Досуг детей в старшей логопедической группе "Помоги Незнайке" по лексической теме "Овощи. Фрукты"

Разделы: Логопедия


Место проведения – физкультурный зал.

Инвентарь и оборудование

  • обручи (диаметр 50 см) любого цвета по количеству детей;
  • пластмассовые кубики (ребро кубика 5-7см) любого цвета, 32 шт.;
  • малые массажные мячи 8 шт.;
  • мячи из пластика или резины (диаметр 18–20см) любого цвета по количеству детей;
  • 2 ведра;
  • мягкие модули 6 шт.;
  • ориентиры 2 шт.;
  • корзина для мячей и кубиков;
  • корзинки с муляжами овощей и фруктов;
  • мольберт;
  • сюжетные картинки загадки;
  • контейнер с карандашами;
  • костюмы для детей овощей и фруктов;
  • магнитофон;
  • диски с записью музыкального сопровождения.

Зрители – родные и знакомые детей, сотрудники ДОУ.
Ведущие
– специалист по физической культуре, учитель-логопед, воспитатель в роли героя Незнайки.
Предварительная работа – разучивание стихотворения «Урожай».
Программные задачи

  • Создать радостное, позитивное настроение у детей, родителей и гостей.
  • Закрепить и расширить объём знаний детей по темам «Овощи», «Фрукты», о труде людей осенью на полях, в огородах и в садах.
  • Совершенствовать двигательные умения в непринуждённой обстановке, располагающей всех детей к творческой деятельности.
  • Осуществлять преемственность в физическом воспитании детей между ДОУ и семьёй.
  • Обогащать родителей знаниями, практическими умениями в организации и проведении досуга с детьми.

Ход досуга

Под звуки музыки Ю.М. Чичкова «Осень» дети в спортивной форме входят в физкультурный зал, становятся в шеренгу перед родителями, гостями.

Инструктор по физкультуре. Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня, ребята, я хочу пригласить Вас в сад – огород на сбор урожая. Приготовились. В путь!

1, 2, 3, 4, 5
Осень к нам пришла опять.
Кружит вихрь золотой
Листья в огороде.
1, 2, 3, 4, 5
Начинаем собирать.

Выполняются разные виды ходьбы и бега в колонне под музыкальное сопровождение (фонограмма Ю. Кудинова «День с зарядки начинай»)

«Идём к месту сбора урожая» – маршевый шаг.
«Ноги выше поднимаем» –
ходьба с высоким подниманием колен.
«Скачем между грядок» – подскоки.
«Идём по узенькой тропинке» – ходьба на носках.
«Друг за дружкой мы идём, огород весь обойдём»бег на носках.
«И опять шагаем»маршевый шаг.

– Теперь чуть-чуть мы отдохнём и работать здесь начнём.

Учитель-логопед. Ребята, что-то давно не было дождя и овощи и фрукты завяли. Давайте покажем, как они завяли (фонограмма А. Джойса «Осенний сон»).

На счёт «раз» – дети опускают головы, на «два» – роняют руки вдоль туловища, на «три» – приседают на корточках.

– Вдруг закапал дождик и все овощи и фрукты стали оживать.

Упражнения повторяются в обратном порядке.

– После дождя подул ветерок, и стебельки закачались и зашумели. Посмотрите, дети, как надо сделать.

Учитель-логопед демонстрирует спокойный вдох без поднятия плеч и длительный выдох с произнесением звука «ш».

– Подул ветерок Дети поднимают руки над головой, покачали руками.
– Зашумели стебельки. Произносят звук «ш».
– Затих ветерок. Дети спокойно опускают руки вниз.

Раздаётся стук в дверь и появляется Незнайка.

Учитель-логопед. Здравствуй Незнайка, а что ты тут делаешь?

Незнайка. Здравствуйте, здравствуйте (приветствует детей и гостей). Да так, гуляю.

Учитель-логопед. А что у тебя за картина в руках?

Незнайка. Да, так рисовал на досуге.

