Работа школьного психолога с родителями имеет огромное значение в процессе воспитания и обучения детей. Родительское собрание, как одна из форм работы с семьей, сочетает в себе метод консультирования и профилактики в групповой форме.
Не секрет, что причины многих школьных проблем мы находим в том, как строятся у ребенка взаимоотношения с родителями, насколько они друг другу доверяют, как наказывают или поддерживают его.
Цель: активизация позиции родителей, информирование о наиболее эффективных способах предупреждения и преодоления зависимости от вредных привычек у подростков.
Задачи:
- Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности родителей.
- Помочь родителям осознать и понять возрастные особенности своих детей, специфику их поведения и взаимодействия со взрослым и сверстниками.
- Способствовать усилению роли семьи в воспитательном процессе
Целевая группа: родители обучающихся среднего звена общеобразовательной школы.
Методическое сопровождение: Презентация «Влияние вредных привычек у подростков на благополучие в семье».
Методы и приемы:
- блиц-интервью;
- анкетирование;
- обсуждение.
Критерии оценки эффективности:
- осознание и понимание возрастных особенностей подростков, специфики их поведения и взаимодействия со взрослым и сверстниками,
- овладение эффективными способами предупреждения вредных привычек у подростков.
Ход собрания
Вступительное слово: Здравствуйте, уважаемые родители! Подрастают наши дети… Из маленьких беспомощных детишек они превращаются в юношей и девушек. А вместе с ними растут и более серьезными становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Сегодня мы бы хотели предложить вам задуматься о вредных привычках, подстерегающих любого человека на жизненном пути.
Как же влияют вредные привычки у подростков на благополучие в семье? Давайте попробуем разобраться.
Что такое «привычка»? В толковом словаре Д.Ушакова дается следующее определение этому слову. «Привычка – образ действия, состояние, поведение или склонность, усвоенные кем-нибудь за определенный период жизни, вошедшие в обыкновение, ставшие обычными, постоянными для кого-нибудь». Несомненно, среди наиболее опасных привычек для человека являются курение, алкоголь и наркомания. Каким же образом дети достают деньги на сигареты, алкоголь и даже наркотики?
Вот наиболее частые методы, к которым прибегают подростки, чтобы достать деньги. Зачастую родители не обращают на это внимания, безоговорочно доверяя своим детям.
Воровство. Воровать в первую очередь начинают у родителей, а потом у всех подряд. Деньги стараются воровать из толстых пачек, чтобы это не было заметно. Самое удивительное, что очень часто родители действительно не замечают систематических пропаж небольших денежных сумм.
«Шантаж». Деньги выпрашиваются под предлогом того, что случилось что-то страшное как с самим подростком, так и с его друзьями. Самый частый прием шантажа – рассказ о собственных долгах и угрозах для жизни, с ними связанных.
Манипулирование. В эту группу объединяют простейшие формы поведения, направленные на то, чтобы выманить из родных и близких деньги, не прибегая к воровству.
Выпросить деньги с помощью невыполнимых обещаний. «Я буду каждый день убирать квартиру, но сегодня мне нужны деньги», «Я поздравлю бабушку с днем рождения, но мне нужно для этого 500 рублей». Родители, как правило, не контролируют выполнение обещаний. Их успокаивают слова-обещания сами по себе. Таким образом, подростку проще всего добиться денег от родителя или знакомого противоположного пола. Папы легче верят обещаниям дочек, а мамы – сыновей.
«Игра на понижение». Деньги выпрашиваются маленькими денежными суммами под предлогом необходимой большой суммы. «Мама, дай 500 рублей, моей знакомой срочно надо купить лекарства... Ну не можешь дать 500, дай хотя бы 100 рублей». Мысль, что большую сумму отдавать не надо, приносит родителям и знакомым облегчение, и они легко расстаются с маленькой суммой.
«Разделяй и властвуй». Чаще всего истории, которые подростки рассказывают родителям с целью получить от них деньги, подразделяются на истории для пап и истории для мам. Польщенные «доверием» ребенка, мамы и папы ничего не рассказывают друг другу ни о «тайнах», ни о выданных ребенку деньгах.
Уважаемые родители, давайте попробуем вместе ответить на следующие вопросы нашего блиц-интервью:
- Как Вы считаете, почему подростки курят или употребляют алкоголь или наркотики?
- Сформулируйте семейный секрет, позволяющий Вам воспитывать ребенка не употребляющим данные вещества?
- Разделяете ли Вы широко распространенную точку трения о том, что лучше пусть ребенок выпьет и семье, чем в «подворотне»?
- Представьте себе ситуацию, что Ваш ребенок пришел домой нетрезвым. Ваши действия?
Какие же, по вашему мнению, существуют для подростков альтернативы курению, употреблению алкоголя и наркотиков? (общение с друзьями, спорт, дискотека, хобби, помощь специалистов, доверительные и теплые отношения в семье).
А сейчас мы предлагаем вам ответить на вопросы небольшой анкеты под названием «Уровень благополучия в семье».
Допустимые ответы: «да», нет», «отчасти», «иногда».
За каждое «да» - 2 балла, «отчасти» или «иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов.
- Считаете ли вы, что у вас в семье есть взаимопонимание с детьми?
- Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли «по личным делам»?
- Интересуются ли они вашей работой?
- Знаете ли вы друзей ваших детей?
- Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных делах?
- Проверяете ли вы, как дети готовят домашние задания по предметам?
- Есть ли у вас общие занятия и увлечения?
- Участвуют ли дети в подготовке семейных праздников?
- Хотят ли ребята быть с вами на своих «детских праздниках», или предпочитают проводить их без вас?
- Обсуждаете ли вы с подростками прочитанные книги, газеты, журналы?
- Обсуждаются ли в семье с участием детей телевизионные передачи и фильмы?
- Бываете ли вы с детьми в театрах, музеях, на выставках и концертах?
- Совершаете ли вы совместные с детьми прогулки, туристические походы?
- Стремитесь ли вы проводить отпуск вместе с подростками?
Более 20 баллов. Ваши отношения с детьми можно считать благополучными.
От 10 до 20 баллов. Отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние.
Менее 10 баллов. Контактов с детьми явно не хватает, необходимо принимать срочные меры для их увеличения.
Уважаемые родители, мы надеемся, что наша сегодняшняя встреча поможет понять, можно ли считать ваши отношения с детьми благополучными или необходимо что-то срочно изменить, чтобы избежать беды.
И в завершение хочется вам вручить небольшие памятки с полезной для вас информацией (Приложение 1).
А мы желаем здоровья вам и вашим близким и спасибо за внимание!