В нашей школе иностранный язык изучается со 2-го класса. Для первоклассников проводятся игровые занятия в рамках дополнительного образования.
Эмоциональность и позитивность большей части младших школьников, ожидание ими чего-то волшебного и прекрасного – благоприятные возможности для проведения учебных праздников. Погружение обычного учебного процесса учащихся 1-х и 2-х классов в радостную атмосферу подготовки к празднику и его ожидания делает учебный процесс более привлекательным. Очень часто наши подготовки к каким-либо праздникам и утренникам носят слишком деловой характер. Это происходит по многим вполне уважительным причинам. Нехватка времени на репетиции продиктована искренним желанием учителя как можно больше внимания уделить непосредственно обучению грамоте, решению примеров и задач. Но надо постараться сделать так, чтобы подготовка к празднику сама уже и стала праздником. Именно с подготовки и начнется наш праздник. По желанию учителя, это может занять месяц и более. Можно принести в класс загадочное письмо и радостно сообщить первоклассникам о том, что скоро, сразу после праздника Букваря, к ним приедут особенные гости. Для гостей можно приготовить подарки: открытки, стихи, песенки. Необходимо позаботиться о костюме для приема гостей. Второклассникам же можно сообщить, что скоро они поедут в гости, но не обычным образом, как они ездят в гости с мамами и папами, а это будет волшебная поездка– игра. К такому важному событию надо заранее хорошо подготовиться. Состояние подготовки к Празднику никак не повредит учебному процессу и успеваемости по другим предметам. Ощущение ожидания Праздника сделает школьную жизнь учащихся начальной школы более радостной, яркой, незабываемой; поможет сблизить и активизировать коллектив родителей и учителей. Обязательно сделайте Календарь, отсчитывающий дни до Праздника. По такому Календарю второклассникам приятнее будет учить числительные и названия дней недели на английском языке.
Цели и задачи Праздника “ Наш АВС”:
- познакомить первоклассников, еще не изучающих английский язык, с буквами английского алфавита и некоторыми словами;
- научить видеть сходства и различия в графическом изображении букв английского и русского алфавита;
- развивать интерес к изучению иностранного языка;
- развивать индивидуальные способности детей;
- создать желание импровизировать;
- побуждать к творчеству как в подготовке костюма, так и к исполнению своей роли;
- создать радостное настроение от подготовки и участия в мероприятии.
Подготовка
Подготовка к такому Празднику – дело не менее важное и празднично-волнующее, чем сам праздник, а по ряду воспитательных моментов даже более важное. Начинать готовиться к Празднику надо задолго до освоения второклассниками последней буквы английского алфавита. Обычно я заранее показываю детям фотографии праздника предыдущего года. Это создает особое настроение и интерес, способствующие вызывать радость ожидания чего-то прекрасного. В этом настроении ожидания чуда самому учителю начальной школы должно быть приятно проводить и другие уроки, ведь подготовкой можно охватить многие предметы учащихся: труд, рисование, чтение, музыку, а при желании и остальные предметы. Праздник проводится, когда первоклассники уже выучили русский алфавит и провели Праздник Букваря, на котором каждый из ребят исполнил роль буквы русского алфавита. Второклассники в это время уже познакомились с буквами и звуками английского алфавита. В настроении радостного ожидания праздника изучение проходит продуктивнее, качественнее, развивается и повышается мотивация младшего школьника.
Костюмы
Учитель распределяет роли так, чтобы каждый ученик исполнил роль буквы. Возможно, кому-то из первоклассников придется исполнить даже две роли, если речь идет о буквах русского алфавита, которых больше, чем количество детей в классе. Можно решить этот вопрос и при помощи жребия, чтобы избежать спора. У каждого первоклассника должен быть наголовник произвольной формы с изображением определенной буквы русского
алфавита. У каждого второклассника – наголовник произвольной формы, но уже с изображением “своей” буквы английского алфавита (если количество второклассников больше количества букв английского алфавита, можно предложить сыграть роль младшей сестренки заглавной буквы – маленькой буквы). Эти наголовники различных причудливых форм ребята могут сами изготовить для себя к Празднику на уроках труда, на занятиях в группе продленного дня. Буквам одинакового написания надо предложить свои заготовки одинакового цвета, которые дети сами будут приклеивать к наголовникам, не акцентируя на это внимание детей. Это делается для того, чтобы потом похожим буквам легче было найти свою пару.
