Муляжный метод моделирования в дизайне одежды

Разделы: Технология, Презентация к уроку


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (876 кБ)


Цели занятия:

  • Продолжать формировать у учащихся представление о профессии дизайнера одежды.
  • Ознакомить учащихся с объемными способами моделирования одежды: муляжный метод, метод наколки на манекене.
  • Развивать творческое воображение, эстетический вкус, способность самостоятельно решать изобретательские задачи.

Материально-техническое обеспечение: презентация «Элективный курс «В мире высокой моды», компьютер, проектор, экран, манекены, ткани, булавки.

Практическая часть занятия: моделирование корсета методом наколки.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Повторение и проверка домашнего задания:

- На прошлом занятии мы говорили о костюмографике. Напомните, какие типы изображения костюма мы знаем? (Научное - строго выверенное и конкретное сообщение, например, о форме костюма и её деталях.(слайд №4) Художественное - эмоциональное эстетическое восприятие. (слайд №5) Техническое - сочетание элементов научного и художественного типов изображения) (слайд №6)

- Какие выразительные средства используются в эскизе? (Точка, линия и пятно; изгибы и изломы; очертания; различные объединения очертаний)

(слайд №7)

- Когда мы пытаемся представить себе человека, наше воображение рисует лицо с выразительными контурами бровей. Если человек сердит или хмурится, брови угловаты и остры, если настроение добродушное – они мягкие и расслабленные. По чертам лица мы безошибочно узнаем о состоянии души и мыслей человека. Пластические приемы в графике также дают нам возможность видеть и чувствовать образ, «читать его мысли». Давайте повторим, каким же образом геометрическая форма раскрывает эмоциональное состояние предмета?

  • Криволинейные контуры малых, средних и больших дуг могут создать легкие, воздушные ритмы. (слайд №8)
  • Ломаная угловатая пластика производит ощущение неровности, грубоватости. (слайд №9)
  • Прямой угол создает впечатление устойчивости, твердости, тупой – расслабленности и бессилия, а острый – сгущения энергии, опасности, остроты, активности.
  • Плавная волнистая линия производит впечатление мягкости, покоя и умиротворения. (слайд №10)
  • Резко ломаная линия – рождает беспокойство, тревогу и ощущение риска.

Итак, объединяясь и размыкаясь, изгибы и изломы конструируются в различные очертания.

- Таким образом, эскиз в моделировании одежды является не только точным выражением формы, силуэта, деталей костюма, но и проявлением идеи на уровне эмоционального, чувственного восприятия отдельного костюма или коллекции в целом. Не зря, начиная разработку новой коллекции, дизайнеры вначале определяют идею, «чувство, мысль», подбирают название работе, и только затем выполняют наброски костюма, всей коллекции.

- Дома я вас просила выполнить художественный эскиз костюмов, используя различную технику зарисовок. Но обязательным было несколько условий. Какие? (Выразить в костюме настроение образа: ностальгия, печаль; радость, легкость, жизнерадостность; строгость, сила, энергия.)

- Давайте проанализируем ваши работы.

3. Изучение нового материала:

Сегодня я вас познакомлю ещё с одним дизайнерским методом моделирования одежды – методом наколки. В основе этого метода лежит творческий поиск объёмной формы на манекене или на фигуре человека. Этот метод уникален, им можно пользоваться при накалывании не только простых форм одежды, но и сложных форм вечерних туалетов с применением драпировок; при поиске новых форм авангардного направления. Наколкой пользуются также при моделировании на нестандартную фигуру. Наколка и муляж – очень близкие понятия. Иногда их трудно разграничить. (слайд №11)

Муляжный метод – метод обработки формы известного изделия для уточнения и корректировки его в натуральную величину. Форма может быть получена любым методом: наколкой, построением расчетной конструкции, при помощи базовых лекал или готовых выкроек. Приемы муляжного метода используются при проведении примерок в процессе изготовления одежды. (слайд №12)

Метод наколки учитывает все индивидуальные особенности конкретной фигуры, если наколка ведется на фигуре или на индивидуальном манекене, мерки которого соответствуют живой фигуре. Метод наколки не пригоден для массового изготовления одежды в промышленных условиях.

