Урок-экскурсия по математике. Тема: "Проценты". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Эпиграф урока:

«Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит».
Аль-Бируни.

Цель:

  • Повторить, систематизировать и закрепить знания и умения учащихся по теме «Проценты».

Задачи:

  • Развивать навыки устных вычислений;
  • Совершенствовать умения решать три вида задач на проценты;
  • Развивать мышление, самостоятельность, навыки культуры речи;
  • Воспитывать целеустремлённость, последовательность и быстроту действий;
  • Прививать любовь к родному краю, интерес к профессиям сельской местности.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Оборудование:

  • Презентация к уроку. (Статистические данные в задачах, фотографии для презентации были собраны и приготовлены учащимися);
  • «Витрина магазина», игрушки с ценниками.
  • Выставка рисунков с сочинениями «Профессии моих родителей»;

Ход урока

I. Организационный момент

Сообщение темы урока, цели и задач.

Учитель: Добрый день, ребята! Вы, наверное, обратили внимание, что урок у нас сегодня не совсем обычный. У нас сегодня урок-экскурсия. Обобщая тему «Проценты» мы совершим заочную экскурсию по местам работы наших родителей. А какие профессии в нашей сельской местности мы можем встретить?

Учащиеся: Животновод, механизатор, шофёр, учитель, продавец, бухгалтер, зоотехник, врач.

Учитель: Правильно! Чтобы успешно прошла экскурсия, необходимы ваши знания и умения, сообразительность и творческая активность.

II. Устный счёт

1) Восстановите цепочку.

2) Ответить на вопросы:

а) Что такое процент?
б) Как перевести проценты в десятичную дробь?
в) Как записать десятичную дробь в процентах?
г) Как перевести обыкновенную дробь в десятичную?

3) Работа с процентами:

  • Проценты заменить десятичной дробью.
3% = 1,3% = 43% = 11% = 76% = 237% =
  • Десятичные дроби заменить процентами.
0,09 = 0,34 = 6,5 = 1,01 = 0,002 = 0,007 =
  • Обыкновенные дроби переведите в проценты.
1/2 = 1/4 = 1/5 = 1/10 = 1/25 = 1/100 =

III. Формирование практических навыков решения задач

Учитель: Ребята, мы изучили три вида задач на проценты.

  • Находить несколько процентов от какой либо величины;
  • Находить число, если известно несколько его процентов;
  • Находить сколько процентов одно число составляет от другого.

1. Повторение правил.

Вопросы учащимся:

  1. Как найти проценты от числа?
  2. Как найти число по его процентам?
  3. Как найти, сколько процентов составляет одно число от другого?

2.Решение задач.

1) Экскурсия по школе.

Учитель: В нашей школе работают 8 педагогов. Из них 62,5% выпускники нашей школы. Сколько учителей являются выпускниками нашей школы?

(Коллективно анализируется задача, один ученик комментирует решение).

2) Экскурсия на полеводство.

Учитель: На полях нашего села выращивают разные культуры: пшеницу, горох, ячмень, овёс, зелёную смесь для подкормки животных.

а) Определите, сколько % земли занято каждой культурой?

(Дети отвечают устно)

б) Определить, сколько гектаров земли отведено под каждую культуру, если все посевы занимают 5000 гектаров земли.

Пшеница – 80%; горох – 2%; ячмень – 8%; овёс – 6%; зелёная смесь – 4%. (Каждому ученику даётся задание).

3) Экскурсия на животноводство.

  • За сутки надоили 993 литра молока. После того, как отправили молоко телятам, осталось для продажи 86 % имеющегося молока. Сколько литров молока отправили телятам? (Один ученик с объяснением у доски, все остальные ребята работают в тетрадях.)
  • В ООО «Лесное» взрослых лошадей – 44, и жеребят – 6. Сколько процентов всех лошадей составляют жеребята? (Задача анализируется, решение записывают учащиеся самостоятельно)

4) Экскурсия на ФАП.

  • Фельдшер поставила прививки против клещевого энцефалита 18 учащимся, это составляет 40% процентов от всех детей, проживающих в нашей деревне. Сколько детей проживает в деревне? (Коллективно разбирается решение задачи, решение учащиеся записывают самостоятельно.)

5) Экскурсия в магазин.

На магазине объявление.
Праздничная распродажа. Цены снижены на 10 %.
«Витрина магазина». Выставляются игрушки, на которых зачёркнута старая цена, нужно внести изменения в ценники.

  • На игрушки цены снижены на 10%. Определить новую цену игрушек?
    180 руб., 300 руб., 92 руб.

(Дети «бухгалтера» определяют новую цену игрушек)
(Работа учащихся в парах, дети общаются и контролируют друг друга).

IV. Проверка знаний

1. Выполнить тест.

1) 4% – это:

а) 0,4;
б) 0,004;
в) 0,04;
г) 0,0004.

2) 0,103 – это:

а) 1,03%;
б)10,3 %;
в) 103%;
г) 0,103%.

3) 20 % передовиков – это:

а) двадцатая часть передовиков;
б) половина передовиков;
в) четвёртая часть передовиков;
г) пятая часть передовиков.

4) Тракторист вспахал 80 % поля. Сколько га вспахал тракторист, если площадь всего поля 90 га?

а) 112, 5 га;
б)10 га;
в) 72 га;
г) 7200 га.

5) Продано 20% яблок, что составило 34 кг всех яблок. Сколько яблок было в магазине?

а) 170 кг.
б) 68 кг.
в) 54 кг.
г) 680 кг.

2. Проверка

1 2 3 4 5
в б г в а

V. Итог урока

Учитель: Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке?

Ответы учащихся:

  • Работали с понятием «Проценты»;
  • Повторили правила;
  • Решали задачи на проценты;
  • Совершили экскурсию по местам работы наших родителей.

Учитель: Ребята, нужны ли проценты в практической жизни?

Учитель: Ребята, в старших классах на уроках химии, физики, биологии вы также встретитесь с процентами при решении многих задач.

Применение процентов:

  • в различных сферах хозяйств: для вычисления процентного содержания каких-либо величин;
  • в банковском деле: для вычисления процентной ставки и накопления;
  • при решении задач по химии, биологии, физике.

Выставление оценок.
Учитель читает стихотворение.

Пожелание друзьям

Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам недёшево!
                                (С. Маршак)