Программа-тренинг "Давайте общаться!"

Разделы: Школьная психологическая служба, Коррекционная педагогика


В современном обществе происходят серьезные качественные и структурные изменения. Они сопровождаются разрушением старых социальных структур и созданием новых. Методы и приемы воспитания, которые применялись раньше, сегодня не всегда действенны. Ведь не секрет, что и многие взрослые не владеют методами конструктивного общения. Именно поэтому в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта на этапе основного общего образования приоритетным направлением в работе школьного психолога становится формирование социальной компетенции обучающихся, которая включает в себя развитие коммуникативных навыков через самопознание, самопонимание и самовыражение.

Цель: создание благоприятных условий для формирования коммуникативных компетенций обучающихся среднего звена общеобразовательной школы.

Задачи:

- способствовать развитию способностей установления контакта с окружающими,

- снятие внутренних коммуникативных барьеров,

- способствовать формированию навыков самопознания, самопонимания и самовыражения.

Целевая группа: обучающиеся среднего звена общеобразовательной школы.

Структура психологических занятий.

  1. Ритуал приветствия.
  2. Упражнения, направленные на развитие коммуникативных компетенций.
  3. Рефлексия.

Данный курс состоит из 12 занятий: вводное занятие (начальная диагностика), 10 занятий на развитие коммуникативных компетенций и заключительное занятие (итоговая диагностика). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

В основе тренинга лежит принцип добровольности и поэтапности развития группы и постепенности понимания себя каждым членом группы. Каждая встреча логически вытекает из предыдущей и является основой для последующей. Занятие начинается с упражнения, которое способствует установлению доверительной атмосферы в группе. По итогам встречи проводится обсуждение участниками тренинга полученной информации и приобретенных навыков.

Помещение, в котором будут проводиться занятия, должно быть достаточно просторным, чтобы участники имел возможность свободно передвигаться, располагаться по кругу.

Методическое сопровождение программы

Материалы и оборудование:

- методические разработки занятий (приложение 4);

- наборы карточек с эмоциональными состояниями человека (радость, удивление, обида, усталость и т.д.) и частями тела человека (спина, голова, брови, пальцы и т.д.),

- мяч;

- бумага и цветные карандаши, фломастеры, ручки;

- столы и стулья по количеству участников;

- набор диагностических методик (приложение 3), компьютер;

- оборудование сенсорной комнаты (магнитофон, диски с разнообразной музыкой, аромолампа с эфирным маслом “Жасмин”, картина со звуками птиц, водопад).

Принципы работы тренинговой группы.

1. Принцип добровольного участия в работе группы.

2. Принцип обратной связи.

3. Принцип самопознания.

4. Принцип равноправного участия.

5. Принцип психологической безопасности.

Используемые методы и приемы:

- упражнения с элементами игры;

- психотерапевтические приемы (визуализация, обратная связь);

- направленное обсуждение проблемы.

До и после проведения программы проводится диагностическое обследование с помощью следующих диагностических методик (Приложение 3):

  1. Тест “Оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского)”.
  2. Тест “Коммуникативные и организаторские склонности” Синявский В.В., Федорошин В.А. (КОС).
  3. Анкета “Наши отношения”.

Результаты сравниваются.

Критерии оценки эффективности:

- умение конструктивно выражать свои мысли;

- разрешение конфликтов ? выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка.

Программа состоит из пояснительной записки, учебно-тематического плана (приложение 1), содержания программы (приложение 2), методического сопровождения (приложение 3 и 4), списка литературы.

Риски: отсутствуют, так как программа сориентирована на принципе добровольности.

Список литературы

  1. Вачков И. Основы технологии группового тренинга: Психотехники: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., Издательство “Ось-89”, 2000.
  2. Васильева Н.Л. Репрезентативные системы и их роль в формировании взаимоотношений в семьях детей и подростков с пограничными нервно-психическими расстройствами: Реф. канд. дис. – СПб., 1996.
  3. Интернет-ресурсы.
  4. Кипнис М. 59 лучших игр и упражнений для развития управления коммуникациями. Тренируем общение способность влиять и убеждать / Михаил Кипнис. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2009.
  5. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М., Просвещение, 1991.
  6. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996.
  7. Майерс Д. Социальная психология – СПб: Питер, 1999.
  8. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000.
  9. Психокоррекция. Теория и практика. / Под ред. Ю.С. Шевченко, В.П.Добриденя, О.Н. Усановой. - М.: НПЦ “Коррекция”, 1995.
  10. Рудякова О.Н. Развитие культуры общения в подростковой среде: программа, разработки занятий, рекомендации / авт.-сост. О.Н.Рудякова. – Волгоград: Учитель, 2011.
  11. Чистякова М.И. Психогимнастика. /под ред. М.И.Буянова – М.: Просвещение, 1990.