Цель: внеклассное чтение (познакомить с произведением В.Малкова “Только смелый дружит с тобой”, со стихотворениями детей острова Сахалина, воспитать любовь к своей родине – острову Сахалин); русский язык (закрепить знание грамматических особенностей глагола, его роль в языке, совершенствовать умение распознавать спряжения глаголов); культура речи (показать, что речь дает возможность людям поделиться друг с другом своими переживаниями – радостью, восторгом.
Форма проведения: педагогическая мастерская.
Технология проведения: Педагогическая мастерская интересна тем, что объединяет в себе а) игровые (технологии имитационного моделирования) и б) коммуникативно – исследовательские технологии. Характерной чертой данной технологии является моделирование жизненно-важных (практико-ориентированных) ситуаций и поиск путей их решения. Организационными формами могут быть деловые игры, ролевые и сюжетные игры-путешествия, дидактическая игра. Экспериментирование и моделирование как обучающие приемы.
Оборудование: календарь природы, рисунки кораблика “Добро”, рисунки крабов, рыб, записи песен “Человек влюбленный в Сахалин”, “Ну что тебе сказать про Сахалин”, записи классической музыки на тему моря, карандаши, фломастеры, рисунки – раскраски.
Ход работы
1 этап. Индуктор
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проведем урок – путешествие, а по какой теме, вы догадаетесь позже. (Перед знакомством с темой и целями урока звучит стихотворение “Где – то на окраине России” г. Макаров, Анна Сорокина. Стихотворение сопровождается классической музыкой)
Где-то на окраине России
Где-то на окраине России
Есть суровая, красивая земля,
Окруженный океаном синим
Рыба-остров – родина моя.
Я, конечно, мало в жизни видела,
Но могу поспорить с вами я,
Что красивей леса сахалинского
Не родит уж никогда земля.
Что пушистей снега островного
Не бывает ни в одной стране,
Что добрее сахалинского народа
Вы уже не встретите нигде.
Ну и пусть я мало в жизни видела,
Но успела полюбить я всей душой
Слякотный, дождливый и метельный,
Но такой прекрасный остров мой.
Вы догадались, что речь пойдет о нашем острове, острове Сахалин. И урок наш будет называться “Сахалин – остров радости и добра. Чем вам нравится остров Сахалин? Готовясь к уроку, мы с вами читали произведения сахалинских писателей: Дешина, Голубевой, Капустюк и другие. Они все живут и работают в городе Южно-Сахалинске и печатаются в литературно-художественных сборниках. Свое путешествие мы совершим с вами на кораблике, который называется “Доброта”. Мы будем с вами делать остановки у различных пристаней.
Под музыку шума моря дети имитируют качку корабля.
2 этап. Работа с материалом
Первая остановка у пристани “Музыкальная” (исполнение песни “Ну что тебе сказать про Сахалин”)
Ну что тебе сказать про Сахалин.
На острове нормальная погода.
Прибой мою тельняшку просолил,
Ведь я живу у самого восхода.
А почта с пересадками летит с материка,
До самой дальней гавани Союза
И я швыряю камешки с крутого бережка
Далекого пролива Лаперуза.
(Детям дается понятие о том, что Лаперуз – это путешественник и исследователь Сахалина, в честь которого назвали один из проливов).
Море шумит, кораблик “бежит”.
Вторая остановка у пристани “Прочитай и поделись с товарищами” (дети рассказывают стихи, легенды о Сахалине).
Легенда о создании о. Сахалин
Валерия, пос. Тымовское
Давным-давно это было. Еще во времена динозавров. Плавала тогда в просторах океана гигантская рыба. Всплыла однажды рыба из глубин морских на поверхность, да не понравилось ей яркое солнце. Хотела рыба вернуться, де не тут то было. Запуталась в огромной куче водорослей – никак не вырваться. Устала рыба биться в водорослях, легла на бок отдохнуть под жаркие лучи солнца. Медленно под горячими лучами рыба начала сохнуть. Внешний вид ее постепенно менялся. Вскоре рыба высохла совсем. Ветер заносил на нее частички, семена растений. Приплыл на древней лодке древний человек, ахнул от восхищения – таким чудесным показался этот остров среди синего моря.
