Урок физики по теме "Тепловые явления". 8-й класс

Разделы: Физика

Класс: 8


Цель: Обобщить, систематизировать знания по теме "Тепловые явления", расширить кругозор учащихся, научить учащихся находить способы решения задач, связанных с ситуациями, которые могут встретиться в жизни, и в будущей профессиональной деятельности, способствует развитию инициативы учащихся, развивает коммуникативные навыки.

Эпиграф: Жизнь – это мечта проверенная физикой. (Ломоносов М.В.)

Оформление: Портреты Ломоносова, Джоуля, Паскаля.

Подготовка к уроку: Класс делится на 3 команды, примерно равные по силам, в каждой команде выбирается капитан и независимое жюри, состоящее из учащихся, старших классов. Команды читают дополнительную литературу по теме, готовят интересные вопросы по соперникам.

Ход урока

Ведущий: Мы начинаем турнир.

1 Конкурс. "Отгадалки".

Ведущий: Мы начинаем турнир. Каждая команда получает задание. Необходим отгадать о чем идет речь. Правильно выполненное задание приносит команде 25 баллов.

Задание для первой команды.

  1. Эта"штучка" очень маленькая. Она может летать с очень большой скоростью, а может просто качаться.
  2. Она находится во всех веществах и в разных веществах различная.
  3. Она состоит из атомов.

Задание для второй команды.

  1. Оно бывает разным. Мы можем видеть это в природе, а можем получить на опыте.
  2. Оно может оттолкнуть, а может притянуть, может светить, а может греть.
  3. Бывает электрическое, механическое, световое, тепловое, магнитное.

Задание для третей команды.

  1. Оно бывает разным, повышенным, пониженным, нормальным. С его помощью мы пьем и едим.
  2. От чего зависит жизнь не только человека, но и животных?
  3. Его измеряют барометром.

Жюри: Итак, подведем итоги

2 Конкурс "Всезнайки".

Ведущий: На выполнение этого задания дается 5-7 мин. Правильно выполненное задание приносит команде 10 баллов.

Задание для первой команды.

  1. Не разводите сады в низинах. Почему? (Ответ; холодный воздух более плотный, поэтому он скапливается внизу; в низких местах чаще бывают заморозки).
  2. Не допускайте, чтобы растения покрывались ледяной коркой. Почему? (Ответ; теплопроводность льда в 20 раз больше, чем снега, поэтому растения вымерзают).
  3. Перед заморозками разрыхлите почву. Почему? (Ответ; при рыхлении теплопроводность почвы уменьшается).

Задание для второй команды.

  1. На приэкваториальных территориях, где климат жаркий, цвет кожи у людей более темный, чем у животных в холодном климате. В северных широтах живут белые медведи, а в южных-бурые. Почему? (Ответ; черные тела излучают больше, чем белые, при тех же условиях).
  2. Какую роль играет сезонное изменение длины и густоты шерсти у животных; летом шерсть короче и рыхлее,. а зимой длиннее и гуще? (Ответ; шерсть, пух, мех и другие пористые тела в промежутках между волокнами содержат воздух и поэтому обладают плохой теплопроводностью, они защищают тело животного от охлаждения).
  3. В каком доме теплее – в деревянном или в кирпичном? (Ответ; в деревянном, т.к. имеет меньшую теплопроводность).

Задание для третей команды.

  1. Почему батареи отопления в помещении располагают внизу? (Ответ; холодный воздух тяжелый он находится. Нагревание воздуда происходит с помощью конвекции).
  2. Почему вода в глубинах Северного Ледовитого океана не замерзает, хотя температура ее ниже 0 градусов? (Ответ; температуру замерзания воды понижают растворенные в ней соли, кроме этого вода находится под огромным давлением).
  3. Какой тряпкой быстрее соберешь лужу с пола, сухой или влажной? (Ответ; в порах между нитями сухой тряпки находится воздух, он выходит не сразу, поэтому сухая тряпка плохо намокает, а влажная впитывает быстрее).

