Цель: Обобщить, систематизировать знания по теме "Тепловые явления", расширить кругозор учащихся, научить учащихся находить способы решения задач, связанных с ситуациями, которые могут встретиться в жизни, и в будущей профессиональной деятельности, способствует развитию инициативы учащихся, развивает коммуникативные навыки.
Эпиграф: Жизнь – это мечта проверенная физикой. (Ломоносов М.В.)
Оформление: Портреты Ломоносова, Джоуля, Паскаля.
Подготовка к уроку: Класс делится на 3 команды, примерно равные по силам, в каждой команде выбирается капитан и независимое жюри, состоящее из учащихся, старших классов. Команды читают дополнительную литературу по теме, готовят интересные вопросы по соперникам.
Ход урока
Ведущий: Мы начинаем турнир.
1 Конкурс. "Отгадалки".
Ведущий: Мы начинаем турнир. Каждая команда получает задание. Необходим отгадать о чем идет речь. Правильно выполненное задание приносит команде 25 баллов.
Задание для первой команды.
- Эта"штучка" очень маленькая. Она может летать с очень большой скоростью, а может просто качаться.
- Она находится во всех веществах и в разных веществах различная.
- Она состоит из атомов.
Задание для второй команды.
- Оно бывает разным. Мы можем видеть это в природе, а можем получить на опыте.
- Оно может оттолкнуть, а может притянуть, может светить, а может греть.
- Бывает электрическое, механическое, световое, тепловое, магнитное.
Задание для третей команды.
- Оно бывает разным, повышенным, пониженным, нормальным. С его помощью мы пьем и едим.
- От чего зависит жизнь не только человека, но и животных?
- Его измеряют барометром.
Жюри: Итак, подведем итоги
2 Конкурс "Всезнайки".
Ведущий: На выполнение этого задания дается 5-7 мин. Правильно выполненное задание приносит команде 10 баллов.
Задание для первой команды.
- Не разводите сады в низинах. Почему? (Ответ; холодный воздух более плотный, поэтому он скапливается внизу; в низких местах чаще бывают заморозки).
- Не допускайте, чтобы растения покрывались ледяной коркой. Почему? (Ответ; теплопроводность льда в 20 раз больше, чем снега, поэтому растения вымерзают).
- Перед заморозками разрыхлите почву. Почему? (Ответ; при рыхлении теплопроводность почвы уменьшается).
Задание для второй команды.
- На приэкваториальных территориях, где климат жаркий, цвет кожи у людей более темный, чем у животных в холодном климате. В северных широтах живут белые медведи, а в южных-бурые. Почему? (Ответ; черные тела излучают больше, чем белые, при тех же условиях).
- Какую роль играет сезонное изменение длины и густоты шерсти у животных; летом шерсть короче и рыхлее,. а зимой длиннее и гуще? (Ответ; шерсть, пух, мех и другие пористые тела в промежутках между волокнами содержат воздух и поэтому обладают плохой теплопроводностью, они защищают тело животного от охлаждения).
- В каком доме теплее – в деревянном или в кирпичном? (Ответ; в деревянном, т.к. имеет меньшую теплопроводность).
Задание для третей команды.
- Почему батареи отопления в помещении располагают внизу? (Ответ; холодный воздух тяжелый он находится. Нагревание воздуда происходит с помощью конвекции).
- Почему вода в глубинах Северного Ледовитого океана не замерзает, хотя температура ее ниже 0 градусов? (Ответ; температуру замерзания воды понижают растворенные в ней соли, кроме этого вода находится под огромным давлением).
- Какой тряпкой быстрее соберешь лужу с пола, сухой или влажной? (Ответ; в порах между нитями сухой тряпки находится воздух, он выходит не сразу, поэтому сухая тряпка плохо намокает, а влажная впитывает быстрее).
Жюри: Итак, подведем итоги.
Ведущий: В нашем турнире появились лидеры, которых могут догнать еще другие после следующего конкурса. Итак третий тур игры.
3 Конкурс. "Догонялки".
Ведущий: Всем участникам турнира будут предложены вопросы. Каждый правильный ответ на вопрос, приносит команде 5 баллов.
- Это часть внутренней энергии.? (Количество теплоты)
- Если она увеличивается, то человек болеет. (Температура)
- Энергия положения. (Потенциальная)
- Переход вещества из жидкого состояния в твердое. (Кристаллизация)
- Передача энергии от более нагретых участков менее нагретым. (Теплопроводность)
- Процесс переноса энергии в вакууме. (Излучение)
- Какие тела излучают энергии? (Нагретые)
- Что в сундук не спрячешь? (Луч света)
- Можно ли обжечься льдом? (Нет)
4 Конкурс."Лирический".
Ведущий: Верный ответ приносит команде 5 баллов. Какая физическая ошибка допущена в этих стихотворениях?
1.
Она жила и по стеклу текла.
Но вдруг ее морозом оковало,
И неподвижной льдинкой капля стала,
А в мире поубавилось тепла.
(Ответ; нарушен закон сохранения и превращения энергии. Уменьшилась внутренняя энергия капли, а теплота была передана в окружающую среду).
2.
Выхожу один я на дорогу,
Сквозь туман тернистый путь блестит,
Ночь тиха, пустыня внемлет Богу
И звезда с звездою говорит.
(Ответ; туман – это водяной пар, плотность которого больше воздуха, сквозь него не видно пути).
Жюри: Итак, подведем итоги.
5 Конкурс. Физические явления в русских народных сказках и стихах.
Ведущий: Верный ответ приносит команде 10 баллов.
1. Из русской сказки "Байка про тетерева".
Некому выстроить тетереву в зимнюю стужу домишко, а сам не умеет. Одну - то ночь всего надо пережить... "Эх, - подумал он - куда ни шло!" И бултых в снег! Тепло было. Поутру рано встал, по вольному свету полетел куда надо.
Что спасло тетерева от холода во время ночевки в снегу?
2. Из русской сказки "Лисичка - сестричка и волк"
Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь и начал приговаривать: "Ловись рыбка большая и маленькая!" Вслед за ним и лиса явилась: ходит около волка да причитывает:"Ясни, ясни на небе звезды! Мерзни, мерзни, волчий хвост!"Хвост и замерз.
Почему хвост замерз? Какие виды теплопередачи здесь имели место? Почему лиса повторяла:"Ясни, ясни на небе звезды"
3. Из русской сказки "Зимовье зверей"
Пришли к быку в хлев гусь и петух, хором говорят:"Пусти брат к себе погреться". Бык отвечает:"Нет не пущу!"У вас по два крыла, одно постелешь, другим оденешься, так и прозимуете!" "Не пустишь? - говорит гусь, - так я весь мох из твоих стен по выщипываю, тебе же холоднее будет." "Не пустишь? говорит петух. - Так я взлечу на чердак и всю землю с потолка сгребу, тебе же холоднее будет."
Имел ли ответ быка под собой физическую основу? Чем с точки зрения физики, были опасны угрозы гуся и петуха?
4.
Дым от костра восходит ввысь
И тает, уходя во тьму,
Как человеческая жизнь.
Восходит ввысь... А почему?
5.
Смотрю на термометр: чуть ниже нуля,
Но льдом не покрыта вода.
Колышется море, песок шевеля..
Скажи почему нету льда?
6.
То мороз, то снег с водой,
А белье в тазу горой.
Высохнет когда быстрей –
В день морозный иль сырой?
Жюри: Подведение итогов.
Итог турнира.
Ведущий: надеемся мероприятие ребята вам понравилось, и вы понимаете - все, что вокруг нас происходит объясняется пониманием знаниями физических явлений.