В современном обществе происходят серьезные качественные и структурные изменения. Они сопровождаются разрушением старых социальных структур и созданием новых. Методы и приемы воспитания, которые применялись раньше, сегодня не всегда действенны. Ведь не секрет, что и многие взрослые не владеют методами конструктивного общения. Именно поэтому в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта на этапе основного общего образования приоритетным направлением в работе школьного психолога становится формирование социальной компетенции обучающихся, которая включает в себя развитие коммуникативных навыков через самопознание, самопонимание и самовыражение.
Цель: создание благоприятных условий для формирования коммуникативных компетенций обучающихся среднего звена общеобразовательной школы.
Задачи:
- способствовать развитию способностей установления контакта с окружающими,
- снятие внутренних коммуникативных барьеров,
- способствовать формированию навыков самопознания, самопонимания и самовыражения.
Целевая группа: обучающиеся среднего звена общеобразовательной школы.
Структура психологических занятий.
- Ритуал приветствия.
- Упражнения, направленные на развитие коммуникативных компетенций.
- Рефлексия.
Данный курс состоит из 12 занятий: вводное занятие (начальная диагностика), 10 занятий на развитие коммуникативных компетенций и заключительное занятие (итоговая диагностика). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
В основе тренинга лежит принцип добровольности и поэтапности развития группы и постепенности понимания себя каждым членом группы. Каждая встреча логически вытекает из предыдущей и является основой для последующей. Занятие начинается с упражнения, которое способствует установлению доверительной атмосферы в группе. По итогам встречи проводится обсуждение участниками тренинга полученной информации и приобретенных навыков.
Помещение, в котором будут проводиться занятия, должно быть достаточно просторным, чтобы участники имел возможность свободно передвигаться, располагаться по кругу.
Методическое сопровождение программы
Материалы и оборудование:
- методические разработки занятий (приложение 4);
- наборы карточек с эмоциональными состояниями человека (радость, удивление, обида, усталость и т.д.) и частями тела человека (спина, голова, брови, пальцы и т.д.),
- мяч;
- бумага и цветные карандаши, фломастеры, ручки;
- столы и стулья по количеству участников;
- набор диагностических методик (приложение 3), компьютер;
- оборудование сенсорной комнаты (магнитофон, диски с разнообразной музыкой, аромолампа с эфирным маслом “Жасмин”, картина со звуками птиц, водопад).
Принципы работы тренинговой группы.
1. Принцип добровольного участия в работе группы.
2. Принцип обратной связи.
3. Принцип самопознания.
4. Принцип равноправного участия.
5. Принцип психологической безопасности.
Используемые методы и приемы:
- упражнения с элементами игры;
- психотерапевтические приемы (визуализация, обратная связь);
- направленное обсуждение проблемы.
До и после проведения программы проводится
диагностическое обследование с помощью
следующих диагностических методик (Приложение 3):
Тест “Оценка уровня общительности (тест В.Ф.
Ряховского)”.
Результаты сравниваются.
Критерии оценки эффективности:
- умение конструктивно выражать свои мысли;
- разрешение конфликтов ? выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка.
Программа состоит из пояснительной записки, учебно-тематического плана (приложение 1), содержания программы (приложение 2), методического сопровождения (приложение 3 и 4), списка литературы.
Риски: отсутствуют, так как программа сориентирована на принципе добровольности.
Список литературы
- Вачков И. Основы технологии группового тренинга: Психотехники: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., Издательство “Ось-89”, 2000.
- Васильева Н.Л. Репрезентативные системы и их роль в формировании взаимоотношений в семьях детей и подростков с пограничными нервно-психическими расстройствами: Реф. канд. дис. – СПб., 1996.
- Интернет-ресурсы.
- Кипнис М. 59 лучших игр и упражнений для развития управления коммуникациями. Тренируем общение способность влиять и убеждать / Михаил Кипнис. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2009.
- Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М., Просвещение, 1991.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996.
- Майерс Д. Социальная психология – СПб: Питер, 1999.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000.
- Психокоррекция. Теория и практика. / Под ред. Ю.С. Шевченко, В.П.Добриденя, О.Н. Усановой. - М.: НПЦ “Коррекция”, 1995.
- Рудякова О.Н. Развитие культуры общения в подростковой среде: программа, разработки занятий, рекомендации / авт.-сост. О.Н.Рудякова. – Волгоград: Учитель, 2011.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. /под ред. М.И.Буянова – М.: Просвещение, 1990.