Цель: показать практические приёмы реализации компетентностного подхода на уроке математики (работа в группах сменного состава)
Задачи:
- Закреплять знание устных и письменных приёмов умножения, деления.
- Развивать умение решать задачи.
- Развивать математическую речь, логику, мышление, внимательность, познавательную активность.
- Пробудить познавательный интерес.
- Воспитывать казахстанский патриотизм, уважение к согражданам, чувство товарищества.
Форма проведения: «Математический марафон»
Методы обучения: аудио-визуальный метод, частично- поисковый, практические методы
Средство обучения: презентация
Материальное обеспечение: раздаточный материал «Пакет с заданиями» (для каждого ученика), Маршрутные листы
Средство контроля: Маршрутные листы, карточки контроля в игре «Байга», при решении задач геометрического содержания
Оборудование: ПК, листы для ответов, «Письма» с задачами, Памятки с единицами измерений: локоть, косая сажень, маховая сажень.
Этапы |
Деятельность учителя и учащихся |
1.Оргмомент. |
|
2.Вводно-мотивационный этап |
1) На уроке мы отправимся в Математическую страну. (слайд №2) - Можем ли мы обойтись без математики? Где она нам нужна? (слайд №3) (Общекультурная компетенция)
(Ценностно-ориентационная компетенция) - Откройте тетради. - Какие правила ведения вы знаете? - Запишите число и «Классная работа». 2) Внимание, внимание, Минутка чистописания. (Общекультурная компетенция) Работа над нумерацией чисел - Сегодня мы работаем в группах, (представление спикеров). (Коммуникативная компетенция) - Прочитайте числа и дайте им характеристику. 20 356 20 366 20 376 20 386 20 396 - Пропишите. 3. Пронаблюдайте закономерность. - Оцените свою работу. (Учебно-познавательная компетенция) 4.Целеполагание. /слайд №5/ - Посмотрите на доску и прочитайте темы. - Какие темы мы не изучали? - Какова же цель нашего урока: (компетенция разрешения проблем)
Нурсултан Абишевич Назарбаев в одном из Посланий народу Казахстана сказал: «Нам нужна здоровая нация». В Казахстане прошли азиатские игры, в которых казахстанцы завоевали 70 медалей, из них 32 золотых, и по праву доказали, что мы за здоровый образ жизни. В Восточный Казахстан спортсмены привезли 15 золотых медалей. Мы гордимся ими. Спортсмены добиваются успехов в спорте, а мы в знаниях. (Общекультурная, информационная компетенция) - Наш урок - закрепление знаний и называется он «Математический марафон». - А что такое марафон? (Слайд №7) (Выступление Жанар Баяндиновой) (Информационная, учебно-познавательная компетенция) «Марафонский бег в лёгкой атлетике - бег на дистанцию 42 км 195 м. Название и дистанция связаны с легендой о древнегреческом воине, прибежавшем из Марафона в Афины с вестью о победе греков над персами. Марафон – селение в Древней Греции». Учитель: Двигаясь по дистанции, вы должны показать, как вы умеете применять свои знания на практике, как вы готовитесь к взрослой жизни, как умеете оценивать себя и своих товарищей, для этого у вас Маршрутные листы. (Компетенция личностного самосовершенствования) |
3.Операционно-познавательный этап |
- В каком разделе математики мы изучаем числа? (Арифметика) (Слад №8) - Всё начинается с чисел. Игра «Байга» (слайд №9) (Общекультурная. Ценностно- ориентационная компетенция) Группе выдаётся «Вопросник», учащиеся в течение 2 минут должны ответить на каждый вопрос и на карточках кратко записать ответ. При проверке каждая группа поднимает листок с ответом. (Коммуникативная компетенция) Вопросник.
- Хорошо вы знаете натуральные числа. Отметьте свои достижения в Маршрутных листах. (Компетенция личностного самосовершенствования) - А знатоки ли вы арифметических действий? 2. Формирование групп сменного состава. Переход. (Коммуникативная компетенция) - Возьмите в пакетах красные карточки. (Приложение № 1) Найдите значения выражений, выберите вариант ответа и объединитесь в новые группы. /на карточках даны примеры на все действия с ответами 1, 2, 3, 4, учащиеся устно решают примеры и объединяются в группы №1, №2, №3, №4/ (Учебно-познавательная компетенция) (Оценивание работы в Маршрутном листе) - Что вам может помочь повторить компоненты действий? /Опорные схемы / (Информационная компетенция) /слайд № 10, 11, 12,13/ 3. «Компоненты арифметических действий» 1 группа: Расскажите о компонентах действия сложения. 2 группа: Расскажите о компонентах действия вычитания. 3 группа: Расскажите о компонентах действия умножения. 4 группа: Расскажите о компонентах действия деления. (Оценивание работы в Маршрутном листе) 4. Игра: « Найди число по названию компонента». (Учебно-познавательная компетенция) (Слайд № 14 с равенствами) 2700 + 350 = 3050 50 * 11 = 550 1000 – 1 = 999 2800 : 7 = 400
Самопроверка, самооценка: (Слайд № 15 «Цепочка чисел» 2700, 3050, 11, 1000, 999, 2800, 400) (Компетенция личностного самосовершенствования) 5. Игра «Собери слово» Учитель: Ребята, мы повторили арифметические действия, компоненты действий. А что вам помогает быстро считать?
