Цель урока: провести наблюдения за зимними изменениями в неживой и живой природе, воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи урока.
- Образовательные: закрепление знаний о связи между неживой и живой природой, ознакомление с зимними изменениями в природе.
- Развивающие: развитие наблюдательности, связной монологической речи, внимания, памяти, логического и творческого мышления.
- Воспитательные: воспитание бережного отношения к природе, любознательности, чувства ответственности к окружающему миру, воспитание любви к учёбе и труду, бережного отношения к книге, воспитание твёрдой и упорной в работе личности.
Оборудование: учебники, тетради, тесты по окружающему миру 2 класс, магнитная доска, проектор, экран, компьютер.
План урока.
1. Организационный момент.
2. Повторение изученного материала
3. Введение к новой теме.
4. Формирование новых знаний, умений и навыков по выявлению зимних изменений в природе.
5. Творческое задание.
6. Самостоятельная работа.
7. Итог урока.
8. Домашнее задание.
9. Окончание урока.
Этап урока | Ход урока | Деятельность учащихся | Примечания |
1 | Подготовка к началу урока. | Выравниваются, проверяют свои рабочие места. | |
2 |
На прошлом уроке мы ходили в гости к зиме, рассматривали её наряды, знакомились с сюрпризами. Расскажите, что мы увидели интересного. |
Дети загадывают загадки про название
зимних месяцев, располагают их в правильном
порядке. -“Году конец, а начало зиме!” |
Презентация 1 Изображение зимних пейзажей. |
-Какова продолжительность зимних
месяцев? -Почему в феврале бывает 28 или 29 дней? - Как животные готовятся к зиме? -Что приносит зима людям? |
31, 31, 28 (29). -Рассуждения о годовом движении Земли вокруг солнца по орбите. -Рассказы о подготовке животных к зимовке. -Рассказы о зимних забавах людей. |
Презентация 1 Порядок зимних месяцев. Презентация 1 Зимние забавы у людей. |
|
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | Приложение 4. | ||
3 | -Вот сколько интересного бывает зимой. А
на сегодняшнем уроке мы рассмотрим, какие изменения произошли зимой в природе и почему. Мы вернёмся к этому вопросу в конце урока. Всё занятие мы будем заполнять таблицу (приложение 3) основных положений урока, она поможет нам лучше разобраться и всё запомнить. Для начала давайте вспомним, какая бывает природа? |
Постановка проблемного вопроса.
-Неживая и живая. |
|
4 | -Что относится: к неживой природе?, к
живой? -Что первое мы замечаем с приходом зимы? - В чём причина изменения температуры? |
Рассуждения детей. -Похолодание. Рассуждения детей о положении планеты относительно Солнца с учётом угла наклона Земной оси. |
Презентация 1 Схема положения Земли относительно Солнца зимой. |
-Какая температура зимой? | -Ниже нуля. Приведение примеров. -Изменение осадков, рассказ о снежинках. |
Презентация 1 Образование снежинок. |
|
-С изменением температуры связаны и
другие составные части природы. - С изменением осадков можно наблюдать зимние явления. Прочитайте текст на странице 40- 41, выпишите название зимних явлений природы. (работа в группах приложение 3) -Заслушиваются ответы. |
-Снегопад, гололёд, метель, вьюга, пурга, изморозь, оттепель. | ||
Давайте посмотрим и определим, что это за зимние явления. | Презентация 1 Демонстрация зимних явлений. |
||
-Всю землю укрыл снег, а что же под ним? | -Рассуждения о промерзании почвы. | ||
-Замёрзла почва, а что стало с растениями и животными? | -Рассуждения о состоянии покоя в растительном и животном мире. | ||
-Давайте сначала посмотрим на растения.
Какие бывают растения? Просмотрим сюжет о состоянии растений в зимний период и сделаем выводы. (работа в группах приложение 3) |
-Деревья, кустарники и травянистые растения. | Презентация 1 Демонстрация растений и их плодов в зимний период. |
|
- Что произошло с деревьями зимой? | -Сбросили листву лиственные деревья, у них почки, висят ягоды. Продолжают зеленеть хвойные деревья, у них шишки. | ||
-Какие стоят кустарники? | -Они без листьев, остались плоды. | ||
-Как проводят зиму травянистые растения? | -На земле много семян, у некоторых растений наземная часть отмирает, а корень или луковица продолжает жить, только спит. | ||
- С растениями понятно, а что же
произошло с животными? (работа в группах приложение 3) |
- Многие животные спят, некоторые продолжают бодрствовать. Некоторые птицы улетели в тёплые края. | ||
-Чем связаны эти изменения у животных? - Какие животные уснули на зиму? -Чем питаются те животные, которые не впали в спячку? Давайте посмотрим фильм о животных. |
-Нехватка пищи. -Медведи, суслики, насекомые, ежи. - Семенами, веточками, корой деревьев. |
Презентация 1 Перелётные птицы. Звери в период зимней спячки. Зимующие животные. |
|
5. | ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. | Приложение 4. | |
-Как помогают люди животным прозимовать? | -Делают кормушки. | ||
- На уроке труда мы тоже делали с вами кормушки, осталось только сделать крепёж, чтобы их повесить. Вот сейчас мы и доделаем их. А после уроков развесим на улице. | Изготовление кормушек. | ||
6 | -Вот сколько нового и интересного мы узнали на уроке. И прежде чем подвести итог урока, давайте закрепим наши знания и ответим на некоторые вопросы. | Самостоятельная работа. | |
7 | - В начале урока перед нами встал вопрос:
какие изменения произошли зимой в
природе и почему? Как на него ответить? -Выставление оценок за работу на уроке. |
Ответы детей, запись. | |
8 | - Дома вы почитаете то, о чём говорили сегодня на уроке в учебнике на страницах 40 – 43. | Запись домашнего задания. | |
Сделаете задание в тетради “Проверь
себя” на странице 25.
Урок окончен. Всем спасибо! |
??? | Презентация 1 Титры фильма “До встречи весной!!!” |