Сахалин
Аня Доброва, село Костромское
Сахалин – чудесный остров
Замечательных людей.
Ты на свете всех прекрасней,
Ты для нас всего нужней,
Сахалинская природа –
Край чудесный и родной.
Что бы с нами не случилось,
Будем мы всегда с тобой.
И любить мы будем сильно
Горы, реки и поля,
Потому что есть на свете
Сахалинская земля.
Евгения Харитонова, село Молодежное
А вы знаете наш остров Сахалин?
На тюленя он похож и он один.
Вы мне скажете:
“Живут там дикари”.
Но живут там люди те же,
Что и вы...
Там природа – просто чудо,
Есть медведи, но верблюда
Вы не встретите нигде.
Лес там темный, есть и реки,
Море, озеро, орехи –
Всякой всячины полно,
Обитаем он давно.
В гости к нам вы приезжайте,
Посмотрите, разузнайте.
В горы, сопки вы сходите,
Уезжать не захотите!
После каждого выступления дети делятся впечатлениями почему они выбрали именно это стихотворенье, эту легенду.
Дети работают по календарю природы. Всем классом подходят к нему, говорят о зимних забавах детей, о погоде зимой, а также видят необычное (слова – глаголы).
Дети находят глаголы прошедшего времени и записывают их в тетрадь.
Море шумит, кораблик “бежит”.
Третья остановка у пристани “ Корреспонденты, вперед” (выступление корреспондентов из газет “Свободный Сахалин” и “Советский Сахалин”.)
Ребята, у нас гости, корреспонденты из газет “Свободный Сахалин” и “Советский Сахалин”. Сейчас они вам расскажут о Сахалинской области – единственной области, расположенной на островах, о замечательном растительном и животном мире Сахалина. Вы внимательно послушайте, затем мы составим предложения и лучшее запишем в тетрадь.
Корреспондент “Свободный Сахалин”
1. Сахалинская область – единственная в России область на островах. По площади она может вполне сравниться со средним европейским государством. Наш удивительный уголок расположен от Москвы не далеко – в каких то 8 часах пути. Правда что бы попасть сюда надо воспользоваться услугами аэрофлота. Зима на Сахалине снежная, продолжительная, а лето сравнительно короткое, дождливое. Весна затяжная, холодная, с поздними снегопадами и туманами. Необыкновенная и солнечная осень.
Корреспондент “Советский Сахалин”
2. Основным богатством Сахалина является лес. Он занимает более половины всей территории острова. По разнообразию древесных пород Сахалинская тайга одна из богатейших России. Здесь насчитывается около 200 видов деревьев, кустарников. Животный мир Сахалина богат. Водятся здесь заяц-беляк, бурый медведь, северный олень, быстроногая кабарга. Кабарга – довольно редкое, безрогое ночное животное. В области насчитывается 65 тысяч рек. Наибольшими являются: Тымь, Поронай, Найба.
Ребята записывают предложение “Сахалинская природа удивляет неповторимой красотой”. (делают синтаксический разбор данного предложения”
Море шумит, кораблик бежит.
Четвертая остановка у пристани “Стихотворная” (знакомство со стихотворением В.Малкова “Только смелый дружит с тобой”)
Подготовленные дети читают стихотворение наизусть.
I
Только смелые дружат с тобой…
У мыса Крильон, где пролив Лаперуза.
Маяк белокаменный гордо стоит…
Здесь быстрые чайки над берегом кружат
И волны дробятся о серый гранит.
II
Сахалин, Сахалин –
Русский остров на Дальнем Востоке
Край туманов и штормов жестоких
Сахалин, Сахалин, край родной
Только смелые дружат с тобой
III
Здесь солнце встает над русской границей
И утро отсюда на запад идет
Здесь радостной жизнью живут сахалинцы
И звонкая песня стремится в полет
Здесь славится труд, рыбаков и шахтеров
И зоркость солдат, что страну берегут
Здесь встретишь друзей, нет надежней которых,
Здесь руку всегда в трудный час подадут
Работа над стихотворением.
