Урок-закрепление по математике. 4-й класс. "Математический марафон"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (762 кБ)


Цель: показать практические приёмы реализации компетентностного подхода на уроке математики (работа в группах сменного состава)

Задачи:

  • Закреплять знание устных и письменных приёмов умножения, деления.
  • Развивать умение решать задачи.
  • Развивать математическую речь, логику, мышление, внимательность, познавательную активность.
  • Пробудить познавательный интерес.
  • Воспитывать казахстанский патриотизм, уважение к согражданам, чувство товарищества.

Форма проведения: «Математический марафон»

Методы обучения: аудио-визуальный метод, частично- поисковый, практические методы

Средство обучения: презентация

Материальное обеспечение: раздаточный материал «Пакет с заданиями» (для каждого ученика), Маршрутные листы

Средство контроля: Маршрутные листы, карточки контроля в игре «Байга», при решении задач геометрического содержания

Оборудование: ПК, листы для ответов, «Письма» с задачами, Памятки с единицами измерений: локоть, косая сажень, маховая сажень.

Этапы

Деятельность учителя и учащихся

1.Оргмомент.

Я рада видеть каждого из вас,
И пусть зима прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.

2.Вводно-мотивационный этап

1) На уроке мы отправимся в Математическую страну. (слайд №2)

- Можем ли мы обойтись без математики? Где она нам нужна? (слайд №3) (Общекультурная компетенция)
 
(2 учащихся читают стихотворение)

Вот начался уж 21 век,
Как много сделал человек!
Летают корабли к далёким звёздам,
Что раньше было трудно, стало просто,
Жизнь стала радостной, весёлой,
А как же учатся теперь в начальной школе?
Что школьникам теперь преподают? (слайд № 4 Школа)
Какие им задания дают?
В каких теперь тетрадках пишут дети?
Сейчас мы вам расскажем…

(Ценностно-ориентационная компетенция)

- Откройте тетради.

- Какие правила ведения вы знаете?

- Запишите число и «Классная работа».

2) Внимание, внимание,

Минутка чистописания. (Общекультурная компетенция)

Работа над нумерацией чисел

- Сегодня мы работаем в группах,

 (представление спикеров). (Коммуникативная компетенция)

- Прочитайте числа и дайте им характеристику.

20 356 20 366 20 376 20 386 20 396

- Пропишите.

3. Пронаблюдайте закономерность.

- Оцените свою работу.

(Учебно-познавательная компетенция)

4.Целеполагание. /слайд №5/

- Посмотрите на доску и прочитайте темы.

- Какие темы мы не изучали?

- Какова же цель нашего урока: (компетенция разрешения проблем)

  • Открытие новых знаний?
  • Закрепление и применение знаний и умений? (слайд №6 барсёнок)

Нурсултан Абишевич Назарбаев в одном из Посланий народу Казахстана сказал: «Нам нужна здоровая нация». В Казахстане прошли азиатские игры, в которых казахстанцы завоевали 70 медалей, из них 32 золотых, и по праву доказали, что мы за здоровый образ жизни.

В Восточный Казахстан спортсмены привезли 15 золотых медалей. Мы гордимся ими. Спортсмены добиваются успехов в спорте, а мы в знаниях. (Общекультурная, информационная компетенция)

- Наш урок - закрепление знаний и называется он «Математический марафон».

- А что такое марафон? (Слайд №7)

(Выступление Жанар Баяндиновой)

(Информационная, учебно-познавательная компетенция)

«Марафонский бег в лёгкой атлетике - бег на дистанцию 42 км 195 м. Название и дистанция связаны с легендой о древнегреческом воине, прибежавшем из Марафона в Афины с вестью о победе греков над персами. Марафон – селение в Древней Греции».

Учитель: Двигаясь по дистанции, вы должны показать, как вы умеете применять свои знания на практике, как вы готовитесь к взрослой жизни, как умеете оценивать себя и своих товарищей, для этого у вас Маршрутные листы.

(Компетенция личностного самосовершенствования)

3.Операционно-познавательный этап

- В каком разделе математики мы изучаем числа? (Арифметика) (Слад №8)

- Всё начинается с чисел.

Игра «Байга» (слайд №9)

(Общекультурная. Ценностно- ориентационная компетенция)

Группе выдаётся «Вопросник», учащиеся в течение 2 минут должны ответить на каждый вопрос и на карточках кратко записать ответ. При проверке каждая группа поднимает листок с ответом. (Коммуникативная компетенция)

Вопросник.

