Цели:
- Обобщить и закрепить знания об имени существительном как части речи;(собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые, имеют мужской, женский, средний род, бывают в единственном и множественном числе);
- Учить детей рассуждать, анализировать, развивать устную и письменную речь.
- Развивать словесно-логическое мышление, наблюдательность, память.
- Формировать интерес к изучению русского языка.
Оборудование:
- Учебник Л.Зелениной “Русский язык-2 класс” 2 часть.
- Индивидуальные листы.
Ход урока
1. Мобилизирующее начало.
- Ребята, у нас сегодня гости повернитесь и поприветствуйте гостей.
Начат день, первым делом – гоним лень,
На уроке не молчать, всем работать, отвечать.
- Начинаем работать. Будьте внимательны,
работайте дружно.
- Вспомните стихотворение, которое помогает нам
начать работу в тетрадях, а сегодня мы с вами
будем работать на листочках.
Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я от вас друзья не скрою -ручку я вот так держу,
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.
(Дети читают хором)
- Возьмите листы, записываем число, классная
работа.
- Какие орфограммы встретились при написании?
- Проверьте все орфограммы с помощью карандаша
(1 февраля).
2. Минутка чистописания.
- Для того, чтобы у вас были красивые буквы выполним упражнения для пальчико.
На двери весит замок
Кто его открыть бы смог?
Потянули… Покрутили…Постучали…И открыли!
- Начинаем с минутки чистописания. Посмотрите
внимательно на доску.
- Проверьте свою посадку и красиво пропишите до
конца строки.
_Дд____________________________________(образец на доске)
оро_____________________________________
- Подчеркните самую красивую букву и сочетание -оро-
3. Словарная работа.
Вот так горе! Вот беда!
В словах запутались слова.
Все они из трёх слогов.
Кто помочь словам готов?
Д:
Собака, баран, камыш – СОБАКА
Вода, роман, народ – ВОРОНА
Дома, родина, газета – ДОРОГА
Колос, рота, ваза – КОРОВА
- Послушайте задание. Из каждого слова взять только первый слог и составить новое слово.
Записать. Проверяем.Записываем эти слова.
- Что общего у всех этих слов? (непроверяемая безударная гласная в сочетание -оро-, трёхсложные).
Ребята, внимательно посмотрите на эти слова.
- Что общего у этих слов?
- На какие группы можно разделить эти слова?
4. Формирование учащимися темы и цели урока.
- Сегодня мы с вами будем продолжать работать с этой частью речи.
Читает подготовленный ученик.
Всему название дано
И зверю и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.
И всё, что может видеть глаз, –
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас, –
Означено словами.
- Сколько интересного , чудесного прячется за этими словами. Язык, на котором мы говорим богат. В русском языке много разных “тайн”, в том числе и об имени существительном. Наша задача на уроке вспомнить тайны имени существительного.
5. Работа по теме урока.
- Прочитайте слова. Проведите исследование.
Д: ПЕСНЯ, МОРОЗ, МАШИНА, ВЕСЕННЕЕ, ЗДОРОВЬЕ, ВОРОБЕЙ, УЛЫБКА, ВЕСЕДЬЕ, ВОЙНА, БЕГ.
Дети выделили лишнее слово: весеннее – так как…
Рассказали всё что знают о других словах.
- А что ещё может обозначать имя существительное?
Явления природы: дождь, вьюга, снег;
События: война, поход, собрание;
Состояние человека: веселье, скука, счастье,
жадность;
Процесс действия: ходьба, бег, закаливание,
прыжок;
- Как вы понимаете слово “здоровье”?
Толковый словарь (здоровье – это когда человек чувствует себя хорошо, у человека хорошее настроение, он не болеет).
Читает один ученик.
- Так давайте же мы с вами будем беречь здоровье и помнить о посадке.
Вывод: Как же нам определить является ли слово именем существительным? Ответы детей.
Д: Вопросы на доске. КТО? ЧТО?
Правильно распределить слова на две группы. Слова напечатаны на карточках.
Мама туча, Шарик, парта, Ирина, шарик.
- Что заметили? Написание слов одинаковое, значение разное.
Вывод: Существительные, которые называют людей, животных….
- Прочитайте стихотворение К. И. Чуковского, на листе.
Л:
Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперёд.
А за ним комарики
На воздушном шарике.
- Найдите в стихотворение имена существительные. Возьмите линейку и карандаш и подчеркните.
Проверяем. Расскажите о них. Молодцы!
Вывод: Какие существительные относятся к един.ч, мн.ч?
- А ещё все имена существительные можно разделить на три группы. Послушайте сказку.
Читает подготовленный ученик.
Сначала все существительные были очень, очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала. И вот однажды она издала указ: “Кто придумает для моих слов – существительных, знаки различия, тот будет награждён”.
А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали они про указ и прибыли в королевство. Принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили, делили, так и не разделили. Смерть пришла.
Пришла королева и сказала: “ Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода, которые взяла себе жена женского рода, а те, что остались неопределённые. Пусть будут среднего рода. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом. Но она знала секрет различия рода имён существительных.
Вывод: На какие группы делятся имена существительные?
Женский род запомню я, и скажу: “Она чья? – она
моя”
И запомню род мужской и опять скажу: “Он чей? – он
мой?”
Средний род: “Оно чьё-моё!” Это правило – твоё!
- Пользуясь секретом королевы запишите слова в три столбика. Учитель диктует. Проверка.
Ж.Р | СР.Р | М.Р |
________________________ | ________________________ | ________________________ |
________________________ | ________________________ | ________________________ |
________________________ | ________________________ | ________________________ |
Вывод: Чтобы определить род существительных…. Молодцы!
6. Физминутка для глаз.
7. Выполнение грамматического задания (разноуровненного).
- Прочитайте каждый своё задание.
1 вариант:
Выбери необходимую букву.
Улетел (О,о)_ рёл за город (О, о)_рёл.
Наш (Ш,ш)_арик поймал (Ш,ш)_арик.
2 вариант:
Найдите ошибку. Исправьте. Проверяем.
Улетел орёл за город орёл.
Наш шарик поймал шарик.
3 вариант:
Подберите слово одинаковое по звучанию, но разные по значению.
Улетел орёл за город __________.
Наш Шарик поймал ___________.
Проверяем. Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
8. Итог урока.
- Эту девочку зовут имя существительное. Послушайте, что она могла бы рассказать о себе.
Рассказ ученика. (На доске табличка – помощница).