Введение
Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. А интерес к овладению знаниями у школьников формируется лишь при условии соответствующей организации учителем учебной деятельности. Она должна быть направлена на воспитание его познавательных интересов.
Цель исследования: Приобщение учащихся к миру прекрасного, как одного из средств повышения познавательной активности учащихся в процессе математического образования.
Задачи исследования:
- изучить сущность познавательного интереса как осознанной направленности ученика на усвоение знаний;
- изучить и обобщить опыт приобщения учащихся к миру прекрасного, как одного из возможностей методических средств, обеспечивающих стимулирование познавательного интереса учащихся на уроках математики.
Методы исследования: теоретический анализ педагогической и методической основ эстетического воздействия на учащихся, как одного из условий повышения их познавательного интереса.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем собран и обобщен достаточно интересный теоретический материал по проблеме повышения познавательного интереса на уроках математики.
Данная работа прошла апробацию в МОУ «Едейская средняя общеобразовательная школа» им.З.П.Саввина Намского улуса республики Саха (Якутия) в 5 «б», 6-х классах.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и 3 приложений.
Во введении обоснована актуальность исследования проблемы приобщения учащихся к миру прекрасного, как условия формирования их познавательного интереса на уроках математики.
Глава первая посвящена теоретическому анализу педагогической и методической основ формирования познавательного интереса как средства обучения учащихся в процессе математического образования.
Во второй главе рассматривается методика приобщения учащихся к миру прекрасного, как условия повышения познавательной активности на уроках математики.
В заключении подводятся итоги проделанной работы.
В приложениях даются материалы, способствующие усилению эстетического потенциала уроков математики для повышения познавательного интереса в 5, 6 классах.
ГЛАВА 1. Организационно-педагогические и методические основы формирования познавательного интереса учащихся в процессе обучения математике.
Познавательный интерес представляет собой важный фактор учения, являясь в тоже время жизненно необходимым фактором становления личности. Жизнь, лишенная познавательного интереса, тускнеет, личность лишена того значительного внутреннего стимулятора, который постоянно подталкивает ее движение, открывает перед ней новые перспективы, позволяет пережить радость интеллектуального удовлетворения в любой деятельности, какой человек ни занимался.
Обучение математике, как и любому предмету, может стать эффективным средством формирования личности, достичь непосредственной цели - прочного и сознательного усвоения её содержания. Процесс обучения, являясь составной частью целостного педагогического процесса, в современной школе направлен на формирование всесторонне и гармонически развитой личности.
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, оттого, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.
Математика является одной из наиболее подходящих областей для воспитания у ребят творческого мышления, так как здесь с самого начала проявляется необходимость и возможность воспитания самостоятельного мышления.
Известно, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется по крайней мере тремя обязательными моментами:
- положительной эмоцией по отношению к деятельности;
- наличием познавательной стороны этой эмоции, т.е. радостью познания;
- наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает ею заниматься, независимо от других мотивов.
Мы подошли к основному генеральному пути формирования собственно познавательного интереса. Как всякий психический процесс и даже как направленность личности, познавательный интерес формируется в деятельности. На фоне общего положительного отношения к учению, к учебной деятельности, к лицам и объектам, участвующим в ней, сама учебная деятельность детей, организованная учителем, завершает формирование познавательного интереса. Для пробуждения и развития интереса эта деятельность должна быть особым образом организована. На уроках учителя пользуются различными приёмами, одни из которых способствуют возбуждению интереса, другие, наоборот, снижают интерес учащихся к учению и предмету.
Итак, основная роль в воспитании интереса принадлежит способу организации учителем деятельности учащихся. В зависимости от того, как организованно познавательная деятельность, решается судьба интереса. Весь пройденный при этом путь поиска, радость достижения не только учат, но и воспитывают учащихся. Анализируя материалы интересных уроков можно выделить ряд приёмов, способствующих возбуждению у учащихся познавательного интереса. Каждый отдельный интересный урок вызывает лишь эпизодический, временный интерес - интерес-переживание. Вызвав однажды или несколько такое переживание, учитель ещё далеко не закончил воспитание познавательного интереса
Познавательный интерес имеет огромную побудительную силу: он заставляет активно стремиться к познанию, активно искать способы и средства удовлетворения возникающей у него жажды знаний. [4]. В настоящее время проблема познавательного интереса активно изучается педагогикой
Подлинное духовное богатство складывается тогда, когда человек сам тянется к знаниям, к науке, к искусству » [2]. Обучение есть своеобразное внешнее воздействие на учащихся, имеющее целью вызвать у них как положительную, так и отрицательную реакцию. При положительной реакции школьник в процессе обучения проявляет высокую активность и необходимое стремление к овладению знаниями. Если же его внутренняя настроенность к обучению оказывается отрицательной, ученик проявляет равнодушие к учебной работе и умственную пассивность.
