Тип урока: урок изучения нового материала с мультимедийной поддержкой
Цели урока:
- Сформулировать понятие о степени окисления. Научить находить степени окисления по формуле вещества и составлять формулы бинарных соединений по степени окисления. Познакомить с началами номенклатуры химических соединений.
- Воспитание положительного отношения к знаниям.
- Развитие аналитического, критического мышления.
Средства обучения: компьютер, проектор.
Методы и методические приемы: словесные, наглядные, самостоятельная работа
Ход урока
Рассказ с демонстрацией слайдов, беседа, просмотр слайдов с комментариями учителя.
I. Вступительное слово учителя:
Степень окисления является важной характеристикой состояния атома в молекуле.
Знать:
- элементы с постоянной степенью окисления;
- элементы, высшая валентность которых не равна номеру группы, в которой они находятся периодической системе;
- Соединения водорода и кислорода, в которых эти элементы имеют не характерные для них степени окисления. (Слайд №2)
Уметь:
- определять степени окисления элемента по его положению в периодической системе;
- определять степени окисления элементов по формуле;
- составлять формулы бинарных соединений по степени окисления; Называть бинарные соединения. (Слайд №3)
II. Изучение нового материала.
1. Понятие о степени окисления (СО) (слайд №4)
2. Элементы с постоянной СО (слайд №5)
3. Элементы с переменной СО (слайд №6)
4. Нетипичные СО водорода и кислорода (слайд №7)
5. Определение СО неметаллов (слайд №8)
Например: Элемент азот может иметь следующие степени окисления (слайд №9)
Низшая отрицательную СО |
Промежуточная СО |
Высшая положительная СО |
||||||
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
+3 |
+4 |
+5 |
NН3 |
N2Н4 |
NН2ОН |
N2 |
N2О |
NО |
N2О3 |
NО2 |
N2О5 |
6. Любая формула является электронейтральной, поэтому алгебраическая сумма степеней окисления всех атомов в молекуле =0. Степени окисления записывают над символами элементов со знаком «+» или « -» перед их величинами.(Слайд №10)
7. Как узнать какой элемент в соединении проявляет отрицательную СО?
Металлы во всех сложных соединениях имеют только положительные степени окисления.(Слайд №11)
8. В соединениях с ионной связью степени окисления элементов равны зарядам ионов.
Например:
Na+Cl- степень окисления натрия равна +1, хлора = -1
K2+O2- степень окисления калия = +1, кислорода = -2.(слайд №12)
9. В соединениях с ковалентной неполярной связью степень окисления = 0
Например: О20, Р0, Н20, С0 (слайд № 13)
10. В соединениях с ковалентной полярной связью степень окисления элемента – это условный заряд его атома в молекуле, если считать, что молекула состоит из ионов, то есть рассматривать ковалентные полярные связи как ионные связи.
Например:H :Clсчитают, что общая электронная пара полностью переходит к атому хлора (ЭОCl > ЭОH), то есть связь становится ионной H+Cl-, следовательно степень окисления водорода +1, а хлора -1. H+1Cl-1 (слайд №14)
11. Правила составления формул химических соединений (слайд №14,15,16,17)
12. Упражнения в определении степени окисления (Слайд №18)
13. Номенклатура бинарных соединений. (Слайд №19)
Первое слово |
+ |
Второе слово |
В корне слова от 3 до 5 букв латинского названия электроотрицательного химического элемента + суффикс «ид» |
+ |
русское название электроположительного химического элемента в родительном падеже (с указанием СО, если она переменная) |
(Слайд №20)
Химические элементы | Корень слова |
N |
Нитрогениум |
Br |
Бромум |
H |
Гидрогениум |
O |
Оксигениум |
Si |
Силициум |
S |
Сульфур |
C |
Карбонеум |
F |
Фторум |
Cl |
Хлорум |
14. Упражнения в названии химических соединений. (Слайд №21)
15. Составление формул соединений по названию.(Слайд №22)
III. Домашнее задание: §17, упражнения 1-3 (с.90)
IV. Подведение итогов урока.
V. Рефлексия (составление синквейна)
Литература:
- Габриелян О.С.. Химия 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.:Дрофа, 2009г.
- Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В.. Настольная книга учителя. Химия 8 класс. М.: Дрофа, 2002г.
- Егоров А.С., Шацкая К.П. и др. Общая и неорганическая химия: учебное пособие для учащихся медицинских лицеев, медико-биологических классов и классов с углубленным изучением химии.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997.