацию о них.
– Что вы узнали об этих профессиях?
– Чтобы закрыть страницу (как и в книге), нужно щёлкнуть по красному крестику в верхнем правом углу.
– Чему мы сейчас учились? (Мы учились пользоваться “Детской энциклопедией Кирилла и Мефодия”). Знакомство с разнообразными профессиями мы продолжим на классном часе, а пользоваться этой энциклопедией мы с вами будем на других уроках, и во втором, и в третьем, и в четвёртом классах.
Физкультминутка:
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда, все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись,
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Б) проводит учитель-логопед.
I. Закрепление пройденного:
Игра с мячом “Один-много”
Учитель-много учителей, продавец – много продавцов,
Повар – много поваров, журналист – много журналистов,
Врач – много врачей, художник – много художников.
– Сегодня мы будем учиться составлять рассказ картинно-символическому плану.
Слайд № 1 - картинно-символический план.
Слайд № 2 – название профессии.
У детей на столе сюжетные картинки. Логопед читает детям загадки. Дети называют отгадки – название той профессии, которая изображена у него на картинке.
Кто лохматых подстригает, причёской новой украшает? – (парикмахер).
Кто границы охраняет, врага в страну он не пускает? – (пограничник).
Кто продаст творог, сосиски и “Вискас” для любимой киски? – (продавец).
Кто вылечит от всех болезней и знает, что кому полезней? – (врач).
Кто варит вкусные супы и каши для школьников в столовой нашей? – (повар).
Слайд № 3 – место работы – дети называют место работы человека данной профессии.
Где работает…?
- Библиотекарь работает в библиотеке.
- Повар работает в столовой.
- Повар работает на почте.
- Врач работает в больнице/поликлинике.
- Пограничник служит на границе.
- Продавец работает в магазине.
- Парикмахер работает в парикмахерской.
Слайд № 4 – логопед предлагает детям ответить на вопрос “Что делает человек данной профессии?” – подобрать слова – действия.
Игра на развитие словесно – логического мышления “Бывает – не бывает”.
- Поваром сварен суп. Суп варит повара.
- Парикмахер подстригает волосы. Волосы подстригают парикмахера.
- Граница охраняется пограничником. Пограничник охраняется границей.
- Библиотекарь выдаёт книги. Книги выдаются библиотекарем.
Слайд № 5 – игра “Кому что нужно для работы?” – образование существительных единственного числа винительного падежа, существительных единственного числа дательного падежа:
- Повару – поварёшка, кастрюля
- Продавцу – товар, весы
- Парикмахеру – ножницы, зеркало
- Врачу – лекарство, термометр.
Физкультминутка:
В небе ясном солнце светит (повороты влево-вправо)
Космонавт летит в ракете (потягивание, руки вверх)
А внизу леса, поля – (наклоны влево-вправо, руки разводятся в стороны)
Расстилается земля. (низкий наклон вперёд)
Слайд № 6 – картинно-символический план. Дети составляют рассказ о профессии по плану.
IV. Рефлексия.
– О чём говорили на уроке? Чему научились?
– О каких профессиях узнали?
– С какими новыми источниками информации познакомились на уроке?
V. Подведение итогов занятия.
Качественная оценка работы учащихся на уроке.