Цель: выяснить значение зелёных насаждений в нашей жизни.
Задачи:
- Определить практический смысл посаженного дерева;
- Акцентировать внимание учащихся на моральном аспекте заботы об окружающей среде.
Тип урока: интегрированный.
Вид урока: урок-рассуждение.
Материалы к уроку: стихотворения М.Исаковского «Вишня» и В. Шефнера «Притча о дереве» (прил. 1), статистические данные (прил.2).
Эпиграф к уроку:
1. Каждое доброе дело несёт награду в самом себе. (А.Дюма-отец)
2. Я твёрдо знаю, умереть не страшно.
Ну что ж, упал, замолк и охладел.
Была бы только жизнь твоя украшена
Сиянием каких-то добрых дел.
(Александр Яшин)
Ход урока
Слово учителя. Ребята! Мы часто говорим и слышим, что нужно заботиться о природе. И делаем мы это настолько часто, что даже не задумываемся о значении этих слов. Сегодня я предлагаю отвлечься от избитых фраз и порассуждать. А помогут нам в этом два прекрасных стихотворения. Послушайте их внимательно. (Стихотворения «Вишня» и «Притча о дереве» читают наизусть ученики или сам учитель; тексты стихотворений есть у каждого ученика для работы с ними)
Вопросы для беседы:
- Что объединяет героев? (Оба хотели посадить дерево.)
- Для чего (с какой целью) оба героя хотели посадить дерево? (Для людей «Рад будет путник отдохнуть в тени…», «Путники в тени её прилягут…».)
- Какова же практическая польза одного посаженного дерева? (Работа со статистическими данными, собственные примеры.)
- Что помешало герою «Притчи о дереве» воплотить задуманное? (Нашёл золото.)
- Когда стал богатым, дал ли он людям больше, как обещал? Что он сделал? («Возвёл высокий каменный чертог, Завёл себе низкопоклонных слуг…», «К чужим печалям стал он слеп и глух…».)
- Пожалел ли герой в конце жизненного пути, что не посадил дерево?
- (Подведение к выводу) Принесло ли богатство герою столько счастья и пользы, сколько могло бы принести когда-то посаженное дерево?
- Сюжеты литературных произведений часто берутся из жизни. Как бы вы поступили в этой ситуации?
- Какие мысли, чувства поэтов в этих стихах близки каждому человеку?
Организация домашнего задания: подберите произведения или отрывки из произведений о людях, делающих добро природе.
Рефлексия:
А закончить наш урок я хочу теми же словами, с которых мы его начали «Каждое доброе дело несёт награду в самом себе».
Каждый ученик говорит по одному предложению, начинающемуся словами «Я сегодня…».