- познавательный интерес - это один из самых значимых мотивов учения, формируя который, мы создаём прочную и надёжную основу личности школьника;
- при наличии познавательных интересов учение становится близкой жизненно значимой деятельностью, в которой сам школьник кровно заинтересован;
- познавательный интерес учащихся в обучении является источником энергетических ресурсов деятельности учащихся.
Опираясь на эти выводы приходим к заключению, что одной из главных задач учителя является развитие познавательного интереса школьников.
Рассмотрение познавательного интереса в качестве средства обучения связано с проблемой занимательности, которой посвящены многие работы по психологии и методике. Вследствие того, что занимательность выступает в качестве сильного средства возбуждения интереса, многие учителя воспринимают сам интерес в качестве внешнего стимула, они отождествляют познавательный интерес как внутреннее состояние личности с занимательностью - внешним стимулом, способствующим его пробуждению. Познавательный интерес как мотив учебной деятельности. Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьников, и это наиболее существенное его проявление. Познавательный интерес становится ценнейшим мотивом познавательной деятельности, если школьник проявляет готовность, стремление совершенствовать свою познавательную деятельность, своё учение. Как мотив учения познавательный интерес имеет ряд преимуществ перед другими мотивами, которые могут существовать вместе и наряду с ним. [7]. Учить легче и приятнее ученика активного, легко откликающегося на все начинания учителя. Как черта личности познавательный интерес проявляется во всех обстоятельствах, находит применение своей пытливости в любой обстановке, в любых условиях. Будучи устойчивой чертой личности школьника, познавательный интерес определяет его активность в учении, инициативу в постановке познавательных целей, помимо тех, которые ставит учитель. Проникая в сущность познавательного интереса, устанавливая его наиболее значительные стороны, мы всё более отчётливо видим его роль в обучении и воспитании:
- будучи средством обучения, он обладает возможностями актуализировать наиболее возможные элементы знаний, содействовать успешному приобретению умений и навыков;
- являясь мотивом учения и деятельности, познавательный интерес способствует тому встречному движению ученика и учителя, которое необходимо для успешного процесса обучения.
- Становясь устойчивой чертой характера школьника, познавательный интерес способствует формированию личности, необходимой нашему обществу - активной, ищущей, творческой.
Глава 2. Приобщение учащихся к миру прекрасного, как одного из основных направлений совершенствования работы учителя по формированию познавательного интереса учащихся на уроках математики.
Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса – важное условие формирования познавательной активности учащихся на уроках. Благополучная эмоциональная атмосфера обучения и учения сопряжена с двумя главными источниками развития школьника: с деятельностью и общением, которые рождают многозначимые отношения и создают тонус личного настроения ученика. Оба эти источника не изолированы друг от друга, они все время взаимно переплетаются в учебном процессе, и вместе с тем стимулы, поступающие от них, различно влияние их на личность: один из них непосредственно влияют на познавательную деятельность и интерес к знаниям, другие — опосредованно.
Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся - важнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности ученика в учебном процессе. Это условие связывает весь комплекс функций обучения - образовательной, развивающей, воспитывающей и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес. [3].
В данной работе на основе своего опыта и опыта многих учителей математики попытаемся ответить на вечный для учителя вопрос: как повысить познавательный интерес, как усилить положительный мотив к учении. Некоторым образом ответ на этот вопрос подсказали слова Ф. Достоевского: «Красота спасет мир». Сегодня, в переходный период развития общества все мы и, в первую очередь, наши дети испытываем дефицит доброты, сочувствия, сострадании
Отрицательные явления в нашей жизни накапливались постепенно и изданном этапе практически ни школа, ни семья, ни трудовой коллектив и. имеют возможностей, чтобы справиться с иждивенчеством, потребительством, жестокостью, ничегонеделаньем. Непопулярными немодными стали такие качества как трудолюбие, добросовестность и справедливость, честность, порядочность. Это наша общая вина и беда. Один из путей преодоления этой проблемы - приобщение детей к миру Прекрасного.
ПРЕКРАСНОЕ - могучий источник нравственной чистоты, духовного богатства, физического совершенства.
Так, В.А.Сухомлинский писал: «Мы с первых же дней школьного воспитания учим детей понимать красоту окружающею мира, природы, общественных отношений. Восприятие, осмысливание красоты как основу, стержень эстетического образования, сердцевину эстетической культуры, без которой чувства остаются глухими ко всему прекрасному. [3].
Чем глубже, чем тоньше эстетическое восприятие, тем больше возникает потребность к творчеству. Именно этими идеалами руководствуются учителя, которые работают над усилением воспитательного потенциала своего предмета, над приобщением учащихся миру прекрасного его средствами
Настольной книгой для учителя служит книга И.Г.Зенкевича «Эстетика урока математики», в которой приводятся слова Г.Харди: «Математик так же, как художник или поэт, создаёт узоры. И если его узоры более устойчивы, то лишь потому, что они составлены из идей... Узоры математика так же, как узоры художника или поэта, должны быть прокрасим идеи так же, как цвета или слова, должны гармонически соответствовать друг другу. Красота есть первое требование: в мире нет места некрасивой математике».