1) Чтение по цепочке.
2) Выборочное чтение.
- Какие люди дружат с Сахалином?
- Какие волны дробятся о серый гранит?
- Над какой границей встает солнце?
- Какие чайки кружат над берегом?
- Какой жизнью живут сахалинцы?
- Чей труд славится?
- Каких друзей встретишь на Сахалине?
Внимание! Внимание!
Что с кораблём? Что-то корабль наклонило и название смыло.
Чтобы течь нам устранить,
Спряженье надо применить.
(Дети вставляют окончания. Глаголы должны быть третьего лица (местоимение “он”))
Физминутка. (Игра с дельфином)
Плавает дельфин - он совсем один
Давайте с ним играть -
Лицо глаголов вспоминать.
(Учитель кидает детям мяч и называет глагол. Дети определяют лицо и возвращают мяч учителю)
Подготовка к письму по памяти отрывка из стихотворения “Только смелые дружат с тобой”.
Сахалин, Сахалин –
Русский остров на Дальнем Востоке
Край туманов и штормов жестоких
Сахалин, Сахалин, край родной
Только смелые дружат с тобой.
Читаем несколько раз и разбираем орфограммы. (дети пишут отрывок по памяти в тетрадях)
Море шумит, кораблик бежит.
Пятая остановка у пристани “Блиц-опрос” (составление альбома рисунков четвертого класса, посвященных годовщине образования Сахалинской области). (Приложение 3)
Показываю рисунок, нарисованный детьми, и задаю вопрос о глаголе.
1. Что такое глагол?
2. Что обозначает глагол?
3. На какие вопросы отвечает глагол?
4. Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?
5. Какие три времени имеет глагол?
6. В каком времени изменяются по родам глаголы?
7. На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
8. Как определить лицо глаголов?
9. Какие глаголы имеют окончания -ешь-; -ишь-?
10. Как определить спряжение глаголов с ударным окончанием?
11. Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями?
Благодаря вашим красивым рисункам и хорошим знаниям части речи (глагол) мы составили альбом рисунков нашего класса.
Море шумит, кораблик бежит.
Шестая остановка у пристани “Фотоглаз” (пока учитель читает стихотворение “Рыбка”, дети должны запомнить, сфотографировать и записать словарные слова. Кто больше.)
Рыбка плывёт, то назад, то впёрёд. Хвостиком вильнула, в глубину нырнула.
Пока рыбка всплывает, мы слова запоминаем.
Молодцы, хорошо справились с заданием.
Море шумит, кораблик бежит.
Море шумит, кораблик бежит.
Седьмая остановка у пристани “Доброе сердце” (дети приклеивают к плакату заранее приготовленные рисунки - “Дом”, “Цветы”, “Деревья”. Дети признаются в любви своему острову (прикрепляют сердца и говорят, за что они любят свой край).
Я люблю Сахалин за то, что:
- это моя Родина.
- за великолепную зимнюю рыбалку.
- за снежные белые зимы.
- за могучие зеленые леса.
- за добрый отзывчивый народ.
- за красивые водопады и распадки.
- за его форму, которая похожа на рыбу.
- за красивую и яркую осень.
- за быстрые горные реки.
- за чистые глубокие озера.
- за леса, которые богаты грибами и ягодами.
- за моря, которое богато рыбой.
- за зелень леса и шум реки.
- за множество хороших друзей и подруг.
- за прекрасную сахалинскую природу.
- за то, что здесь побывал великий Чехов.
Я сегодня вас благодарю за хорошую работу, за творческий подход к домашнему заданию. Вы сегодня нашли много интересных стихотворений и прочитали их нам, были очень активны и наверное многим захотелось самим сочинить стихотворение о родном острове. На память о нашем сегодняшнем путешествии я хочу вручить каждому из вас сладкий приз (благодарность за участие).