-Вы должны собрать слово и узнать, что необходимо человеку для успешной учёбы? (Приложение №2) /Слайд 17 - слова/ (Общекультурная, информационная компетенция) (Оценивание работы в Маршрутном листе) 6. Экскурс в историю. - Числа нам нужны не только для того, чтобы считать, но и для того, чтобы измерять величины, тогда они называются единицами измерений.
- Оказывается,… (Слайд №18) «В Древней Руси в качестве измерения длины применялись: косая сажень (248 см) – расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев поднятой правой руки маховая сажень (176см) – расстояние между концами пальцев, расставленных в стороны рук Локоть (45см) - расстояние от конца пальцев до локтя согнутой руки». (Общекультурная, информационная компетенция) - Давайте, покажем эти единицы измерения длины. (Физминутка) |
4.Контрольно – оценочный этап |
1. Решение задач. Задание: перевести старинные единицы измерения длины в современные единицы: метры и сантиметры. (Памятки) - Что такое терем, горница, полотно? (Общекультурная компетенция)
(Учебно-познавательная компетенция) (Оценивание работы в Маршрутном листе) 2. Формирование групп сменного состава. - Наш путь лежит во владения Геометрии. - Что такое геометрия? (слайд № 19) - Возьмите голубые карточки, угадайте фигуру и объединитесь в группы геометрических фигур. (Приложение №3) (Коммуникативная компетенция, учебно-познавательная компетенция) (Оценивание работы в Маршрутном листе) 3. Логическая задача. «Один ученик измерил периметр доски квадратной формы и получил 8 дм 4 см, а другой измерил периметр этой же доски и получил 84 см. Почему получились равные ответы?» (Учебно-познавательная компетенция. Компетенция разрешения проблем) 4. Решение задач с геометрическим содержанием. (тестовые задания) (Учебно-познавательная компетенция)
Самопроверка, самооценка: (Слайд № 20) (Компетенция личностного самосовершенствования) 5. Формирование групп сменного состава. (Коммуникативная компетенция) - На нашей дистанции - Алгебра. - Возьмите зелёные карточки с уравнениями. Найдите корень уравнения и по его значению создайте новые группы. (Корни уравнений 5, 6, 7, 8 – с такими номерами создаются новые группы.) 6.Слово учителя. - Что такое алгебра? (слайд № 21) - Алгебра – большая мастерица показывать фокусы, задумает число и спрячет его за буквой. Как узнать это число, подскажите, ребята? / решить уравнение / -Что такое уравнение? Что значит решить уравнение? - Сколько способов решения уравнений имеется? Лемешко Настя подготовила интересный материал об уравнениях. Историческая справка: «Уже в древности математики решали уравнения. По - настоящему метод уравнения сформировался в руках арабских учёных. Первым написал книгу о решении уравнений арабский учёный Мухаммед ибн Муса ал - Хорезми. Её название было такое: «Краткая книга об исчислении ал-джабры и ал-мукабалы». Что же означают эти слова? Ответ на этот вопрос вы можете узнать, ознакомившись с моей творческой работой об уравнениях в Уголке «Почемучка». (Информационная компетенция) - А это стихотворение знакомит вас с ёщё одним способом решения уравнения.
7.Самостоятельное решение уравнения наиболее удобным способом. (Приложение №5) (Учебно-познавательная компетенция) 8.Финиш. Решение задачи. «Кому отправим ответ?» (слайд 22) (Социально-трудовая компетенция) -Ребята, внимание! - Какие необычные задания. Письмо и текст. (Учитель читает текст и просматривает задания) «Финал уже не за горами, -Это задачи, их нужно решить и догадаться, от кого они пришли и кому отправим ответ. (Приложение №6) (Учебно-познавательная. Ценностно-смысловая компетенция) 9. Подведение итогов по Маршрутным листам. (Приложение №7) (компетенция личностного самосовершенствования) 10 .Заключение. Вот мы и пришли к финишу. Стих. (слайд 23)
|
Литература:
- Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С. Математика. Учебник для 5 класса - М., 2000
- Депман И.Я. Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. – М., Просвещение, 1989
- Жильцова Т.В., Обухова Л.А. Поурочные разработки по наглядной геометрии. М., «Вако», 2004
- Интернет-ресурсы.