Демонстрация трудовых приемов:

- Наколка осуществляется на манекене в натуральную величину или на живой фигуре манекенщицы или заказчика. Если наколка производится на живой фигуре, то для удобства и точности посадки формы используют специальные нагрудники или производят на плотно сидящую на теле трикотажную майку или футболку. На манекене, так же как и на живой фигуре, обязательно предварительно прокладывают тесьму или кромки ткани, отмечая конструктивные пояса по окружности шеи, окружности груди по выступающим точкам, окружности талии, окружности бедер по самым выступающим частям ягодиц или на 20 см. ниже линии талии (если бедра имеют сглаженную форму), а также линию плеча, середину переда, середину спинки, середину бока. Наколку производят по правой стороне манекена или манекенщицы. Булавки необходимо вкалывать в одном направлении (горизонтальном, вертикальном, диагональном, справа налево или слева направо (для левшей), чтобы в процессе наколки не поранить руку. Для портновских булавок необходимо приготовить браслет для вкалывания булавок. Нельзя булавки брать в рот.

- Макетная ткань должна быть четкой структуры, достаточно аппретированной, чтобы наколка не перекашивалась в разных направлениях. Нити основы и нити утка должны хорошо просматриваться. Основное правило наколки – соответствие вертикали направлению нитей основы макетной ткани и соответствие горизонталей направлению нитей утка макетной ткани.

- Существует несколько видов наколки: (слайд №13)

  • Наколка готовой выкройки, полученной расчетным способом; переводной готовой выкройки или с использованием базовых лекал, с последующей подгонкой по фигуре или по манекену.
  • Наколка кусков ткани, размеры которых вычисляются приблизительно. Берутся отдельные куски ткани для переда, для спинки, для рукава и т.д. (слайд №14,15,16)
  • Наколка куска макетной ткани для создания больших и сложных форм одежды. Сюда относится прием «несшитой» одежды.
  • Наколка – примерка, при которой производится посадка на живой фигуре с одновременным устранением дефектов посадки. Такая наколка проводится из ткани модели, а не из макетной ткани.

- Сам прием накалывания может выполняться двумя способами:

  • на лицевой поверхности ткани с одновременным убиранием швов, вытачек и др. на изнаночную сторону. Это традиционный прием накалывания;
  • «встык», когда все швы, вытачки выводятся на лицевую сторону и скалываются между собой встык, на ребро. Такой метод сравнительно новый, при нем наколка упрощается, так как детали не надо подворачивать. Кроме того, вытачки и швы, заложенные на ребро, в современной моде могут играть декоративную роль.

Практическая часть занятия:

Наколка прилегающего лифа (корсета)

- Вводный инструктаж: Конструктивно лиф состоит из переда и спинки. Прилегание к фигуре создают нагрудные вытачки и вытачки по линии талии. Лифы могут быть разной формы: плотно прилегающей, полуприлегающей, свободной, мягкой, сложной и т.д. Мы с вами попробуем взять для наколки корсет.

- Порядок проведения наколки основы лифа: (слайд №17)

Берется кусок макетной ткани длиной, равной длине лифа, и шириной, равной ¼ обхвата бедер+3…4 см на линию бока.

1-я булавка закалывается на пересечении окружности шеи и середины горловины так, чтобы вверху оставалась лишняя ткань для закалывания на плече.

2-я булавка закалывается на пересечении линии обхвата груди и середины переда. По выступающим точкам груди прокладывается контрастная нитка или чертится карандашом линия по нити утка. (слайд №18)

3-я булавка закалывается на пересечении линии талии и середины переда.

4-я булавка закалывается на линии бедра или на расстоянии 20 см от линии талии вниз таким образом, чтобы середина переда совпадала с вертикалью.

5-я булавка закалывается на пересечении линии основания шеи с серединой плеча. (слайд №19)

6-я булавка закалывается на пересечении линии груди и середины бока. Намечают верхнюю нагрудную вытачку на линии плеча на расстоянии 3-4 см от основания горловины. По длине вытачка не должна доходить до выступающих точек груди на 2 см. Важно не перекашивать нити утка, которые все время должны оставаться горизонтальными, от этого зависит правильный раствор вытачки. (слайд №20)

4. Заключение:

Подведение итогов:анализ и корректировка наколок.

Домашнее задание:на заготовке-«болванке» выполнить эскизный ряд костюмов, включающий корсет.