Проект "Путешествие по страницам детских журналов: история и современность"

Разделы: Начальная школа


“Визитная карточка” учебного проекта

Автор проекта:

Звягина Татьяна Леонтьевна

МОУ “СОШ №1 г Черемхово”

Тема учебного проекта: “У истоков детской литературы”

Предметная область: литературное чтение (“В океане света” Р.Н.Бунеев Е.В.Бунеева, 4 класс)

Учебные темы: “Зарождение и развитие детской литературы”

“Новые встречи со старыми друзьями”

Дидактические цели проекта:
  • развитие творческих, познавательных способностей младших школьников
  • расширение читательского и культурного кругозора учащихся
Какие компетентности формирует проект:
  • в сфере самостоятельной деятельности
  • приобретение знаний из различных источников информации
  • в сфере культурно-досуговой деятельности
Методические задачи проекта:
  • побуждать учащихся к использованию различных источников информации для решения поставленной проблемы
  • развивать поисковые, коммуникативные, презентационные умения учащихся
  • формировать навыки проектной деятельности
Основополагающая проблема:

Журнал нашего класса: с учётом традиций детского чтения и современных подходов.

Проблемные вопросы:

  • Какова история первого детского журнала “Детское чтение для сердца и разума”?
  • С какими детскими журналами вы незнакомы?
  • Какие новые рубрики появились в этом журнале в наше время?
  • Какие вопросы жизни класса должны обязательно освещаться в нашем журнале?
  • Каким должен быть дизайн журнала?
Творческое название проекта:

“Путешествие по страницам детских журналов: история и современность”

Самостоятельные исследования учащихся в проекте:
  • История первого детского журнала: знакомство за страницами учебника.
  • Составление перечня современных детских журналов на основе дополнительных источников информации.
  • Проведение социологического опроса среди членов семьи: “Любимые детские журналы родителей, бабушек и дедушек?”
  • Изучение интересов одноклассников с целью определения содержания будущего журнала.
Оформление результатов проекта:

детский журнал

Время, которое требуется для выполнения проекта: в течение месяца
Программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения учебного проекта:

Компьютер цифровая камера интернет-ресурсы материалы на печатной основе конференц-оборудование

Оценка деятельности учащихся:

еженедельные отчёты о работе, проделанной группой

Ключевые слова:

детское чтение, воспитание души, форма и содержание, учёт интересов, традиции и новые подходы, дизайн, авторский коллектив, детский журнал

Этапы проекта

1. Мотивационно-целевой этап: определение социально-значимой задачи проекта; целеполагание, погружение в проект

2. Планирование действий по разрешению проблемы.

2.1. Исследование:

Какова история первого детского журнала “Детское чтение для сердца и разума”?

С какими детскими журналами вы незнакомы?

Какие новые рубрики появились в журнале “Детское чтение для сердца и разума”?

Какие вопросы жизни класса должны обязательно освещаться в нашем журнале?

Каким должен быть дизайн журнала?

2.2. Экскурсия в школьную библиотеку “Презентация детской периодической печати”

Урок внеклассного чтения “Мой любимый детский журнал”

Экскурсия в редакцию газеты “Черемховский рабочий”

2.3. Определение состава творческих групп:

авторский коллектив

1. Сочинение статей к рубрикам “Поэтическая страничка”, “ “Весёлая математика”, “Искусство видеть мир”, “65-летию Победы посвящается”

издатели

1.Подбор и оформление нравоучительных статей;
2. Подбор материала и оформление рубрик “Это интересно”,

художники-оформители

Подготовка обложки будущего журнала.

Подбор иллюстраций к рубрикам.

Продукт: целевой план действий.

3. Организационно-деятельностный этап (практический).

Самостоятельная работа детей.

Консультации с учителем.

Продукт: детский журнал.

4. Заключительный:

Презентация журнала.

5. Итоговый (рефлексивный)

Взаимооценка деятельности (устное обсуждение, письменное анкетирование).

Оценка результативности.

Обмен впечатлениями “Что я узнал нового? Чему научился?”.

Задача современной школы – воспитывать граждан, способных думать, самостоятельно “открывать” знания, быстро ориентироваться во всё увеличивающемся потоке информации, умеющих найти правильное решение в ситуации выбора, при этом духовно богатых и нравственных. Как мы, учителя, добиваемся этого? Образовательная система “Школа 2100” предлагает нам набор тщательно разработанных технологий. Проектная технология не столь детально описана в методических пособиях для учителя, так как в начальной школе она не является, да и не может являться основной, в силу возрастных особенностей младшего школьника. Однако интерес к методу проектов велик, и это понятно – ведь он реально способствует решению вышеназванной задачи. Участие в проектной деятельности – сложный труд для ученика, но интересный и захватывающий.

(Cлайды 1-6) Сегодня вашему вниманию я представляю учебный проект по литературному чтению. Детская литература играет огромную роль в становлении школьника как личности. И на каждом возрастном этапе имеет свое особое значение. При изучении тем “У истоков детской литературы”, “Новые встречи со старыми друзьями”, мы познакомились с журналом Н.И. Новикова “Детское чтение для сердца и разума”.(слайд 7) Ребят заинтересовал этот журнал, захотелось больше узнать об истории возникновения первого детского журнала и о современных журналах для детей. Это и стало целью детского проекта. Найденную информацию проанализировали и создали свой детский журнал. Проект коллективный, но у каждого ребёнка была возможность проявить свою индивидуальность. Организуя проектную деятельность, я ставила перед собой ещё и такие задачи: учить детей чувствовать и распознавать добро и зло, мыслить, да и просто правильно говорить. Влюбить детей в литературу, поэзию, помочь сформироваться художественному вкусу, приблизив их к творчеству классиков, привить им на всю жизнь стремление к познанию прекрасного – моя цель.

Дидактические цели проекта:

– развитие творческих, познавательных способностей младших школьников;
– расширение читательского и культурного кругозора учащихся.

Методические задачи проекта:

– побуждать учащихся к использованию различных источников информации для решения поставленной проблемы;
– развивать поисковые, коммуникативные, презентационные умения учащихся, формировать навыки проектной деятельности.

Ожидаемые результаты:

– расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности
– развитие у учащихся инициативы, самостоятельности.

Для педагога:

– внедрение инновационных технологий, современных форм и методов работы;
– Самореализация и личностный профессиональный рост.

В ходе проекта дети научатся:

Работать с документальными источниками информации.

Выступать в роли корреспондентов.

Детская энергия неисчерпаема, её нужно только умело направлять в нужное русло Работа над проектом с учащимися 4 класса дала возможность мне, как учителю, открывать творческий потенциал и способности учащихся.

Презентация