У каждого участника праздника шлейф в виде накидки, плаща или вуали. Обычно дети охотно вносят свои творческие добавления в образ: перчатки, венок, цветок, книгу, сумочку, портфель, фотографию и т.д. Главное, чтобы названия их предметов начинались с той буквы, роль которой исполняет ребенок. Для первоклассников – буквы русского алфавита, а для второклассников – английского.
На уроке рисования каждый ребенок начинал придумывать и рисовать свой образ, а заканчивать рисунок можно уже дома. Созданные образы (одноклассникам частично известен был лишь вариант наголовника, который делали на уроке труда) держались в секрете, обсуждались только с родителями и учителем. Так детям удастся удивить друг друга и учителя своими уникальными образами на Празднике.
План-сценарий проведения Праздника
Учащиеся 1-го класса уже сидят на стульчиках полукругом. Они – буквы русского алфавита. Учащиеся 2-го класса будут по очереди выходить и располагаться на стульчиках напротив. Пока они в стороне, за ширмой с изображением красного двухэтажного автобуса. Находясь “в автобусе” и дожидаясь своего выхода, артисты наблюдают за происходящим. У каждого из них в руках предмет, название которого начинается с его буквы. В центре зала Волшебное дерево, на которое каждая из букв алфавита будет вешать свой предмет. Волшебное дерево можно вырезать из картона или нарисовать крупным плакатом. Ведущие Праздника – Мистер “АВС” и Тетушка Азбука, ученики 4-го класса.
Этот первый Праздник проводится на русском языке. Приветствие, некоторые слова, буквы и песенка “АВС” прозвучат на английском языке.
Мистер “АВС”, выйдя из красного автобуса: Good morning, children! Good morning, missis! I am Mister “ABC”!
Тетушка Азбука: Здравствуйте! Мистер “ АВС”! Мы, буквы русского алфавита, совсем недавно познакомились друг с другом, совсем недавно научились записывать себя и других по-русски! Ты мог бы поговорить с нами?
Мистер “АВС” пожимает плечами.
Азбука: А, так ты не понимаешь по-русски?
Мистер “АВС” /произносит с легким акцентом/:
Как это не понимаю, я очень даже все понимаю! Я знаю несколько языков, как все современные люди. В нашей жизни это необходимо. Хорошо, давайте сегодня поговорим по-русски, а когда ребята станут старше, выучат алфавит и много английских слов, тогда мы будем говорить по-английски!
Азбука: Договорились! Посмотри, Мистер АВС, это буквы русского алфавита. Они приветствуют тебя, чтобы тебе легче было говорить по-русски.
Мистер “АВС”: Спасибо! Мне и моим Буквам это будет полезно и приятно! /буквы в автобусе машут и кивают, выражая свое одобрение./
Буквы русского алфавита встают по очереди и приветствуют Мистера “ АВС”: четко называют свою букву, помахав рукой, сделав поклон. Примерно так:
Буква А: Приветствую вас, друзья! Меня зовут буква А. С меня начинается слово Автобус, на котором вы приехали!
Буква Б: Меня зовут буква Б. Ваш автобус говорит : “Би-би-би”-это моя буква!/ и так далее все буквы/
Когда все буквы русского алфавита представили себя, Мистер “АВС” в ответ тоже представляется: делает поклон, прижав правую руку к груди, а левую отведя за спину
Мистер “АВС”: Сейчас я познакомлю вас с моими буквами английского алфавита. Они приехали к вам на красном английском автобусе прямо из Лондона, столицы Великобритании! Они тоже умеют говорить на нескольких языках! Умеют говорить и на русском языке, в котором у них есть родственники! Своим присутствием они украшают алфавиты и других языков. Итак! Прошу!
