Формы, методы и приемы работы с родителями учащихся коррекционной школы

Разделы: Работа с родителями


Только вместе с родителями, общими усилиями,
учителя могут дать детям большое человеческое счастье.

(В.А. Сухомлинский)

“Современная педагогика рассматривает семью как один из самых влиятельных факторов, воздействующих на становление личности ребенка. Влияние семьи осуществляется в период, когда психика ребенка наиболее чувствительна и пластична”.[2] Поэтому в его воспитании важнейшее значение имеют уровень нравственной культуры родителей, их устремления, семейные традиции, вся атмосфера семьи.

Работа с родителями воспитанников является важным направлением деятельности педагогического коллектива коррекционной школы. Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру, педагоги могут добиться положительных результатов в подготовке детей с проблемами в развитии к жизни и к труду.[2]

Вместе с тем, ввиду специфических условий работы, связанных с психофизическими особенностями контингента учащихся, особенностей социального положения и недостаточного культурного уровня семей воспитанников в коррекционной школе не может быть использован в полном объеме опыт работы с родителями учащихся, накопленный массовой школой.

В результате проведенных исследований выявлено своеобразие положения ребенка с проблемами в развитии в семье и самой семьи.

Большинство родителей детей, имеющих проблемы в развитии, имеют низкий уровень образования и культуры. Отношение их к ребенку во многих случаях отличается неустойчивостью. На нервной системе ребенка губительно сказывается напряженная семейная обстановка, конфликты между родителями.

У многих родителей существует предубеждение против школы этого типа. Они препятствуют переводу их детей из массовой школы и в дальнейшем, в процессе обучения детей в коррекционной школе, сохраняют негативное отношение к ней, что, несомненно, влияет и на отношение их детей к школе.

Большой вред причиняет ребенку несвоевременное помещение его в коррекционную школу. Задерживая ученика с проблемами в развитии в массовой школе, родители тем самым тормозят его развитие. В этом случае ребенок, не понимая учебного материала, находится в постоянном напряжении, теряет уверенность в себе и интерес к учебе. В результате создается благоприятная почва для нервных и психических срывов. Поэтому родителям детей с проблемами в развитии следует своевременно разъяснять, что их ребенок должен обучаться в коррекционной школе.

Благоприятные предпосылки для успешного осуществления воспитания ребенка могут быть созданы только на основе оздоровления семейной обстановки, нормализации отношения семьи, к своему ребенку, к учителям, воспитателям и к коррекционной школе в целом.

При организации работы с семьями воспитанников коррекционной школы-интерната нужно обязательно учитывать:

  • психофизические особенности учащихся:
  • их положение в семье;
  • особенности методов воспитания и обучения детей с проблемами в развитии;
  • социальное положение, культурный уровень и бытовые условия каждой семьи;
  • удаленность места жительства семей от школы.

В связи с этим первоочередной задачей в работе с родителями воспитанников является проведение тщательного обследования каждой семьи и анализа полученных данных.

В процессе обследования получены следующие данные:

1. Общие сведения о семье (состав семьи, место работы и род занятий родителей, жилищные и материально-бытовые условия).

2. Культурный уровень, образование родителей и других членов семьи, их интересы.

3. Положение ребенка в семье (отношение к нему родителей, их влияние на него, внутрисемейные отношения).

4. Отношение семьи к коррекционной школе (считают ли родители пребывание своего ребенка в этой школе целесообразным; известны ли им задачи школы; как осуществляется дома охранительный режим, трудовое воспитание; как организуется досуг; как представляют родители будущее ребенка; какова связь семьи с педагогами школы). [4]

5.Наличие внесемейного влияния на ребенка (соседей, одноклассников, референтной группы).

На каждую семью заполняется анкета, содержащая указанные пункты.

Для нормализации взаимоотношений между родителями и детьми с проблемами в развитии осуществляется корригирующее воспитательное воздействие на семью, и в первую очередь ознакомление родителей с особенностями развития, воспитания и обучения детей с проблемами в развитии:

  • с особенностями их психического развития;
  • с индивидуальными особенностями каждого ребенка, обусловленными характером его дефекта;
  • с особенностями вторичных отклонений в развитии, которые могут возникнуть в неблагоприятных условиях под воздействием первичных дефектов;
  • со специальными задачами коррекционной школы;
  • с методами и содержанием воспитательной работы в коррекционной школе.

