Пояснительная записка
Произвольность, по Л. С. Выготскому, представляет собой способность человека к овладению собой (своей внешней и внутренней деятельностью) на основе культурно заданных средств организации своего поведения (правила или образца). Другими словами произвольность – это умение человека действовать по правилу или образцу.
Отсутствие или недостаточное развитие произвольности у детей проявляется в том, что они не могут усидеть на месте больше 5 минут, постоянно отвлекаются, совершают непроизвольные движения (сосут палец, качаются на стуле), действуют импульсивно, громко говорят все, что им приходит в голову. Такое поведение приводит к медленному освоению детьми социальных норм и правил, принятых в детском саду и школе.
Причиной недостаточного развития произвольности является слабость у детей волевой сферы, наиболее благоприятным периодом для развития которой является старший дошкольный возраст. Произвольное поведение у детей в этом возрасте лучше всего формируется в игровой деятельности.
Предлагаемая психокоррекционная программа основана на игровом сюжете и направлена на развитие произвольности поведения у детей 5 – 6 лет.
Основные направления программы:
- развитие произвольности движений;
- развитие произвольного внимания;
- развитие эмоций;
- развитие умения общаться со сверстниками;
- развитие мелкой моторики.
В рамках психокоррекционной работы с детьми были поставлены и решались следующие задачи:
– повысить адаптационные возможности организма ребенка к окружающей среде: научить напряжению и расслаблению мышц, выработать устойчивость к тревожащим ребенка ситуациям, укрепить его самооценку, уверенность в себе;
– формировать коммуникативные навыки в общении: обучить выходу из конфликтных ситуаций, позитивному взаимодействию, общению; научить слушать себя и других, управлять своим поведением;
– развивать произвольность, активность, творческую самостоятельность;
– развивать познавательные способности;
– создавать благоприятную развивающую образовательную среду.
Структура и содержание занятий:
I часть – игры и упражнения, направленные на установление эмоционального контакта с детьми, настрой их на совместную работу;
II часть – игры и упражнения для развития и обучения выразительным мимическим движениям, для обучения определять и передавать эмоциональные состояния;
Психомышечная тренировка;
Коммуникативные игры;
Психогимнастические игры;
Игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов (памяти, мышления, восприятия, внимания, воображения) и мелкой моторики рук;
III часть – игры и упражнения на закрепление положительных эмоций от занятия;
Релаксационные методы.
Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 25-30 минут, что соответствует требованиям программы воспитания и обучения детей в детском саду. Во время занятия дети находятся в кругу, сидя на стульчиках или стоя на ковре. Такое положение дает возможность открытого общения, облегчает взаимопонимание и взаимодействие. Форма круга позволяет ощутить детям особую общность, создает у каждого участника чувство принадлежности к группе.
Цикл развивающих занятий построен в форме мини-тренингов. При этом используется интегративный подход как самый эффективный и целесообразный, с большим числом различных техник: арт, игровые, элементы психодраммы, творческая переработка игры, телесно-ориентированные техники.
Форма проведения занятий – групповая, по 8-10 человек.
Методические приемы:
- создание ситуации безопасности, доверия;
- эффект неожиданности, непривычности задания, игры, поощрения;
- поддержка ребенка в ситуации успеха, поощрение, комплимент, констатация успеха;
- игнорирование нежелательного поведения;
- анализ игр, ситуаций, обмен мнениями, рефлексия занятия;
- ролевое проигрывание ситуаций, анализ образцов поведения сказочных героев;
- прослушивание аудиозаписей, музыки для релаксации, “звуков природы”.
В занятия включены упражнения на саморегуляцию, мышечную релаксацию, выполнение движений разными руками для развития межполушарных взаимодействий.
Предлагаемые задания, игры строятся на отношениях партнерства при добровольном участии каждого ребенка. Исключается соперничество детей друг с другом. Содержание и правила игр не дают повода для конфликтов и взаимного отталкивания.
Ожидаемые результаты:
Умение управлять напряжением и расслаблением мышц.
Понимание детьми переживаний близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, кукольных спектаклей.
Понимание детьми скрытых мотивов поведения героев произведения.
Использование детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции.
Выразительность речи.
Узнавание детьми графического изображения эмоций.
Умение разыгрывать небольшие сценки.
Умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, согласия или несогласия с ответом товарища.
Умение устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом).
Классифицирование предметов, определение материалов, из которых они сделаны.