Второклассники, исполняющие роли Букв английского алфавита, будут выходить под музыку друг за другом из-за ширмы с изображением красного автобуса и, представившись, садиться на отведенные им места с противоположной стороны класса, располагаясь напротив первоклассников – Букв русского алфавита. Музыкальным фоном в это время может звучать любая мелодия без слов с учебного диска “ENJOY ENGLISH-2”. Каждый ребенок– “буква”– будет держать в руках и представлять свой предмет, название которого начинается именно с этой буквы, будет предлагать первоклассникам произнести слово по-английски и по-русски, затем вешать этот предмет на Волшебное дерево и красиво записывать на доске свою букву. Очень важно создать детям такое настроение, чтобы они импровизировали, не повторяя друг за другом движения, мимику, жесты, чтобы все были неповторимы в своей игре.
Вот несколько примеров того, как “буквы” могут представить сами себя:
Буква А: Hello! I am the letter A!
Привет! Я – буква А! У меня в руках яблоко, потому что слово “яблоко” по-английски начинается на мою букву “A” – АPPLE. Давайте скажем все вместе по-английски и по-русски: APPLE – яблоко! /вешает свое яблоко на дерево, а на доске красиво выводит свою букву. Дети хором повторяют слово. Это все проделает и каждая следующая буква/.
Буква В: Hi! I am the letter B!
Привет! Я– буква В! Посмотрите, какой красивый портфель у меня! Cлово “портфель” – BAG и начинается на мою букву В. Сумку тоже можно назвать словом BAG. Запомнили? Давайте вместе скажем: BAG– портфель, сумка.
Примерно так дальше представятся все учащиеся-буквы английского алфавита. По усмотрению педагога, “Буквы” вполне могут рассказывать небольшие стихотворения. Эти стихи не всегда могут выучить все ученики к этому времени, но надо предложить желающим сделать это. Примеры таких стихотворений можно найти на CD УМК “Enjoy English-2” авторов Биболетовой М.З., Денисенко О.А., Трубаневой Н.Н. или в книжках стихов на английском языке). На самом первом для первоклассников английском празднике я не советую произносить много английских слов и вести праздник на английском языке. Практика показывает, что в этом случае дети быстрее устают, теряют интерес к мероприятию и способность запомнить английские буквы и слова.
После знакомства и такого представления следует продолжение и ожидание сюрпризного момента.
Тетушка Азбука: Теперь мы все познакомились! Как это здорово! Мистер “АВС”, а ты не находишь, что некоторые буквы наших алфавитов внешне так похожи? Посмотрите друг на друга и сравните. Выходите парами!
Все дети и 1-го класса, и 2-го класса встают, смотрят друг на друга, на свои наголовники и сравнивают написание. Мистер “ АВС” и Тетушка Азбука ходят рядом и помогают, если это будет необходимо, выявить сходства и различия. Им надо проследить и подсказать, почему не найдут себе пару такие буквы английского алфавита, как N, R ( ведь они похожи на русские И , Я, но пишутся зеркально). Буквы парами выходят в центр, чтобы все могли их рассмотреть. Ребята обращают внимание, что на наголовниках этих пар буквы были написаны одним цветом, есть немного общего в костюмах. Вышли буквы: А-А, В-В, С-С, Е-Е, К-К, М-М, О-О, Р-Р, Т-Т, U-И, Х-Х, У-У.
Мистер “АВС”: Не удивляйтесь, некоторые буквы наших алфавитов действительно пишутся одинаково. Звучат эти буквы по-разному.
“Буквы” произносят сами себя так, чтобы можно было запомнить и почувствовать их разное звучание.
