Только вместе с родителями, общими
усилиями,
учителя могут дать детям большое человеческое
счастье.
(В.А. Сухомлинский)
“Современная педагогика рассматривает семью как один из самых влиятельных факторов, воздействующих на становление личности ребенка. Влияние семьи осуществляется в период, когда психика ребенка наиболее чувствительна и пластична”.[2] Поэтому в его воспитании важнейшее значение имеют уровень нравственной культуры родителей, их устремления, семейные традиции, вся атмосфера семьи.
Работа с родителями воспитанников является важным направлением деятельности педагогического коллектива коррекционной школы. Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру, педагоги могут добиться положительных результатов в подготовке детей с проблемами в развитии к жизни и к труду.[2]
Вместе с тем, ввиду специфических условий работы, связанных с психофизическими особенностями контингента учащихся, особенностей социального положения и недостаточного культурного уровня семей воспитанников в коррекционной школе не может быть использован в полном объеме опыт работы с родителями учащихся, накопленный массовой школой.
В результате проведенных исследований выявлено своеобразие положения ребенка с проблемами в развитии в семье и самой семьи.
Большинство родителей детей, имеющих проблемы в развитии, имеют низкий уровень образования и культуры. Отношение их к ребенку во многих случаях отличается неустойчивостью. На нервной системе ребенка губительно сказывается напряженная семейная обстановка, конфликты между родителями.
У многих родителей существует предубеждение против школы этого типа. Они препятствуют переводу их детей из массовой школы и в дальнейшем, в процессе обучения детей в коррекционной школе, сохраняют негативное отношение к ней, что, несомненно, влияет и на отношение их детей к школе.
Большой вред причиняет ребенку несвоевременное помещение его в коррекционную школу. Задерживая ученика с проблемами в развитии в массовой школе, родители тем самым тормозят его развитие. В этом случае ребенок, не понимая учебного материала, находится в постоянном напряжении, теряет уверенность в себе и интерес к учебе. В результате создается благоприятная почва для нервных и психических срывов. Поэтому родителям детей с проблемами в развитии следует своевременно разъяснять, что их ребенок должен обучаться в коррекционной школе.
Благоприятные предпосылки для успешного осуществления воспитания ребенка могут быть созданы только на основе оздоровления семейной обстановки, нормализации отношения семьи, к своему ребенку, к учителям, воспитателям и к коррекционной школе в целом.
При организации работы с семьями воспитанников коррекционной школы-интерната нужно обязательно учитывать:
- психофизические особенности учащихся:
- их положение в семье;
- особенности методов воспитания и обучения детей с проблемами в развитии;
- социальное положение, культурный уровень и бытовые условия каждой семьи;
- удаленность места жительства семей от школы.
В связи с этим первоочередной задачей в работе с родителями воспитанников является проведение тщательного обследования каждой семьи и анализа полученных данных.
В процессе обследования получены следующие данные:
1. Общие сведения о семье (состав семьи, место работы и род занятий родителей, жилищные и материально-бытовые условия).
2. Культурный уровень, образование родителей и других членов семьи, их интересы.
3. Положение ребенка в семье (отношение к нему родителей, их влияние на него, внутрисемейные отношения).
4. Отношение семьи к коррекционной школе (считают ли родители пребывание своего ребенка в этой школе целесообразным; известны ли им задачи школы; как осуществляется дома охранительный режим, трудовое воспитание; как организуется досуг; как представляют родители будущее ребенка; какова связь семьи с педагогами школы). [4]
5.Наличие внесемейного влияния на ребенка (соседей, одноклассников, референтной группы).
На каждую семью заполняется анкета, содержащая указанные пункты.
Для нормализации взаимоотношений между родителями и детьми с проблемами в развитии осуществляется корригирующее воспитательное воздействие на семью, и в первую очередь ознакомление родителей с особенностями развития, воспитания и обучения детей с проблемами в развитии:
- с особенностями их психического развития;
- с индивидуальными особенностями каждого ребенка, обусловленными характером его дефекта;
- с особенностями вторичных отклонений в развитии, которые могут возникнуть в неблагоприятных условиях под воздействием первичных дефектов;
- со специальными задачами коррекционной школы;
- с методами и содержанием воспитательной работы в коррекционной школе.
