Путешествие на математический остров

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность темы определяется тем, что в процессе образовательной работы дети овладевают содержанием первоначальных математических представлений и понятий в соответствии с важнейшими категориями, составляющими математическую действительность и доступными для усвоения в дошкольном детстве. Умение правильно определять и соотносить представление о числе, количестве, отношениях, величине, пространстве, и способах их познания – это необходимое условие и фундамент математического развития дошкольника.

Мы предположили, что содержание и форма подачи предлагаемого материала способны вызвать заинтересованность детей и познавательную активность.

Цель: выявить уровни развития у детей математических представлений и понятий.

Задачи:

Обучающая:

  • Закрепить: порядковый счет в пределах 18, сведения о многоугольниках, соотношение количества и числа, геометрические тела (куб, шар, пирамида, цилиндр, конус), геометрические фигуры и пространственные отношения: на, под, представления о сложении и вычитании и сравнении чисел, умение ориентироваться в направлении движения с помощью условных обозначений, схемы, виды транспорта: водный, наземный, воздушный.
  • Формировать у детей представление о составе чисел первого десятка.
  • Совершенствовать словарный запас детей.

Развивающая: развивать логическое мышление; сообразительность, наблюдательность, память, мелкую моторику рук, музыкальный слух и координацию движений.

Воспитательная: воспитывать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость и целеустремленность в достижении цели, взаимопомощь.

Учебный материал: кораблик (выполнен из стульчиков), макет сделан из картона, бинокль, сундук, якорь, бутылка с картой, цифры, обезьянка, геометрические тела (куб, шар, цилиндр, конус, пирамида), условная мерка (гимнастическая палочка длиной – 25см), маркер, цветы, икебана, кубики, ТОО (магнитофонная запись с ритмическими упражнениями «Обезьянки»); листы с заданиями, простые карандаши – 40 шт. и цветные карандаши – 10 шт., гюйсы – 10 шт.

Ход занятия

Дети вместе с педагогом сидят на ковре полукругом.

Воспитатель: Добрый день, ребята! Сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие на «Математический остров». Скажите мне, пожалуйста, какие виды транспорта вы знаете?

Дети: Наземный, воздушный и водный.

Воспитатель: Молодцы, ребята, а теперь подойдите к столу, у каждого из вас есть задание. Будьте внимательными! Соедините на своих листках точки по порядку– и вы узнаете, на чем мы сегодня отправимся в путешествие. Что у вас получилось?

Дети: Кораблик.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, а теперь выберем капитана, а все стальные будем матросами. Занимайте все свои места.

Дети вместе с педагогом надевают гюйсы и садятся на кораблик.

Воспитатель: Обращается к капитану: Подай команду: «Поднять якорь!» Капитан даёт указание: «Поднять якорь» и «Полный вперёд!».

Воспитатель: Поднимает якорь. Ребята, посмотрите, бутылка, а внутри что – то есть – «старинная карта»!

Дети вместе с педагогом рассматривают карту

Воспитатель: Какая старинная карта, нам предстоит преодолеть различные препятствия:

  • «Лес многоугольников»;
  • «Гору геометрических тел»;
  • «Цветочную поляну»;
  • «Водопад неизвестности»;
  • «Долину чисел».

А если вы правильно справитесь со всеми заданиями, то в конце вас будет ждать – «клад»! Ну что, ребята, поплыли на таинственный математический остров!

Чтоб в пути нам не скучать, задачки будем мы решать. Слушайте внимательно:

У этого цветка
Четыре лепестка
А сколько лепестков
У двух таких цветков? (8).

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, ребята, слушайте следующую задачку.

Подарил утяткам ёжик
Восемь кожаных сапожек.
Кто ответит из ребят
Сколько было всех утят? (4).

Ответы детей.

Воспитатель:

Яблоки в саду поспели
Мы отведать их успели,
Пять румяных наливных,
Три с кислинкой
Сколько их? (8).

Ответы детей.

Воспитатель: В группе 8 мальчиков. Каждый мальчик пригласил на танец 1 девочку. Сколько всего детей танцевало? (16)

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились со всеми задачами.

Педагог смотрит в бинокль.

Воспитатель: Земля! Земля! Я вижу остров! Посмотрите на карту, какое первое задание?

Дети: Лес.

Воспитатель: «Таинственный лес», подойдите к столу, что у вас нарисовано?

Дети: треугольники, четырехугольники.....

Воспитатель: Как их можно назвать, одним словом.

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, это лес многоугольников. Слушайте задание, вам нужно написать в середине каждого многоугольника, цифры в зависимости от количества углов.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы ребята, посмотрите какая гора! Это не просто гора, а «гора геометрических тел». Давайте повторим геометрические тела.

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, какая красивая цветочная поляна! Слушайте внимательно задание, в каждом лепестке вам нужно написать недостающее число.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на карту, это «Царство обезьян». Давайте вместе с ними потанцуем.

Физкультминутка «Веселые обезьянки».

Головою покиваем
Носиками помотаем
И зубами постучим
И немножко помолчим
Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем
Ножку к ножке подобьем
И сначала все начнем.

Воспитатель: Следующее задание: «Водопад неизвестности». Внимательно слушайте задание:

  1. Раскрасьте фигуры так, чтобы круг лежал на квадрате.
  2. А треугольник-под овалом.
  3. Прямоугольник на треугольнике.
  4. Квадрат – под кругом.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы, а теперь проверьте, у всех получилось? Вижу «Долину чисел». Вы должны написать пропущенные числа.

Работа детей.

Воспитатель: Ребята, приближаемся к кладу, будьте предельно внимательны. А теперь задание для капитана, а вы все будете помогать. Посмотрите на карту, на карте нарисовано схема, как добраться до клада с помощью условной мерки, внимательно посмотрите на схему. А маркер поможет вам откладывать определенное количество мерки.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Ну, вот и клад! Молодцы ребята! Путешествие подошла к концу. Нам нужно возвращаться в детский сад, наш ждет наша родная группа. Сядем на наш кораблик.

Итог занятия

Воспитатель: Мы сегодня побывали в математическом острове. Что вам больше всего понравилось? Какие задания были для вас легкими, а какие – трудными? Ответы детей. Молодцы ребята, вы мне очень понравились!

Приложение 1

Используемая литература:

  1. Логика и математика для дошкольников / Сост. Е.А Носова, Р.Л. Непомнящая. – СПб, 2000;
  2. Столярова А.А. Давайте, поиграем. – М.: Просвещение, 1991;
  3. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз-ступенька, два ступенька. – И.: Баласс, 2004.