Учитель-логопед. Незнайка, покажи и расскажи ребятам и гостям, что ты нарисовал на картине?

Взрослый помещает на мольберт картину и даёт детям одну минуту для её рассматривания.

Незнайка (допуская ошибки, рассказывает, что нарисовал на картине).

– Картошка растёт на болоте.
– Баклажан растёт на кусте.
– Яблоко растёт на ёлке и т.д.

Учитель-логопед. Ребята, правильно ли Незнайка нарисовал картину про овощи и фрукты?

Ответы детей.

Учитель-логопед. Давайте пригласим Незнайку в наш сад– огород на сбор урожая.

Инструктор по физкультуре. Но прежде чем начать сбор урожая немножко разомнёмся.

Комплекс ОРУ с обручем.

«Мы шагаем в огород»
И.п.: стоика на ободе обруча, ноги слегка расставлены, руки на поясе, обруч лежит на полу. Ходьба приставными шагами по обручу.

«Собираем яблоки»
И.п.: ноги врозь, руки с обручем внизу хватом за середину. 1 – руки с обручем вверх; 2 – И.п.

«На грядке овощи растут. Мы видим их и там и тут»
И.п.: ноги слегка расставлены, обруч в руках перед грудью. 1 – поворот вправо; 2 – И.п.; 3 – поворот влево; 4 – И.п.

«Вправо – влево посмотрите, дружно овощи ищите»
И.п.: ноги слегка расставлены, руки с обручем вверх хватом за середину. 1 – наклон к правой ноге до касания обручем пола; 2 – И.п.; 3 – наклон к левой ноге до касания обручем пола; 4 – И.п.

Игра-соревнование «Сосчитай-ка»

Учитель-логопед. А теперь давайте поиграем в игру «Сосчитай-ка».

Дети произвольно делятся на две команды с равным количеством игроков в каждой. Одна команда «овощи», вторая – «фрукты». Детям одевают, соответствующие костюмы. Обе команды образуют посередине зала по кружку и берутся в своих кружках за руки. Учитель-логопед рассыпает по залу муляжи овощей и фруктов. По команде педагога «Раз, два, три, четыре, пять, начинаем собирать!», дети в костюмах «овощи» собирают овощи, в костюмах «фрукты» собирают фрукты. После слов «Раз, два, три, четыре, пять, прекращаем собирать!», дети должны сразу прекратить сбор овощей и фруктов. После игры учитель-логопед просит команду овощей подсчитать число собранных огурцов, помидор и т.д., а команду «фруктов» – число собранных яблок, груш, и т.д.

Учитель-логопед. Так по сколько яблок у вас? И т.д.

Дети. У нас по пять яблок и т.д.

По окончанию игры овощи и фрукты собирают обратно в корзинки. Подсчитывается общее количество овощей и фруктов в корзинках, определяется команда – победитель, собравшая большее количество фруктов или овощей.

Инструктор по физкультуре проводит Аттракцион «Береги предмет»

Инструктор по физкультуре приглашает детей, гостей и Незнайку поиграть в игру «Береги предмет».

Дети и гости встают в круг. Перед ними муляжи фруктов и овощей. Дети должны защищать свой предмет от водящего (Незнайка), приседая и закрывая предмет руками. Водящий (Незнайка) стоит в центре круга пытается забрать у детей овощи и фрукты. Если водящий забирает предмет, то тот игрок выбывает. Игра заканчивается, когда в кругу останется 3-4 самых ловких ребёнка. По окончанию игры все предметы складываются обратно в корзинки.

Учитель-логопед обращается к детям и ещё раз просит назвать овощи и фрукты, которые они знают.

Учитель-логопед. Ребята, где растут овощи?

Дети. Овощи растут в огороде, на грядках, парниках.

Учитель-логопед. Где растут фрукты?

Дети. Фрукты растут в саду, на деревьях.

Учитель-логопед. Незнайка, а ты знаешь в какое время года, люди собирают урожай?

Незнайка. Весной.