  1. Как называются числа, которые применяются при счёте? /натуральные /
  2. С помощью каких цифр можно записать любое натуральное число ? /1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0/
  3. Наименьшее натуральное число /1/
  4. Наибольшее однозначное число /9/
  5. Наименьшее трёхзначное число /100 /
  6. Наибольшее трёхзначное число /999/
  7. Если к наибольшему трёхзначному числу прибавить 1, то получится …. /1000/
  8. Если из числа вычесть один, то получится…
  9. Сколько классов вы знаете? /4/
  10. Сколько разрядов в каждом классе? /3/

- Хорошо вы знаете натуральные числа. Отметьте свои достижения в Маршрутных листах. (Компетенция личностного самосовершенствования)

- А знатоки ли вы арифметических действий?

2. Формирование групп сменного состава. Переход.

(Коммуникативная компетенция)

- Возьмите в пакетах красные карточки. (Приложение № 1) Найдите значения выражений, выберите вариант ответа и объединитесь в новые группы. /на карточках даны примеры на все действия с ответами 1, 2, 3, 4, учащиеся устно решают примеры и объединяются в группы №1, №2, №3, №4/

(Учебно-познавательная компетенция)

(Оценивание работы в Маршрутном листе)

- Что вам может помочь повторить компоненты действий? /Опорные схемы / (Информационная компетенция)

/слайд № 10, 11, 12,13/

3. «Компоненты арифметических действий»

1 группа: Расскажите о компонентах действия сложения.

2 группа: Расскажите о компонентах действия вычитания.

3 группа: Расскажите о компонентах действия умножения.

4 группа: Расскажите о компонентах действия деления.

(Оценивание работы в Маршрутном листе)

4. Игра: « Найди число по названию компонента».

(Учебно-познавательная компетенция)

(Слайд № 14 с равенствами)

2700 + 350 = 3050

50 * 11 = 550

1000 – 1 = 999

2800 : 7 = 400

  • Запишите первое слагаемое
  • Значение суммы
  • Второй множитель
  • Уменьшаемое
  • Значение разности
  • Делимое
  • Значение частного

Самопроверка, самооценка: (Слайд № 15 «Цепочка чисел» 2700, 3050, 11, 1000, 999, 2800, 400)

(Компетенция личностного самосовершенствования)

5. Игра «Собери слово»

Учитель: Ребята, мы повторили арифметические действия, компоненты действий. А что вам помогает быстро считать?

  • Свойства арифметических действий (слайд №16) (по слайду ученики рассказывают арифметические свойства)
  • Деление нуля и умножение на нуль
  • Округление чисел

-Вы должны собрать слово и узнать, что необходимо человеку для успешной учёбы? (Приложение №2) /Слайд 17 - слова/

(Общекультурная, информационная компетенция)

(Оценивание работы в Маршрутном листе)

6. Экскурс в историю.

- Числа нам нужны не только для того, чтобы считать, но и для того, чтобы измерять величины, тогда они называются единицами измерений.

  • Что используют для измерения расстояния, высоты, длины? /единицы длины/

- Оказывается,… (Слайд №18)

«В Древней Руси в качестве измерения длины применялись: косая сажень (248 см) – расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев поднятой правой руки маховая сажень (176см) – расстояние между концами пальцев, расставленных в стороны рук Локоть (45см) - расстояние от конца пальцев до локтя согнутой руки».

(Общекультурная, информационная компетенция)

- Давайте, покажем эти единицы измерения длины. (Физминутка)

4.Контрольно – оценочный этап

1. Решение задач.

Задание: перевести старинные единицы измерения длины в современные единицы: метры и сантиметры. (Памятки)

- Что такое терем, горница, полотно? (Общекультурная компетенция)

  • Найдите высоту терема, равную 3 косым саженям (248 * 3 = 744см = 7м 4дм 4см)
  • Найти длину отреза полотна, равную 15 локтям. (45 *15= 675см = 6м 7дм 5см)
  • Найти длину отреза ткани, равную 12 локтям.(45 * 12= 540 см = 5м 4дм 0см)
  • Найди ширину горницы, равную трём маховым саженям (176 * 3 = 528см)

(Учебно-познавательная компетенция)

(Оценивание работы в Маршрутном листе)

2. Формирование групп сменного состава.