В процессе проведения работы с родителями воспитанников необходимо правильно организовать жизнь и деятельность детей в семье, создать благоприятную эмоциональную и нравственную семейную атмосферу, которая содействует формированию социально полезных качеств личности ребенка и предупреждает развитие отрицательных качеств.

В своей работе необходимо использовать разнообразные формы работы с родителями воспитанников. Классные формы работы с родителями: проведение классно-групповых родительских собраний, групповых консультаций и бесед. Классно-групповые родительские собрания следует проводить не реже 1 раза в четверть. Родителям заблаговременно направляются пригласительные билеты с повесткой дня. К каждому собранию соответствующим образом оформляется классная комната, организуется выставка работ учащихся.

В повестку дня классно-групповых родительских собраний включаются небольшие доклады - сообщения на определенную тему, содержащие конкретные советы и рекомендации, а также организуется обмен опытом по семейному воспитанию. К участию в собраниях и оказанию помощи школе привлекаются и отцы учащихся, которые обычно уклоняются от воспитания ребенка с проблемами в развитии.

Одной из самых популярных форм участия родителей в учебно-воспитательном процессе является “семейный час”. Он готовится классным руководителем вместе с учащимися и родителями и для них же проводится.

У большинства семей есть увлечение - любимое дело, которое объединяет и взрослых, и детей. В одних любят шить, в других что-либо коллекционируют. Есть спортивные семьи и семейные фольклорные ансамбли. Эту сторону семейной жизни нужно использовать в работе. Взрослые и дети рассказывают о своих занятиях в свободное время, организуют выставки своих поделок и художественных изделий, делятся впечатлениями о прочитанных книгах, исполняют любимые музыкальные произведения, приносят грамоты и вымпелы, завоеванные в спортивных соревнованиях, показывают фотографии любимых домашних животных, демонстрируют коллекции марок, монет и т.д.

Хорошей традицией родительских собраний, которая существует в течение всего времени обучения ребенка в школе, является ведение родительского дневника. Родительский дневник — это обычная тетрадь, в которой ведутся записи родителей. Он заводится на первой встрече классного руководителя с родителями. В этом дневнике родители делают записи после родительских собраний, свои выводы, пожелания учителям и дают свои рекомендации классному руководителю по организации общения с их ребенком. Вторая часть дневника посвящена размышлениям родителей о будущем своего ребенка, каким они хотят его видеть, что хотят в нем развить, что хотят ему пожелать. Обязательная страничка каждого родительского дневника и родительского собрания — страничка Радости. Ее готовит для родителей классный руководитель к каждому родительскому собранию. На этой странице фиксируются достижения детей, связанные с его обучением и воспитанием. Например, если учащийся класса по характеру скромный, застенчивый, немного замкнутый, и он принял участие в каком- либо общешкольном, а может быть даже районном мероприятии, то это является большим успехом для данного ученика и об этом успехе обязательно должен узнать родитель. Или при поступлении в школу ученик состоял на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и имел грубые нарушения в поведении, то на данной странице отмечаются все положительные поступки за период нахождения данного ученика в школе. Также на эту страничку можно приложить грамоты, которыми был отмечен ученик. Каждое родительское собрание начинается с того, что родители получают страничку Радости, и в течение всего родительского собрания работают с ней. Классный руководитель напоминает родителям внимательно прочесть записи на страничке Радости и задать волнующие вопросы в ходе собрания или в конце его.

Страничка Радости помогает родителям больше узнать об их детях, обращает внимание семьи на те моменты, которые родители, может быть, пропустили в силу собственной занятости или невнимательности, фиксирует достижения ребенка, которые формируются в семье и проявляются в детском коллективе. [5]

Ведение родительского дневника помогает видеть положительное изменение родительской позиции, развивает родительскую интуицию и наблюдательность. Очень полезной и необходимой формой работы с семьей являются родительские чтения.

Родительские чтения дают возможность родителям ознакомиться с педагогической литературой по определенной проблеме, высказать свое к ней отношение, подготовить родителей к восприятию тех или иных изменений, которые происходят в подростковой среде. Родительские чтения - очень своеобразная форма работы с родителями, которая дает им возможность не только слушать лекции педагогов, но и самим изучать литературу по проблеме. [5]

В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали родительские тренинги. Родительские тренинги — это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком. Огромно значение родительских тренингов для тех родителей. которые только начали приобретать опыт воспитания ребенка-школьника. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы. На отношение родителей к ребенку с проблемами в развитии и во многих случаях на взаимоотношения между родителями положительно влияют индивидуальные беседы с родителями. Индивидуальные консультации могут проводиться по инициативе родителей или по инициативе классного руководителя.