Предлагаемая программа развития произвольности дошкольников апробировалась в работе с детьми старших групп в МАДОУ № 66 города Щелково в течение пяти лет. У детей, прошедших весь цикл занятий, отмечена положительная динамика развития произвольности: исчезли нежелательные формы поведения, появилось взаимопонимание и сплоченность в группе, оценка себя стала более адекватная и позитивная.
Данная программа доступна для применения в детском саду специалистами в области детской психологии и способствует гармонизации личности ребенка и его полноценному развитию.
Учебно-тематическое планирование
№ занятия |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
Робость |
1 |
2 – 5 |
Радость |
4 |
6 |
Удивление |
1 |
7 – 10 |
Страх |
4 |
11 |
Самодовольство |
1 |
12 |
Закрепление знаний о чувствах |
1 |
13 – 14 |
Злость и раздражение |
2 |
15 |
Стыд, вина |
1 |
16 |
Отвращение, брезгливость |
1 |
17 – 21 |
Закрепление знаний о чувствах |
5 |
Содержание и методическое обеспечение программы
№ |
Тема занятия |
Задачи |
Мет. оснащение и дид. материал |
Источники (картотека игр) |
1 |
Робость |
познакомить детей с чувством
робости, используя пиктограмму; |
клубочек шерсти; |
I № 25, 26 |
2 |
Радость |
познакомить детей с чувством
радости, используя пиктограмму; |
пиктограмма "радость"; |
I № 4, 31 |
3 |
Радость |
создать положительный
эмоциональный настрой детей на совместную
работу; |
трафареты круглой и овальной
формы; |
I № 18 |
4 |
Радость |
продолжение знакомства с
чувством радости; |
пиктограмма "радость"; |
I № 1 |
5 |
Радость |
закрепление и обобщение
знаний о чувстве радости; |
пиктограмма "радость"; |
I № 3 |
6 |
Удивление |
знакомство с чувством
удивления; |
пиктограммы с изображением
чувств радости, страха, удивления; |
I № 25,26, 27 |
7 |
Страх |
знакомство с чувством страха; |
фотография ребенка,
испытывающего страх; |
I № 31 |
8 |
Страх |
продолжение знакомства с
чувством страха; |
пиктограмма "страх"; |
I № 2 |
9 |
Страх |
учить детей узнавать чувство
страха по его проявлениям; |
бумага, карандаши; |
I № 19 |
10 |
Страх |
продолжение знакомства с
чувством страха; |
декорации леса; |
I № 6 |
11 |
Самодовольство |
знакомство с чувством
самодовольства; |
пиктограммы с изображением
чувств радости, страха, удивления,
самодовольства, |
I № 27, 29 |
12 |
Закрепление знаний о чувствах |
закрепление умения различать
чувства. |
игра "Азбука настроений" цветные карандаши, бумага |
I № 15, 16 |
13 |
Злость и раздражение |
познакомить детей с
эмоциональным состоянием злости и раздражения; |
изображения Злюки и
Раздражинки; |
I № 13,31 |
14 |
Злость |
знакомство с чувством злости,
учить справляться с этим чувством; |
колокольчик; |
I № 17 |
15 |
Стыд, вина |
знакомство с чувством вины; |
магнитофон и аудио-кассета
"Волшебство природы"; |
I № 27, 28 |
16 |
Отвращение, брезгливость |
знакомство с чувством
отвращения; |
пустая чашка; |
I № 9 |
17 |
Закрепление знаний о чувствах “Снимается кино” |
развитие умения правильно
выражать свои чувства и эмоции посредством
мимики; |
цветные карандаши, бумага |
I № 41 |
18 |
Закрепление знаний о чувствах “Путешествие на паровозике” |
развитие умения правильно
выражать свои чувства и эмоции посредством
мимики; |
карточки с изображением
различных овощей, |
III № 1, 14 |
19 |
Закрепление знаний о чувствах “Поиски клада” |
развитие умения правильно
выражать свои чувства и эмоции посредством
мимики; |
Карта, коробка с конфетами, |
I № 5 |
20 |
Закрепление знаний о чувствах “В гостях у гномов” |
развитие умения правильно
выражать свои чувства и эмоции посредством
мимики; |
Изображения грустного и веселого гномов |
III № 6 |
21 |
Закрепление знаний о чувствах “Прогулка с облаками” |
настроить детей друг на
друга, дать каждому ребенку почувствовать себя в
центре внимания; снятие эмоционального
напряжения; |
клубок достаточно прочных ниток, цветные карандаши, бумага |
I № 31 |
Полный текст программы
“Развитие произвольности детей 5-6 лет”
вы можете прочитать здесь