Цели:
- навыки чтения для восприятия текста через разнообразные виды чтения, умение составлять словесный портрет героев;
- анализировать их внутренний мир через самостоятельное чтение;
- коммуникативные компетенции ребёнка через работу в парах.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мне выпала честь провести в вашем классе урок литературного чтения.
Шкатулка (определение самого важного человека на уроке)
2. Определение цели урока.
Сегодня мы познакомимся с отрывком из произведения В.Г.Короленко “Слепой музыкант”.
- Знаком ли вам этот писатель?
Значит, это будет у нас с вами первое знакомство и с этим автором, который жил более ста лет назад, но его произведения живут и в наши дни.
- Судя по названию, как вы думаете, о чём или о ком пойдёт речь в этом произведении?
Ну, а кто оказался прав, вы узнаете, когда прослушаете весь отрывок.
А так как это произведение написано очень давно, в нём встречаются незнакомые или малознакомые слова. Давайте попробуем объяснить некоторые из них. (Данные толкования взяты из словаря Ожегова)
Дремота – полусон, состояние, при котором хочется спать, и закрываются глаза.
Истома – чувство приятной расслабленности.
Гнев – чувство сильного возмущения.
Уступчивый - сговорчивый.
Досада – чувство раздражения и неудовлетворения вследствие неудачи.
Береговая галька – мелкий, гладкий камень округлой формы.
Пренебрежение – лишённое высокого уважения и внимания к кому-либо.
Достоинство – уважение к себе за лучшие человеческие качества.
Унижение - оскорбление.
Калека – увечный человек.
Солидный - прочный, надёжный, представительный.
3. Знакомство с содержанием отрывка.
Сейчас я предлагаю вам прослушать весь отрывок, обозначить, какие ещё слова вам не понятны. И посмотреть, правы ли вы были, предполагая, о чём пойдёт речь?
Чтение текста учителем.
- Ребята, чьи предположение подтвердились?
- Какие ещё слова вам непонятны? (Объяснение толкования этих слов учителем или учащимися с помощью учителя)
4. Проверка первичного восприятия.
Понравился ли вам этот отрывок?
Какие чувства, ощущения вызвал он в вас?
5. Работа над первой частью
Орфоэпическое и орфографическое чтение многосложных слов, таких как:
Возвращавшегося.
Смягчённое.
Дремотной истоме.
С неудовольствием.
Простодушного.
Простодушно-удивлённым.
Всеобщей уступчивостью.
Негодующее замечание.
6. Работа над содержанием отрывка.
- Ну а теперь, для более точного понимания смысла произведения прочитаем часть текста до слов жужжащим чтением:
“- Ах, какой гадкий мальчик! – услышал он за собой искренне негодующее замечание”.
- Работа над первой частью по вопросам:
Учитель:
Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:
- Как встретились мальчик и девочка?
- Хотел ли Петрик общаться с незнакомкой? Почему? (Нет, не хотел, он не любил, когда нарушали его одиночество) подтвердите это словами из текста.
- Как вы думаете а почему Петрик так себя повёл, всячески стараясь не заводить знакомство с этой девочкой, только ли его грубость является причиной?
- А, что вы можете сказать про девочку, она чем-нибудь отличалась от мальчика?
- Почему же она не уступила Петрику? Только ли из вредности?
(Она хотела с ним подружиться)
- Были ли в вашей жизни случаи, когда вы сильно хотели с человеком пообщаться, а он этого не хотел?
- Как поступить в таких случаях, надо ли обижаться?
(Нет, надо просто быть внимательнее друг к другу)
7. Рефлексия.
У вас на столах лежат листы, в которых вы видите две колонки, я вам предлагаю поработать парой.
- На доске есть прилагательные, среди которых вы должны выбрать те которые подходят для характеристики настроения мальчика и девочки во время первой встречи.
- Слова на доске:
Жизнерадостный, тоскливый, скромный, весёлый, печальный, добродушный, стеснительный, радостный, беспечный, грубый.
Вам на работу 5 минут. Дети заполняют таблицу.
Мальчик (какой?) | Девочка (какая?) |
Ответы нескольких пар выслушиваются в классе, остальные собирает учитель.
8. Итог урока.
Учитель:
- Что мы с вами сейчас учились делать?
(Составлять характеристику героя, анализируя его настроение)
- Ребята, сравнивая их настроение, их внутренний мир во время первого знакомства, что мы можем сказать?
(Он был разный, а они были ещё маленькие и не заметили этого)
- А почему у мальчика было такое внутреннее состояние?
(Потому что он был слепой и стеснялся этого. Этот недуг не давал ему покоя. И к таким людям надо относиться более трепетно и осторожно.
Мальчику было очень больно говорить о своём недуге, об этом прочитаем во второй части дома)
Учитель:
- Ребята, целью нашего урока было учиться составлять характеристику главных героев и мы с вами начали это делать.
- У нас получилось это или нет?
- Что нам помогло? (Учебник, наши знания, умение читать и понимать смысл прочитанного)
Проследив на последующих уроках, как изменяются отношения главных героев, вы сможете дополнить ту таблицу, которую начали сегодня и составить полную характеристику главных героев.
9. Домашнее задание.
- Прочитать отрывок до конца.
- Прочитать отрывок из любого другого произведения В.Г. Короленко.
(На выбор)
Сегодня мне понравилось с вами работать, я хочу сказать, что ответы были полные, чтение правильным, чётким, быстрым, вы были активными.
ШКАТУЛКА
Учитель: Спасибо за урок.