В процессе проведения работы с родителями воспитанников необходимо правильно организовать жизнь и деятельность детей в семье, создать благоприятную эмоциональную и нравственную семейную атмосферу, которая содействует формированию социально полезных качеств личности ребенка и предупреждает развитие отрицательных качеств.
В своей работе необходимо использовать разнообразные формы работы с родителями воспитанников. Классные формы работы с родителями: проведение классно-групповых родительских собраний, групповых консультаций и бесед. Классно-групповые родительские собрания следует проводить не реже 1 раза в четверть. Родителям заблаговременно направляются пригласительные билеты с повесткой дня. К каждому собранию соответствующим образом оформляется классная комната, организуется выставка работ учащихся.
В повестку дня классно-групповых родительских собраний включаются небольшие доклады - сообщения на определенную тему, содержащие конкретные советы и рекомендации, а также организуется обмен опытом по семейному воспитанию. К участию в собраниях и оказанию помощи школе привлекаются и отцы учащихся, которые обычно уклоняются от воспитания ребенка с проблемами в развитии.
Одной из самых популярных форм участия родителей в учебно-воспитательном процессе является “семейный час”. Он готовится классным руководителем вместе с учащимися и родителями и для них же проводится.
У большинства семей есть увлечение - любимое дело, которое объединяет и взрослых, и детей. В одних любят шить, в других что-либо коллекционируют. Есть спортивные семьи и семейные фольклорные ансамбли. Эту сторону семейной жизни нужно использовать в работе. Взрослые и дети рассказывают о своих занятиях в свободное время, организуют выставки своих поделок и художественных изделий, делятся впечатлениями о прочитанных книгах, исполняют любимые музыкальные произведения, приносят грамоты и вымпелы, завоеванные в спортивных соревнованиях, показывают фотографии любимых домашних животных, демонстрируют коллекции марок, монет и т.д.
Хорошей традицией родительских собраний, которая существует в течение всего времени обучения ребенка в школе, является ведение родительского дневника. Родительский дневник — это обычная тетрадь, в которой ведутся записи родителей. Он заводится на первой встрече классного руководителя с родителями. В этом дневнике родители делают записи после родительских собраний, свои выводы, пожелания учителям и дают свои рекомендации классному руководителю по организации общения с их ребенком. Вторая часть дневника посвящена размышлениям родителей о будущем своего ребенка, каким они хотят его видеть, что хотят в нем развить, что хотят ему пожелать. Обязательная страничка каждого родительского дневника и родительского собрания — страничка Радости. Ее готовит для родителей классный руководитель к каждому родительскому собранию. На этой странице фиксируются достижения детей, связанные с его обучением и воспитанием. Например, если учащийся класса по характеру скромный, застенчивый, немного замкнутый, и он принял участие в каком- либо общешкольном, а может быть даже районном мероприятии, то это является большим успехом для данного ученика и об этом успехе обязательно должен узнать родитель. Или при поступлении в школу ученик состоял на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и имел грубые нарушения в поведении, то на данной странице отмечаются все положительные поступки за период нахождения данного ученика в школе. Также на эту страничку можно приложить грамоты, которыми был отмечен ученик. Каждое родительское собрание начинается с того, что родители получают страничку Радости, и в течение всего родительского собрания работают с ней. Классный руководитель напоминает родителям внимательно прочесть записи на страничке Радости и задать волнующие вопросы в ходе собрания или в конце его.
Страничка Радости помогает родителям больше узнать об их детях, обращает внимание семьи на те моменты, которые родители, может быть, пропустили в силу собственной занятости или невнимательности, фиксирует достижения ребенка, которые формируются в семье и проявляются в детском коллективе. [5]
Ведение родительского дневника помогает видеть положительное изменение родительской позиции, развивает родительскую интуицию и наблюдательность. Очень полезной и необходимой формой работы с семьей являются родительские чтения.
Родительские чтения дают возможность родителям ознакомиться с педагогической литературой по определенной проблеме, высказать свое к ней отношение, подготовить родителей к восприятию тех или иных изменений, которые происходят в подростковой среде. Родительские чтения - очень своеобразная форма работы с родителями, которая дает им возможность не только слушать лекции педагогов, но и самим изучать литературу по проблеме. [5]
В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали родительские тренинги. Родительские тренинги — это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком. Огромно значение родительских тренингов для тех родителей. которые только начали приобретать опыт воспитания ребенка-школьника. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы. На отношение родителей к ребенку с проблемами в развитии и во многих случаях на взаимоотношения между родителями положительно влияют индивидуальные беседы с родителями. Индивидуальные консультации могут проводиться по инициативе родителей или по инициативе классного руководителя.
