Урок литературного чтения в 3-м классе. Тема: "В.Г. Короленко "Слепой музыкант", отрывок из повести"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить с отрывком из произведения В.Г.Короленко “Слепой музыкант”.
  2. Развивать:

- навыки чтения для восприятия текста через разнообразные виды чтения, умение составлять словесный портрет героев;

- анализировать их внутренний мир через самостоятельное чтение;

- коммуникативные компетенции ребёнка через работу в парах.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мне выпала честь провести в вашем классе урок литературного чтения.

Шкатулка (определение самого важного человека на уроке)

2. Определение цели урока.

Сегодня мы познакомимся с отрывком из произведения В.Г.Короленко “Слепой музыкант”.

- Знаком ли вам этот писатель?

Значит, это будет у нас с вами первое знакомство и с этим автором, который жил более ста лет назад, но его произведения живут и в наши дни.

- Судя по названию, как вы думаете, о чём или о ком пойдёт речь в этом произведении?

Ну, а кто оказался прав, вы узнаете, когда прослушаете весь отрывок.

А так как это произведение написано очень давно, в нём встречаются незнакомые или малознакомые слова. Давайте попробуем объяснить некоторые из них. (Данные толкования взяты из словаря Ожегова)

Дремота – полусон, состояние, при котором хочется спать, и закрываются глаза.

Истома – чувство приятной расслабленности.

Гнев – чувство сильного возмущения.

Уступчивый - сговорчивый.

Досада – чувство раздражения и неудовлетворения вследствие неудачи.

Береговая галька – мелкий, гладкий камень округлой формы.

Пренебрежение – лишённое высокого уважения и внимания к кому-либо.

Достоинство уважение к себе за лучшие человеческие качества.

Унижение - оскорбление.

Калека – увечный человек.

Солидный - прочный, надёжный, представительный.

3. Знакомство с содержанием отрывка.

Сейчас я предлагаю вам прослушать весь отрывок, обозначить, какие ещё слова вам не понятны. И посмотреть, правы ли вы были, предполагая, о чём пойдёт речь?

Чтение текста учителем.

- Ребята, чьи предположение подтвердились?

- Какие ещё слова вам непонятны? (Объяснение толкования этих слов учителем или учащимися с помощью учителя)

4. Проверка первичного восприятия.

Понравился ли вам этот отрывок?

Какие чувства, ощущения вызвал он в вас?

5. Работа над первой частью

Орфоэпическое и орфографическое чтение многосложных слов, таких как:

Возвращавшегося.

Смягчённое.

Дремотной истоме.

С неудовольствием.

Простодушного.

Простодушно-удивлённым.

Всеобщей уступчивостью.

Негодующее замечание.

6. Работа над содержанием отрывка.

- Ну а теперь, для более точного понимания смысла произведения прочитаем часть текста до слов жужжащим чтением:

“- Ах, какой гадкий мальчик! – услышал он за собой искренне негодующее замечание”.

- Работа над первой частью по вопросам:

Учитель:

Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:

  1. Как встретились мальчик и девочка?
  2. Хотел ли Петрик общаться с незнакомкой? Почему? (Нет, не хотел, он не любил, когда нарушали его одиночество) подтвердите это словами из текста.
  3. Как вы думаете а почему Петрик так себя повёл, всячески стараясь не заводить знакомство с этой девочкой, только ли его грубость является причиной?
  4. А, что вы можете сказать про девочку, она чем-нибудь отличалась от мальчика?
  5. Почему же она не уступила Петрику? Только ли из вредности?

(Она хотела с ним подружиться)

- Были ли в вашей жизни случаи, когда вы сильно хотели с человеком пообщаться, а он этого не хотел?

- Как поступить в таких случаях, надо ли обижаться?

(Нет, надо просто быть внимательнее друг к другу)

7. Рефлексия.

У вас на столах лежат листы, в которых вы видите две колонки, я вам предлагаю поработать парой.

- На доске есть прилагательные, среди которых вы должны выбрать те которые подходят для характеристики настроения мальчика и девочки во время первой встречи.

- Слова на доске:

Жизнерадостный, тоскливый, скромный, весёлый, печальный, добродушный, стеснительный, радостный, беспечный, грубый.

Вам на работу 5 минут. Дети заполняют таблицу.

Мальчик (какой?) Девочка (какая?)
   

Ответы нескольких пар выслушиваются в классе, остальные собирает учитель.

8. Итог урока.

Учитель:

- Что мы с вами сейчас учились делать?

(Составлять характеристику героя, анализируя его настроение)

- Ребята, сравнивая их настроение, их внутренний мир во время первого знакомства, что мы можем сказать?

(Он был разный, а они были ещё маленькие и не заметили этого)

- А почему у мальчика было такое внутреннее состояние?

(Потому что он был слепой и стеснялся этого. Этот недуг не давал ему покоя. И к таким людям надо относиться более трепетно и осторожно.

Мальчику было очень больно говорить о своём недуге, об этом прочитаем во второй части дома)

Учитель:

- Ребята, целью нашего урока было учиться составлять характеристику главных героев и мы с вами начали это делать.

- У нас получилось это или нет?

- Что нам помогло? (Учебник, наши знания, умение читать и понимать смысл прочитанного)

Проследив на последующих уроках, как изменяются отношения главных героев, вы сможете дополнить ту таблицу, которую начали сегодня и составить полную характеристику главных героев.

9. Домашнее задание.

  1. Прочитать отрывок до конца.
  2. Прочитать отрывок из любого другого произведения В.Г. Короленко.

(На выбор)

Сегодня мне понравилось с вами работать, я хочу сказать, что ответы были полные, чтение правильным, чётким, быстрым, вы были активными.

ШКАТУЛКА

Учитель: Спасибо за урок.