Урок музыки "Под небом Парижа". 4-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 4


Цель урока: Знакомство с музыкой Франции.

Задачи:

  1. Рассмотреть творчество французских шансонье.
  2. Знакомство с творчеством Эдит Пиаф.
  3. Умение находить духовные и возвышенные чувства в песне и своей душе.

Оборудование: мультимедиа.

Ход урока

Оргмомент:

– Здравствуйте, ребята!

– Здравствуйте, учитель!

– Куда сегодня движется мелодия нашего приветствия? (пластическое интонирование)

– Вот и я сегодня хочу, чтобы ваше настроение от нашего урока поднималось вверх!

– Ребята! В какую страну мы с вами путешествовали на прошлом уроке? (Америка)

– А сейчас, мне хочется, чтобы вы послушали музыку, и смогли представить, в какую страну мира мы попадем сегодня?

/Звучит музыка “Домино”/

– Как вы считаете, для какой страны характерна эта музыка? (Франция)

– Почему? (Аккордеон, вальс)

– Итак, приготовьтесь в путь, друзья!

/Звучит вальс “ Под небом Парижа”/

Объяснение нового материала:

– Франция! Страна красоты и гармонии! Страна-хранительница древней истории и законодательница мировой моды, страна великих композиторов и художников!

/Слайд/

Но сердце Франции – это ее столица – Париж! Этот город овеян легендами; о нем поют песни, слагают стихи. Невозможно перечислить все достопримечательности этого великолепного города. Вот лишь некоторые из них: Эйфелева башня, Национальная академия музыки и танца Гранд-Опера, Музей изобразительных искусств Лувр, собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари), Триумфальная арка, Версаль, Елисейские поля. Париж прекрасен не только днем, но и ночью с его музыкальными фонтанами.

/Слайды/

Прекрасна и музыка Парижа. Она очень разная – от произведений великих композиторов до простых уличных песенок, звучащих в разных районах, но особенно в самом известном районе Парижа – Монмартре, известном, как рай для художников, поэтов, музыкантов. На улочках Монмартра звучит много разных песен в исполнении уличных певцов и музыкантов.

/Слайды/

Давайте и мы с вами вместе исполним одну из известных французских народных песен.

/Слайд/

Разучивание и исполнение песни “Пастушка”:

– О ком рассказывает эта песенка?

– Что происходит?

– Что вы заметили в тексте песни и в музыке?

– Какая музыка по характеру?

– Давайте, теперь исполним ее все вместе в том шуточном характере, о котором вы рассказали.

– Молодцы, ребята! Аплодисменты исполнителям (то есть вам!) Спасибо!

Роль песни в жизни Парижа велика!

Французская эстрадная песня, или как еще ее называют – шансон.

/Слайд/

  • Шансонье (фр.chansonnier, от chanson — “песня”) — французский эстрадный певец, исполнитель жанровых песен в “монмартрском” стиле, часто автор их слов и музыки.
  • В конце XIX века “шансонье” стали называть профессиональных артистов эстрады (Г. Монтегюс, А. Брюан, Морис Шевалье, Ив Монтан, Шарль Азнавур и др.).

– Сегодня мне хочется вас познакомить с творчеством одной из французских певиц, чей голос покорил не только Францию, но и весь мир!

/Слайд/

Эдит Пиаф (1915-1963) –французская певица шансонье, чьи песни в течение многих десятилетий распевал весь Париж!

Настоящее ее имя – Эдит Джованни Гассион. Родилась она холодной декабрьской ночью в беднейшей семье. Её мать – неудачливая актриса Анита Майяр, отец, Луи Гассион – уличный акробат. Девочка была не нужна ни матери, ни отцу.

/Слайд/

В своей книге она позже напишет: “Моя жизнь началась с чуда. В 4 года я заболела и ослепла. Бабушка, у которой я жила в то время отвезла меня к святой Терезе и отмолила мое прозрение”.

Именно с того времени девочка приобрела особую чувствительность рук, которые в будущем помогут создать ее неповторимый сценический образ.

Учеба для маленькой Эдит в детстве быстро закончилась, и чтобы заработать денег на хлеб, она выступала вместе с отцом на площадях, и пела на улицах Парижа.

