Эпиграф урока:
«Знание – самое превосходное из владений. Все
стремятся к нему, само же оно не приходит». |
Цель:
- Повторить, систематизировать и закрепить знания и умения учащихся по теме «Проценты».
Задачи:
- Развивать навыки устных вычислений;
- Совершенствовать умения решать три вида задач на проценты;
- Развивать мышление, самостоятельность, навыки культуры речи;
- Воспитывать целеустремлённость, последовательность и быстроту действий;
- Прививать любовь к родному краю, интерес к профессиям сельской местности.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Оборудование:
- Презентация к уроку. (Статистические данные в задачах, фотографии для презентации были собраны и приготовлены учащимися);
- «Витрина магазина», игрушки с ценниками.
- Выставка рисунков с сочинениями «Профессии моих родителей»;
Ход урока
I. Организационный момент
Сообщение темы урока, цели и задач.
Учитель: Добрый день, ребята! Вы, наверное, обратили внимание, что урок у нас сегодня не совсем обычный. У нас сегодня урок-экскурсия. Обобщая тему «Проценты» мы совершим заочную экскурсию по местам работы наших родителей. А какие профессии в нашей сельской местности мы можем встретить?
Учащиеся: Животновод, механизатор, шофёр, учитель, продавец, бухгалтер, зоотехник, врач.
Учитель: Правильно! Чтобы успешно прошла экскурсия, необходимы ваши знания и умения, сообразительность и творческая активность.
II. Устный счёт
1) Восстановите цепочку.
2) Ответить на вопросы:
а) Что такое процент?
б) Как перевести проценты в десятичную дробь?
в) Как записать десятичную дробь в процентах?
г) Как перевести обыкновенную дробь в десятичную?
3) Работа с процентами:
- Проценты заменить десятичной дробью.
3% = 1,3% = 43% = 11% = 76% = 237% =
- Десятичные дроби заменить процентами.
0,09 = 0,34 = 6,5 = 1,01 = 0,002 = 0,007 =
- Обыкновенные дроби переведите в проценты.
1/2 = 1/4 = 1/5 = 1/10 = 1/25 = 1/100 =
III. Формирование практических навыков решения задач
Учитель: Ребята, мы изучили три вида задач на проценты.
- Находить несколько процентов от какой либо величины;
- Находить число, если известно несколько его процентов;
- Находить сколько процентов одно число составляет от другого.
1. Повторение правил.
Вопросы учащимся:
- Как найти проценты от числа?
- Как найти число по его процентам?
- Как найти, сколько процентов составляет одно число от другого?
2.Решение задач.
1) Экскурсия по школе.
Учитель: В нашей школе работают 8 педагогов. Из них 62,5% выпускники нашей школы. Сколько учителей являются выпускниками нашей школы?
(Коллективно анализируется задача, один ученик комментирует решение).
2) Экскурсия на полеводство.
Учитель: На полях нашего села выращивают разные культуры: пшеницу, горох, ячмень, овёс, зелёную смесь для подкормки животных.
а) Определите, сколько % земли занято каждой культурой?
(Дети отвечают устно)
б) Определить, сколько гектаров земли отведено под каждую культуру, если все посевы занимают 5000 гектаров земли.
Пшеница – 80%; горох – 2%; ячмень – 8%; овёс – 6%; зелёная смесь – 4%. (Каждому ученику даётся задание).
3) Экскурсия на животноводство.
- За сутки надоили 993 литра молока. После того, как отправили молоко телятам, осталось для продажи 86 % имеющегося молока. Сколько литров молока отправили телятам? (Один ученик с объяснением у доски, все остальные ребята работают в тетрадях.)
- В ООО «Лесное» взрослых лошадей – 44, и жеребят – 6. Сколько процентов всех лошадей составляют жеребята? (Задача анализируется, решение записывают учащиеся самостоятельно)
4) Экскурсия на ФАП.
- Фельдшер поставила прививки против клещевого энцефалита 18 учащимся, это составляет 40% процентов от всех детей, проживающих в нашей деревне. Сколько детей проживает в деревне? (Коллективно разбирается решение задачи, решение учащиеся записывают самостоятельно.)
5) Экскурсия в магазин.
На магазине объявление.
Праздничная распродажа. Цены снижены на 10 %.
«Витрина магазина». Выставляются игрушки, на которых зачёркнута старая цена,
нужно внести изменения в ценники.
- На игрушки цены снижены на 10%. Определить новую цену игрушек?
180 руб., 300 руб., 92 руб.
(Дети «бухгалтера» определяют новую цену игрушек)
(Работа учащихся в парах, дети общаются и контролируют друг друга).
IV. Проверка знаний
1. Выполнить тест.
1) 4% – это:
а) 0,4;
б) 0,004;
в) 0,04;
г) 0,0004.
2) 0,103 – это:
а) 1,03%;
б)10,3 %;
в) 103%;
г) 0,103%.
3) 20 % передовиков – это:
а) двадцатая часть передовиков;
б) половина передовиков;
в) четвёртая часть передовиков;
г) пятая часть передовиков.
4) Тракторист вспахал 80 % поля. Сколько га вспахал тракторист, если площадь всего поля 90 га?
а) 112, 5 га;
б)10 га;
в) 72 га;
г) 7200 га.
5) Продано 20% яблок, что составило 34 кг всех яблок. Сколько яблок было в магазине?
а) 170 кг.
б) 68 кг.
в) 54 кг.
г) 680 кг.
2. Проверка
1 2 3 4 5 в б г в а
V. Итог урока
Учитель: Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке?
Ответы учащихся:
- Работали с понятием «Проценты»;
- Повторили правила;
- Решали задачи на проценты;
- Совершили экскурсию по местам работы наших родителей.
Учитель: Ребята, нужны ли проценты в практической жизни?
Учитель: Ребята, в старших классах на уроках химии, физики, биологии вы также встретитесь с процентами при решении многих задач.
Применение процентов:
- в различных сферах хозяйств: для вычисления процентного содержания каких-либо величин;
- в банковском деле: для вычисления процентной ставки и накопления;
- при решении задач по химии, биологии, физике.
Выставление оценок.
Учитель читает стихотворение.
Пожелание друзьям
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам недёшево!
(С. Маршак)