При подготовке и проведении индивидуальной работы с семьей нужно придерживаться, определенной этики общения с родителями

    1. Необходимо заранее обсудить возможность проведения такой консультации.
    2. Родители должны быть приглашены на консультацию в доброжелательной и спокойной форме.
    3. Время консультации или беседы должно быть четко оговорено.
    4. Родители не должны ждать под дверью своей участи.
    5. Желательно, чтобы оба родителя присутствовали на встрече.
    6. Необходимо четко формулировать цели консультации, ее актуальность.
    7. Родители должны иметь возможность высказаться в полной мере по обсуждаемой проблеме.
    8. Все доводы родителей, их аргументы “за” и “против” должны быть внимательно выслушаны.
    9. В ходе консультации родители должны получить четкие рекомендации и предложения, по обсуждаемой проблеме.
    10. Если в этом есть необходимость, в ходе консультации родители получают возможность встретиться со специалистами и организовать дополнительное консультирование ребенка.
    11. Если присутствие ребенка в ходе консультации обязательно, то он приглашается на встречу. [1]

Посещение ребенка на дому — это крайняя мера. Не многие родители готовы к тому, чтобы классный руководитель беспокоил их дома. Но если совместная школьная жизнь только начинается, необходимо в беде и в радости учиться быть вместе. Преподаватель может не только прийти и проверить наличие уголка школьника, но и поздравить с днем рождения, навестить больного ребенка вместе с его одноклассниками, вместе с ребятами помочь по хозяйству, если в этом есть необходимость. Такие приемы возможны только в том случае, если они связаны с определенными обстоятельствами в жизни ученика. Однако в последнее время мы встречаемся с такой ситуацией, что ребята в собственных семьях подвергаются насилию со стороны взрослых, матери забывают о своем предназначении. Дети в таких семьях чувствуют себя изгоями. Поэтому необходимо чаще бывать в семьях таких, ребят, не оставляя их без поддержки и помощи.

Учитывая особенности комплектования коррекционных школ-интернатов — удаленность места жительства семей воспитанников от территории школы, используется и такая форма связи с родителями, как переписка. Переписка осуществляется с самыми разными целями. Родители обращаются к педагогам, руководителям школы с вопросами, просят что-либо сообщить, посоветовать. Письма могут содержать информацию о проводимых для родителей мероприятиях, об успехах их ребенка, благодарность за хорошее воспитание ребенка, рекомендации по. вопросам воспитания, осуществлению лечебно-оздоровительного режима, а также разного рода поздравления и приглашения.

Показателем эффективности названных форм работы можно считать адекватные детско-родительские отношения, активная позиция родителей в процессе воспитания детей, наличие в сознание родителей ответственности и чувства причастности к процессу обучения ребенка, повышения уровня компетентности родителей в вопросах коррекционного развития, доверительные отношения между родителями и педагогом, адекватное оценивание родителями своего ребенка.

Результат работы с родителями можно проследить по данной таблице

Критерий 2008-2009 уч.год 2009-2010 уч.год 2010-2011 уч.год
Посещаемость учащимися школы 89% 90% 97%
Посещаемость родителями родительских собраний 90% 100% 90%
Посещаемость родителей общешкольных родительских собраний 50% 70% 70%

Со всеми родителями учащихся налажена тесная связь через телефонные звонки и письма.

В заключение, необходимо еще раз подчеркнуть, что в работе с родителями педагог должен всегда и во всем соблюдать педагогические нормы и такт, следовать тому идеалу гуманистических отношений, которые он формирует у детей.

Список литературы:

  1. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. – М.: Просвещение, 1986.
  2. Воронкова В.В. Воспитание и обучение во вспомогательной школе.- М.: Школа-ПРЕСС, 1994.
  3. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. – М.: Вако, 2006.
  4. Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1984.
  5. Шульгина В.П. Методическая копилка для учителей начальных классов. – М.: Изд-во “Феникс”, 2002.