Жюри: Итак, подведем итоги.

Ведущий: В нашем турнире появились лидеры, которых могут догнать еще другие после следующего конкурса. Итак третий тур игры.

3 Конкурс. "Догонялки".

Ведущий: Всем участникам турнира будут предложены вопросы. Каждый правильный ответ на вопрос, приносит команде 5 баллов.

  1. Это часть внутренней энергии.? (Количество теплоты)
  2. Если она увеличивается, то человек болеет. (Температура)
  3. Энергия положения. (Потенциальная)
  4. Переход вещества из жидкого состояния в твердое. (Кристаллизация)
  5. Передача энергии от более нагретых участков менее нагретым. (Теплопроводность)
  6. Процесс переноса энергии в вакууме. (Излучение)
  7. Какие тела излучают энергии? (Нагретые)
  8. Что в сундук не спрячешь? (Луч света)
  9. Можно ли обжечься льдом? (Нет)

4 Конкурс."Лирический".

Ведущий: Верный ответ приносит команде 5 баллов. Какая физическая ошибка допущена в этих стихотворениях?

1.

Она жила и по стеклу текла.
Но вдруг ее морозом оковало,
И неподвижной льдинкой капля стала,
А в мире поубавилось тепла.

(Ответ; нарушен закон сохранения и превращения энергии. Уменьшилась внутренняя энергия капли, а теплота была передана в окружающую среду).

2.

Выхожу один я на дорогу,
Сквозь туман тернистый путь блестит,
Ночь тиха, пустыня внемлет Богу
И звезда с звездою говорит.

(Ответ; туман – это водяной пар, плотность которого больше воздуха, сквозь него не видно пути).

Жюри: Итак, подведем итоги.

5 Конкурс. Физические явления в русских народных сказках и стихах.

Ведущий: Верный ответ приносит команде 10 баллов.

1. Из русской сказки "Байка про тетерева".

Некому выстроить тетереву в зимнюю стужу домишко, а сам не умеет. Одну - то ночь всего надо пережить... "Эх, - подумал он - куда ни шло!" И бултых в снег! Тепло было. Поутру рано встал, по вольному свету полетел куда надо.

Что спасло тетерева от холода во время ночевки в снегу?

2. Из русской сказки "Лисичка - сестричка и волк"

Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь и начал приговаривать: "Ловись рыбка большая и маленькая!" Вслед за ним и лиса явилась: ходит около волка да причитывает:"Ясни, ясни на небе звезды! Мерзни, мерзни, волчий хвост!"Хвост и замерз.

Почему хвост замерз? Какие виды теплопередачи здесь имели место? Почему лиса повторяла:"Ясни, ясни на небе звезды"

3. Из русской сказки "Зимовье зверей"

Пришли к быку в хлев гусь и петух, хором говорят:"Пусти брат к себе погреться". Бык отвечает:"Нет не пущу!"У вас по два крыла, одно постелешь, другим оденешься, так и прозимуете!" "Не пустишь? - говорит гусь, - так я весь мох из твоих стен по выщипываю, тебе же холоднее будет." "Не пустишь? говорит петух. - Так я взлечу на чердак и всю землю с потолка сгребу, тебе же холоднее будет."

Имел ли ответ быка под собой физическую основу? Чем с точки зрения физики, были опасны угрозы гуся и петуха?

4.

Дым от костра восходит ввысь
И тает, уходя во тьму,
Как человеческая жизнь.
Восходит ввысь... А почему?

5.

Смотрю на термометр: чуть ниже нуля,
Но льдом не покрыта вода.
Колышется море, песок шевеля..
Скажи почему нету льда?

6.

То мороз, то снег с водой,
А белье в тазу горой.
Высохнет когда быстрей –
В день морозный иль сырой?

Жюри: Подведение итогов.

Итог турнира.

Ведущий: надеемся мероприятие ребята вам понравилось, и вы понимаете - все, что вокруг нас происходит объясняется пониманием знаниями физических явлений.