Слушание – /Звучит песня “ Памяти Эдит Пиаф” Л. Мондрус/

Вскоре поющую на улицах Парижа девушку уже знали многие. Маленькая и хрупкая, с чуть хрипловатым голосом, она покоряла людей огромной внутренней силой и искренностью чувств.

В 1935 году юную певицу заметил на улице Луи Лепле, владелец кабаре “Жернис” на Елисейских полях, и пригласил ее выступать в своем заведении. Именно Лепле нашел для нее псевдоним – Пиаф (что означает на парижском жаргоне “воробышек”). Здесь ее ожидал первый большой успех! Дитя парижских улиц, она принесла на эстраду песни, которые напевали повсюду, в кафе и метро, в центре и на окраинах Парижа.

Позже Эдит знакомится с поэтом Раймоном Ассо, который станет ее композитором, стилистом и продюссером! Именно ему во многом принадлежит заслуга появления на сцене “ Великой Эдит Пиаф”!

Необыкновенный голос, истинный драматический талант, упорство и трудолюбие быстро привели Эдит к самым вершинам мирового успеха.

“Великая Эдит”, как ее теперь будут называть французы. Про нее говорили, что поет не только ее голос, поет ее душа!

Слушание – /Звучит песня “Падам”/

Анализ музыки:

– Какое настроение вы почувствовали в этой песне?

– О чем в ней поется, мы можем почувствовать и понять, хотя и не знаем французского языка?

– Какой музыкальный размер в этой песне?

– Какие интонации вы услышали в музыке?

Эдит Пиаф помогла раскрыть в себе способности многим будущим знаменитостям французской эстрады – Ив Монтану, Эдди Константену, Шарлю Азнавуру и другим.

Её жизнь была страшной и красивой, короткой и яркой! Всего 47 лет! Она жила так, как будто каждый ее день – последний. Возможно, она прожила бы и дольше, если бы берегла себя и не доходила во всем до конца, до предела. Но тогда она не была бы той самой Эдит Пиаф, чьи песни французы помнят и любят до сих пор!

Слушание – /Звучит песня “Гимн любви”/

“Звезда, сгорающая от своего огня!”,– сказал о ней поэт, режиссер и ее друг Жан Кокто, переживший Пиаф всего на несколько часов. Существует мнение, что он скончался от горя, узнав о смерти Эдит.

/Слайд/

Эдит Пиаф умерла 11 октября 1963 года в Париже. Ее похоронили на кладбище Пер-Лашез. В день похорон собралось более 40 тысяч человек проводить свою богиню в последний путь. Цветов было столько, что люди шли прямо по ним. Памятник “Великой Эдит” установили на пляс Пиаф в Париже. Ее именем названы улицы, площади, сорта цветов. О ней написаны книги и сняты фильмы (“ Эдит”, “Жизнь в розовом свете”).

/Слайды/

Анализ стихотворения “Памяти Эдит Пиаф”:

– Ребята! Какие чувства, эмоции присутствуют в этом стихотворении?

– Каким человеком предстает перед нами великая певица?

В одной из своих песен “ Великая Эдит” так и спела – “ Я не жалею ни о чем!”

Слушание – / Звучит песня “Я не жалею ни о чем!” /.

Заключение урока – Совместное с детьми создание слайда:

– Ребята, как вы считаете, в чем заключалась популярность и слава “Великой Эдит Пиаф”?

– В чем сила её песен?

/Слайд/

– Эдит Пиаф ушла, но не растворилась в небытие. Поскольку то, что составляло основу ее жизни, а это ее творчество – остается вне времени, Великая певица будет жить, пока будут звучать ее песни!

Творческое домашнее задание:

/Слайд/

1) Напиши твои размышления на тему: “ В чем заключается популярность песен Э. Пиаф?”

2) Нарисуйте рисунки. Тема – “Ах, Париж!”

– С музыкой, какой страны мы сегодня познакомились?

– А сейчас мы отправляемся с вами вновь обратно домой, в Россию!

Звучит музыка – р.н.песня “Калинка”

– Кому понравилось наше сегодняшнее путешествие?

– Спасибо за внимание! “5” всем за работу!

Звучит музыкальная попевка:

– До свидания! До новых встреч!