Привлечь ребят к предмету, начать работу по развитию учащихся или продолжить её на качественно новом уровне поможет учителю обращение к красоте. Найти красоту своего предмета, увлечь ею своих учащихся - вот ключ к решению многих проблем в системе работы учителя-предметника.
Как правило, учитель прежде всего обращается к историческому материалу, и видит в нём средство выявления красоты в содержании предмета и средство пробуждения и развития интереса учащихся к своему предмету. [4].
Учитель, организующий работу по восприятию и познанию красоты на уроках и внеурочных занятиях по своему предмету, вносит свой вклад и воспитание эстетической культуры, чувств. Учитель математики является не только источником математических знаний, но и пропагандистом своей науки. Поэтому одна из задач преподавания математики заключается в том, чтобы выявить красоту своего предмета, использовать её для повышения познавательного интереса учащихся, эффективного развития воспитания интереса учащихся к математике.
Прекрасное - это коренное понятие эстетики, так как без него невозможно понять и раскрыть любое эстетическое явление.
Творчески работающие учителя, интуитивно чувствуя положительный учебный и эмоциональный эффект, включают в содержание своих уроков к или иные материалы, усиливающие эстетическое воздействие учебного предмета. Следует отметить, что даже эпизодическое включение в систему работы учителя математики средств, позволяющих привлечь учащие к красоте предмета, даёт хорошие возможности по усилению положительной мотивации к предмету, повышению познавательной активности детей, развитию их творчества.
Привлечь ребят к предмету, начать работу по развитию учащихся или продолжить её на качественно новом уровне поможет учителю обращение к красоте. Найти красоту своего предмета, увлечь ею своих учащихся - вот ключ к решению многих проблем в системе работы учителя-предметника.
Как правило, учитель прежде всего обращается к историческому материалу, и видит в нём средство выявления красоты в содержании предмета и средство пробуждения и развития интереса учащихся к своему предмету. [5].
При этом каждый учитель формирует свою систему: в некоторых случаях знакомство с историей происходит только на внеурочных занятиях, или эпизодически на уроках обобщаются факты, связанные с именами Декарта, Пифагора, Виета, Фалеса и др., или учитель в разрезе каждого отдела, темы подбирает дополнительный материал и использует его с привлечением учащихся. Опыт учителей доказал, что наблюдается обязательный положительный и эмоциональный эффект при и сообщении учащихся исторических сведений, фактов из жизни замечательных математиков [Приложение 1].
Почему бы учителю на уроке математики, а также и при других формах общения с учащимися к месту и в меру не воспользоваться, например, стихотворной или художественно-прозаической цитатой, метафорой, занимательной задачей, игровыми элементами как средством возбуждения в сознании учащихся «чувствуемой мысли»(по образному выражению В.Маяковского). [Приложение 2, приложение 3]
Включение в процесс обучения занимательных задач вызывает любопытство учащихся, помогает поддерживать их интерес в течение урока. Особенно эмоционально воспринимаются на уроках математики стихи , авторами которых являются известные поэты. Стихи и цитаты помогают не только более просто, понятно подать те или иные математические сведения, но и способствуют психологической разрядке на уроках и последующей активизации учащихся на учебный труд. Благоприятствуют развитию у учащихся мыслительных процессов, повышает осознанность восприятия информации, формирует интерес и положительную мотивацию к учению.
Итак, возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Основная цель - предоставление учащимся психологических средств, обеспечивающих их личностное саморазвитие, понимание самих себя и своего места в мире других людей, перспектив будущего, которое затронет их самих. Прежде всего, такие формы обучения способствуют формированию у учащихся познавательного интереса в обучении, сформируют потребность к творческому саморазвитию и самоопределению.
Такой подход приобщения учащихся к математике через красоту учебного предмета, которая проявляется в его истории, связи с реальным миром, окружающей ребенка среде, наглядности, открывает широкие возможности для творчества и учителю, и учащимся, повышает их познавательную активность, позволяет получить положительные результаты в обучении и воспитании.
Заключение
В заключении можно сделать вывод о том, что даже эпизодическое включение в систему работы учителя математики средств, позволяющих привлечь учащихся к красоте предмета, даёт хорошие возможности по усилению положительной мотивации к предмету, повышению их познавательной активности. Найти красоту своего предмета, увлечь ею своих учащихся - вот ключ к решению многих проблем в системе работы учителя-предметника. Основная цель - предоставление учащимся психологических средств, обеспечивающих их личностное саморазвитие, понимание самих себя и своего места в мире других людей, перспектив будущего, которое затронет их самих.
Прежде всего, такие формы обучения способствуют формированию у учащихся познавательного интереса в обучении, сформируют потребность к творческому саморазвитию и самоопределению.
Такой подход приобщения учащихся к математике через красоту учебного предмета, которая проявляется в его истории, связи с реальным миром, окружающей ребенка среде, наглядности, открывает широкие возможности для творчества и учителю, и учащимся, повышает их познавательную активность, позволяет получить положительные результаты в обучении и воспитании.