Урок русского языка в 4-м классе. Работа над орфограммами диктанта

Разделы: Начальная школа


Цель: уметь анализировать языковой материал для грамотного письма.

Задачи:

  • закрепить понятие “орфограмма”, способ их обозначения при работе с ними;
  • закреплять умение находить изученные орфограммы;
  • участвовать в продуктивной деятельности в ходе создания совместного проекта.

Урок проектной деятельности (создание книги).

Оборудование: карточки-заготовки для создания книги, карточки со стихами, таблички с названиями творческих групп и названием различных пространств.

I. Организационная часть.

Дорогие друзья! Сегодня мы находимся в Центре по изучению орфограмм русского языка. В прошлом проекте мы создали тренировочное пособие по теме “Орфограммы”. Вот оно на этом плакате.

Сегодня к нам в Центр поступило новое задание. Дети начальных классов в диктантах допускают ошибки на орфограммы, список которых вы уже составили. Необходима более действенная помощь ученикам, чтобы они делали меньше ошибок. Давайте подумаем, как это сделать, посоветуйтесь в своих лабораториях и сообщите мне - вашему координатору.

(После обсуждения). Создать страницы книги из орфограмм, которые встретились в диктанте, показать, как с ними работать, обозначать орфограмму, написать правило на наиболее встречающуюся, дополнить стихами.

Требования к странице:

Является пособием, помогает в работе с орфограммами, должно быть аккуратным.

Вот текст диктанта.

Распределим обязанности в лабораториях:

- аналитики – находят орфограммы,

- корректоры – проверяют написание,

- иллюстраторы – оформляют страницу.

Вам поможет программист, который нашел программу.

Читаем текст, какие орфограммы встретились?

- безударные гласные в корне, проверяемые ударением - слова из словаря;

- ь - показатель мягкости согласных;

- непроизносимые согласные;

- правописание гласных в приставках;

- двойные согласные;

- сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Массаж рук:

Пальцы в гости приходили (хлопки в ладоши).
Тук-тук-тук – стучали в дверь. (Постукивание по столу подушечками пальцев)
Только дверь им не открыли,
Думали,что страшный зверь. (Постукивание в кулаки)

II. Практическая работа.

1-й лаборатории поручаю вот эту работу (безударные гласные).

2-й лаборатории (словарные слова и гласные в приставках).

3-й лаборатории – оставшиеся.

III. Физкультминутка.

Каждый день по утрам делаем зарядку. (Ходьба на месте)
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать (ходьба), руки поднимать (руки вверх).
Приседать, вставать (4 раза присесть), прыгать и скакать (10 прыжков).

IV. Проверка страниц, как обозначили орфограмму (программист по презентации “Правила работы над ошибками).

Чтение стихов.

1) Безударный гласный звук причиняет много мук.
Как писать гора (гара), трава (трова) и слова моря (О-А), дела (Е-И)?

2) Грустный, радостный, несчастный и прелестный, и ненастный,
Злостный, постный, частный, местный, неизвестный, умный, честный.
Этих слов не забывайте. При письме в них “т” вставляйте.

3) Элла, Нонна, ванна, класс, ссора, теннис и рассказ,
Пассажир, шоссе, программа, группа, касса, телеграмма.
Мы слова такие слышим и с двойной согласной пишем.

Оформление обложки “Как надо работать над ошибками”.

Аннотация: пособие показывает на примерах, как надо работать над ошибками.

V. Оценка и рефлексия.

Заведующие лабораторий, оцените работу сотрудников по 3-х балльной системе.

Уважаемые сотрудники, что вы почувствовали, увидев готовую книгу?

Радостное настроение.

Равнодушие.

Не понравилась работа.

Спасибо за вашу работу!