Тетушка Азбука: Милые буквы, назовите себя еще раз, затем, идите к доске и запишитесь парами.
Мистер “АВС”: Сколько пар похожих букв у нас образовалось?
Сколько букв не нашли себе пары?
Тетушка Азбука: А сколько букв в каждом из наших алфавитов, подсчитайте?
Кто хочет записать эти буквы?
Мистер “АВС”: Ребята, подойдите к нашему Волшебному дереву! Давайте вспомним, как по-английски назвать эти предметы, которые принесли нам в подарок Буквы английского алфавита? На какие буквы начинались эти слова? Что это были за слова? Давайте поочередно будем брать каждый предмет и произносить его название по-английски. Передавайте предмет из рук в руки друг другу, называя слово.
Обычно на таком празднике первоклассники запоминают больше половины слов, а второклассники закрепляют знание всех знакомых слов.
Тетушка Азбука: Дорогие Буквы английского алфавита! У нас для вас сюрприз: мы приготовили песенку. Слушайте и запоминайте!
/Под мелодию “Песенки об улыбке” очень хорошо пропеваются буквы русского алфавита, и первоклассниками лучше запоминается русский алфавит./
Мистер “АВС”: У нас тоже есть для вас песенка! Слушайте!
“Песенка АВС” есть на учебных дисках к УМК авторов Биболетовой М.З., Денисенко О.А, Трубаневой Н.Н. “ENJOY ENGLISH-2, 3”. Второклассники весело исполняют песню. Можно не выключать фонограмму, предложив ребятам еще несколько раз спеть эту песенку всем вместе и танцевать при этом. Можно включить “в поддержку” фонограмму исполнения “Песни АВС” детским хором.
Мистер “АВС”: Молодцы! Good! Very good! Ну что ж, нам пора возвращаться в Англию на нашем красном автобусе. Примите на память от нас открытки.
Второклассники - Буквы английского алфавита – дарят первоклассникам открытки, на которых написан весь английский алфавит, одна буква-даритель и слово на эту букву с картинкой. Первоклассники тоже дарят свои открытки. Уезжая, все поют песню английского алфавита “АВС”.
Тетушка Азбука: Вот и закончилась встреча с нашими новыми друзьями – Буквами английского Алфавита. Но пусть всегда продолжается Праздник дружбы наших алфавитов: русского и английского. Мы выучим буквы, слова и будем писать друг другу письма!
И действительно, весь год у первоклассников появляются письма! Эти письма с радостью создают мои же более старшие ученики. Второклассники могут все время “присылать” свои новые открытки с простыми надписями на английском языке. В одном из таких писем однажды дети получат приглашение на День рождения одной из букв английского алфавита. Это станет подготовкой к следующему Празднику – “Happy Birthday, Dear Letter A!” , а далее и других букв. На этих Днях рождения уже все смогут рассказывать стишки именно этой букве про нее же, научиться писать ее прописную и в соединении с другими буквами. Но это уже будет другая история и другой Праздник. А пока пусть дети рассматривают свои открытки, доставшиеся в подарок от второклассников. При наведении порядка после праздника не следует разбирать или убирать вообще Волшебное дерево. Дерево надо поставить в безопасное место, закрепить, чтобы не упало, а простояло месяц до следующего Праздника. Надежно прикрепляя к дереву предметы, можно еще и еще раз повторить и закрепить английские слова, поделиться впечатлениями о Празднике. Дома или в группе продленного дня дети с удовольствием нарисуют рисунки на тему Праздника, которые потом можно соединить в большую газету и повесить в классе. О празднике можно поговорить и на следующий день, и еще на следующий, тем самым закрепляя новые английские слова.
Не сомневаюсь, мои коллеги имеют свой бесценный опыт подготовки и проведения подобных праздников для малышей в рамках изучения английского языка. Я же с радостью поделилась своим, так как считаю младших школьников самой искренней и благодарной аудиторией, достойной самых лучших Праздников и праздничных Подготовок к ним.