При подготовке и проведении индивидуальной работы с семьей нужно придерживаться, определенной этики общения с родителями
- Необходимо заранее обсудить возможность проведения такой консультации.
- Родители должны быть приглашены на консультацию в доброжелательной и спокойной форме.
- Время консультации или беседы должно быть четко оговорено.
- Родители не должны ждать под дверью своей участи.
- Желательно, чтобы оба родителя присутствовали на встрече.
- Необходимо четко формулировать цели консультации, ее актуальность.
- Родители должны иметь возможность высказаться в полной мере по обсуждаемой проблеме.
- Все доводы родителей, их аргументы “за” и “против” должны быть внимательно выслушаны.
- В ходе консультации родители должны получить четкие рекомендации и предложения, по обсуждаемой проблеме.
- Если в этом есть необходимость, в ходе консультации родители получают возможность встретиться со специалистами и организовать дополнительное консультирование ребенка.
- Если присутствие ребенка в ходе консультации обязательно, то он приглашается на встречу. [1]
Посещение ребенка на дому — это крайняя мера. Не многие родители готовы к тому, чтобы классный руководитель беспокоил их дома. Но если совместная школьная жизнь только начинается, необходимо в беде и в радости учиться быть вместе. Преподаватель может не только прийти и проверить наличие уголка школьника, но и поздравить с днем рождения, навестить больного ребенка вместе с его одноклассниками, вместе с ребятами помочь по хозяйству, если в этом есть необходимость. Такие приемы возможны только в том случае, если они связаны с определенными обстоятельствами в жизни ученика. Однако в последнее время мы встречаемся с такой ситуацией, что ребята в собственных семьях подвергаются насилию со стороны взрослых, матери забывают о своем предназначении. Дети в таких семьях чувствуют себя изгоями. Поэтому необходимо чаще бывать в семьях таких, ребят, не оставляя их без поддержки и помощи.
Учитывая особенности комплектования коррекционных школ-интернатов — удаленность места жительства семей воспитанников от территории школы, используется и такая форма связи с родителями, как переписка. Переписка осуществляется с самыми разными целями. Родители обращаются к педагогам, руководителям школы с вопросами, просят что-либо сообщить, посоветовать. Письма могут содержать информацию о проводимых для родителей мероприятиях, об успехах их ребенка, благодарность за хорошее воспитание ребенка, рекомендации по. вопросам воспитания, осуществлению лечебно-оздоровительного режима, а также разного рода поздравления и приглашения.
Показателем эффективности названных форм работы можно считать адекватные детско-родительские отношения, активная позиция родителей в процессе воспитания детей, наличие в сознание родителей ответственности и чувства причастности к процессу обучения ребенка, повышения уровня компетентности родителей в вопросах коррекционного развития, доверительные отношения между родителями и педагогом, адекватное оценивание родителями своего ребенка.
Результат работы с родителями можно проследить по данной таблице
Критерий | 2008-2009 уч.год | 2009-2010 уч.год | 2010-2011 уч.год |
Посещаемость учащимися школы | 89% | 90% | 97% |
Посещаемость родителями родительских собраний | 90% | 100% | 90% |
Посещаемость родителей общешкольных родительских собраний | 50% | 70% | 70% |
Со всеми родителями учащихся налажена тесная связь через телефонные звонки и письма. |
В заключение, необходимо еще раз подчеркнуть, что в работе с родителями педагог должен всегда и во всем соблюдать педагогические нормы и такт, следовать тому идеалу гуманистических отношений, которые он формирует у детей.
Список литературы:
- Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. – М.: Просвещение, 1986.
- Воронкова В.В. Воспитание и обучение во вспомогательной школе.- М.: Школа-ПРЕСС, 1994.
- Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. – М.: Вако, 2006.
- Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1984.
- Шульгина В.П. Методическая копилка для учителей начальных классов. – М.: Изд-во “Феникс”, 2002.