- Наш путь лежит во владения Геометрии.

- Что такое геометрия? (слайд № 19)

- Возьмите голубые карточки, угадайте фигуру и объединитесь в группы геометрических фигур. (Приложение №3)

(Коммуникативная компетенция, учебно-познавательная компетенция)

(Оценивание работы в Маршрутном листе)

3. Логическая задача.

«Один ученик измерил периметр доски квадратной формы и получил 8 дм 4 см, а другой измерил периметр этой же доски и получил 84 см. Почему получились равные ответы?»

(Учебно-познавательная компетенция. Компетенция разрешения проблем)

4. Решение задач с геометрическим содержанием. (тестовые задания) (Учебно-познавательная компетенция)

  • Площадь прямоугольного участка равна 400 кв.м. Какой длины могут быть стороны прямоугольника?
    А) 10 м и 40 м
    В) 20 м и 20 м
    с) 120 м и 80 м
  • Площадь квадрата равна 4900 кв.см. Какова длина стороны квадрата?
    А) 7 см
    в) 70 см
    с) 700 м
  • Найти объём параллелепипеда, если длина его равна 50 см, ширина 20 см, а высота 40 см.
    А) 40 000 см
    в) 400 см
    с) 40 куб. дм
  • Найти периметр прямоугольника, если его длина равна 150см, а ширина 100 см.
    А) 5 м
    в) 15 000 кв. см
    с) 250 см

Самопроверка, самооценка: (Слайд № 20)

(Компетенция личностного самосовершенствования)

5. Формирование групп сменного состава.

(Коммуникативная компетенция)

- На нашей дистанции - Алгебра.

- Возьмите зелёные карточки с уравнениями. Найдите корень уравнения и по его значению создайте новые группы. (Корни уравнений 5, 6, 7, 8 – с такими номерами создаются новые группы.)

(Приложение №4)

6.Слово учителя.

- Что такое алгебра? (слайд № 21)

- Алгебра – большая мастерица показывать фокусы, задумает число и спрячет его за буквой. Как узнать это число, подскажите, ребята? / решить уравнение /

-Что такое уравнение? Что значит решить уравнение?

- Сколько способов решения уравнений имеется? Лемешко Настя подготовила интересный материал об уравнениях.

Историческая справка: «Уже в древности математики решали уравнения. По - настоящему метод уравнения сформировался в руках арабских учёных. Первым написал книгу о решении уравнений арабский учёный Мухаммед ибн Муса ал - Хорезми. Её название было такое: «Краткая книга об исчислении ал-джабры и ал-мукабалы». Что же означают эти слова? Ответ на этот вопрос вы можете узнать, ознакомившись с моей творческой работой об уравнениях в Уголке «Почемучка». (Информационная компетенция)

- А это стихотворение знакомит вас с ёщё одним способом решения уравнения.

Ал – джабра.

При решении уравненья
Если в части одной,
Безразлично какой,
Встретится член отрицательный,
Мы к обеим частям,
С этим членом сличив,
Равный член придадим,
Только с знаком другим,-
И найдём результат нам желательный.

7.Самостоятельное решение уравнения наиболее удобным способом. (Приложение №5) (Учебно-познавательная компетенция)

8.Финиш. Решение задачи. «Кому отправим ответ?» (слайд 22)

(Социально-трудовая компетенция)

-Ребята, внимание!

- Какие необычные задания. Письмо и текст. (Учитель читает текст и просматривает задания)

«Финал уже не за горами,
знайте, мы, ребята, с вами!»

 -Это задачи, их нужно решить и догадаться, от кого они пришли и кому отправим ответ. (Приложение №6)

(Учебно-познавательная. Ценностно-смысловая компетенция)

9. Подведение итогов по Маршрутным листам.

(Приложение №7) (компетенция личностного самосовершенствования)

10 .Заключение. Вот мы и пришли к финишу.

 Стих. (слайд 23)

«Да, много разных школ на свете!
На всех планетах в школу ходят дети,
Во всей вселенной каждый знает:
Без компетенций взрослой жизни не бывает ».

Литература:

  1.  Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С. Математика. Учебник для 5 класса - М., 2000
  2.  Депман И.Я. Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. – М., Просвещение, 1989
  3. Жильцова Т.В., Обухова Л.А. Поурочные разработки по наглядной геометрии. М., «Вако», 2004
  4. Интернет-ресурсы.