Термин “аэробный” означает “живущий в воздухе” или “использующий кислород”. Аэробные упражнения относятся к таким видам физической нагрузки, когда необходимо наличие кислорода в течение продолжительного времени. Они предъявляют организму требования, заставляющие его увеличивать потребление кислорода. В результате происходят благоприятные изменения в легких, сердце и сосудистой системе. Можно сказать, что регулярные занятия аэробикой повышают способность организма пропускать воздух через легкие, увеличивают общий кровоток, причем кровь эффективнее осуществляет одну из своих основных функций - транспорт кислорода .
Фитнес-аэробика – командный, полиструктурный вид спорта, состоящий из гимнастических и танцевальных элементов. Это очень зрелищное, эффектное и эффективное воплощение идеи здорового образа жизни населения страны, особенно молодежи.
Вот уже 9 лет я включаю в программу по физическому воспитанию уроки фитнеса. На своих уроках я разучиваю комплексы упражнений с элементами базовой аэробики, фитболаэробики (фото 3), степаэробики (фото 2) и тай-боаэробики (фото 1).
Фото 1
Фото 2
Фото 3
Почему я выбрала именно фитнес?
Обучаясь в Оренбургском государственном педагогическом университете, я, в составе команды, выступала на различных соревнованиях по оздоровительной аэробике за свое учебное заведение. И сейчас я не прекращаю тренироваться в спортивном клубе, но уже в свое удовольствие, для самосовершенствования. А все, чему новому я обучаюсь, я применяю на своих уроках. Вообщем, фитнес-это мое хобби. И я предложила детям этим заняться на уроках. Постепенно мы освоили элементы базовой аэробики, а сейчас осваиваем новые для нас направления в аэробике.
Фитнес в переводе с английского – пригодный, подготовленный, способный. Используя разнообразные виды фитнеса, можно получить максимальную пользу за минимальное количество времени. В результате занятий фитнесом происходят положительные изменения в состоянии здоровья:
- Защита от сердечных заболеваний.
- Увеличение жизненной емкости легких – это влияет на продолжительность жизни.
- Укрепление опорно-двигательного аппарата (кости и мышцы становятся толще и сильнее).
- Регулирование веса тела.
- Регулирование психологического состояния (снимает стрессы).
- Улучшение физической и интеллектуальной работоспособности.
В школе урок – основная форма обучения. Как и в любом виде двигательной активности, на занятиях фитнесом решаются три основных типа педагогических задач:
- воспитательные;
- оздоровительные;
- образовательные.
Структура урока
1. Подготовительная часть.
В нее входит разминка, предварительный стретчинг (stretching – растягивание).
Цель: подготовить организм к основной нагрузке.
Физиологические воздействия разминки:
- Увеличение метаболизма.
- Высокая интенсивность обмена кислородом между кровью и мышцами.
- Быстрая передача нервных импульсов.
- Постепенное перераспределение крови в работающие мышцы.
- Высокая скорость и сила мышечных сокращений.
- Повышение эластичности мышц.
2. Основная часть.
Плавное повышение нагрузки.
Доведение интенсивности до параметров 60–80% от максимальной частоты сердечных сокращений:
- 60% – начинающие;
- 70% – средне тренированные;
- 80% – тренированные.
3. Заключительная часть.
В эту часть урока входит заминка и заключительный стретчинг.
В заминке совершаются действия, обратные разминке:
- Снижение частоты сердечных сокращений, потоотделения.
- Постепенное сокращение амплитуды движений.
Заключительный стретчинг – это целый ряд упражнений, направленных на совершенствование гибкости и развитие подвижности в суставах.
Последовательность разучивания.
На первых занятиях мы разучиваем основные (базовые) шаги, такие, как:
Marсh (марш) – ходьба на месте.
Walking (вокинг) – ходьба в продвижении.
Step (степ) – шаг.
Step touh (степ тач) – шаг в сторону.
V-step (ви-степ) – шаг врозь, назад.
Heel touch (хил тач) – касание пола пяткой.
Toe touch (тоу тач) – касание носком пола.
Mambo (мамбо) – шаги на месте с переступанием
вперед, назад.
Slide (слайд) – скользящий шаг в сторону.
Open step (оупэн степ) – открытый шаг.
Grape wine (грейп вайн) – виноградная лоза –
скрестный шаг в сторону.
Scoop (скуп) – шаги с прыжком на две ноги с
продвижением вперед или назад.
Leg curl (лэг кел) – захлест голени.
Knee up (ни ап) – взмах правой вперед, голень
внизу.
После изучения шагов приступаем к разучиванию танцевальных связок. Сначала более легкие, затем усложняем как комбинацию, так и шаги. Например: V step turn = V step с поворотом на 180°.
При этом используются следующие методы построения хореографических комбинаций.
Свободный стиль – не предполагает возврата к
началу (?что хочу, то и делаю?).
Линейный стиль – переход в другое движение
без специальной последовательности.
Комбинация – соединение двух или более
движений в определенном порядке.
Структурированный (комбинированный) стиль – соединение
движений в комбинацию, которая является итогом
урока. Получается законченная хореографическая
комбинация. Повторяется несколько раз.
Преимущества этого метода:
- Медленная прогрессия движений.
- Повтор мышечной модели.
- Легкость восприятия, возврат к началу.
Возможность легкой подачи сложных хореографических комбинаций.
Существует несколько способов построения хореографических комбинаций.
Обозначим буквами А, В, С, D отдельные элементы комбинации.
- Группирование:
– метод соединения – (А + В) + (С + D);
– метод добавления – (А + В) + (А + В + С) + (А + В + С + D).
- Разбивка:
– удаление количества повторов;
– прерывание шага;
– ритмические вариации;
– замена внутри блока.
Метод соединения наиболее эффективен в том случае, если учащиеся работают в группах. Одна группа придумывает комбинацию (А + В), а другая – (С + D). После выступления двух групп комбинацию объединяем в одну (А + В + С + D).
При выборе комбинации надо учитывать, чтобы движение было:
- доступным;
- безопасным;
- несло полезную смысловую и физическую нагрузку.
Рекомендуется при проведении занятий:
- Использовать вербальные команды:
– счет;
– направление;
– лидирующую ногу;
– название шага.
- Использовать визуальные команды:
– жесты;
– рука на ноге определяет ведущую ногу;
– пальцами – счет.
- Использовать ориентиры в зале.
- Использовать счет в обратном порядке: 3, 2, 1.
- Избегать команд, которые имеют несколько значений.
Прекрасно дополняют наши комбинации мячи из особо прочной резины – фитболы. Упражнения с фитболами способствуют развитию гибкости, равновесия, координации, силы мышц всего туловища. Дети с большим удовольствием занимаются с ними. Разнообразие в уроки вносят и элементы степ-аэробики и тай-боаэробики.
В наше время большинство детей малоподвижны. Они ходят пешком от автобусной остановки до своего учреждения, от рабочего стола до буфета или кафе. А недостаток движений плохо сказывается и на состоянии здоровья, и на возможностях человека во всех сферах жизни. Медицинские исследования показывают, что физические упражнения помогают улучшить психическое состояние, кровообращение и защитить организм от сердечных заболеваний. Двигательная активность - вот в чем нуждается для нормального функционирования, для укрепление здоровья и хорошего самочувствия. И на своих уроках я помогаю гимназистам справиться с гиподинамией.