Учитель-логопед. Незнайка, ну а когда сажают семена?

Незнайка. Осенью.

Учитель-логопед. Ребята расскажите Незнайке, когда сажают семена и убирают урожай.

Ответы детей.

Учитель-логопед. Ребята, приглашайте Незнайку проиграть с нами в игру «Посади репку».

Инструктор по физкультуре проводит игру-эстафету «Посади репку» (фонограмма Ю. Кудинова «В хоккей играют все», А. Варламова «Веснушки»)

Две команды детей по 6 человек в каждой, строятся за линиями старта, расположенными на расстоянии 3-4 м друг от друга. По команде ведущего: «На старт! Внимание! Марш!» – первые игроки из обеих команд начинают выполнять следующее задание: с ведёрком в руках добегают до корзины, достают из корзины 4 кубика и мячик и складывают в ведро, добегают до первой лунки, выкладывают кубики квадратом, а сверху устанавливают мячик, с ведёрком в руках возвращаются к своей команде, передают ведёрко следующему игроку и встают в конце своей колонны. Следующие игроки выполняют тоже, только«сажают репку» в другую лунку. Победителем считается команда, которая быстрее «высадит всю репку».

Учитель-логопед проводит подвижную игру с речевым сопровождением «Урожай»

Инструктор по физкультуре и учитель-логопед проводят с детьми подвижную игру с речевым сопровождением « Урожай».

Морковь и капусту, редис и лучок, Шагают на месте.
Картофель, горох, огурцы, кабачок – Выполняют повороты вправо-влево, руки на поясе.
Всё сами растили, водой поливали, Выполняют приседания, во время приседания руки подняты к плечам.
А осенью мы урожай собирали. Слегка наклоняются вперёд, руки вперёд – в стороны.
Все яблоки, груши в большие корзины Выполняют прыжки на двух ногах на месте, руки на поясе.
Мы дружно сложили с Алёшей и Зиной. Выполняют поочерёдные движения руками вверх-вниз перед собой.
Все овощи, фрукты смогли мы собрать.
Всегда нужно взрослым в труде помогать!
Хлопают в ладоши

Инструктор по физкультуре проводит Аттракцион «Кто быстрее уберёт мусор» (фонограмма А.Вырламова «Ням-ням»)

– Весь урожай собрали, по местам разложили. А теперь навести порядок. Команда «овощей» наводит порядок в огороде, а команда «фруктов» в саду. Сделать это надо как можно быстрее, поэтому мусор бросаем через забор. В игре есть одно правило – за забор забегать нельзя. Каждая команда наводит порядок у себя. По первому свистку начинаем перебрасывать мусор через забор. После второго свистка мусор не перебрасываем, а садимся на пол в одну линию и складываем руки. После этого я проверяю, у кого мячиков осталось меньше, та команда сделала уборку лучше.

Учитель-логопед. Ну как Незнайка, помогли тебе дети всё узнать об овощах и фруктах? Где они растут? Как их убирают?

Незнайка. Да. Молодцы ребята. Все такие умные, как мой друг Знайка.

Учитель-логопед. Давайте мы все вместе с Незнайкой нарисуем новую, правильную картину об овощах и фруктах. Я приготовила всё необходимое для рисования.

Дети подходят к мольберту, на котором уже закреплена картина «Помоги Незнайке». Рядом с мольбертом на столике стоит контейнер с карандашами и корзинки с овощами и фруктами. Педагог помогает детям определить, кто и что будет рисовать. Дети выполняют коллективное рисование картины.

Учитель-логопед. Вот и готова наша красивая картина. Вы дружно выполнили эту работу. Давайте подарим её на прощанье Незнайке.

Незнайка. Спасибо вам ребята! Мне было очень интересно и весело с вами. Примите от меня подарки.

Дети прощаются с Незнайкой и дарят ему картину. Незнайка дарит детям сладкие фрукты.

Учитель-логопед. Ну, вот пришла пора и нам возвращаться в детский сад.

Дети как в начале праздника, строятся в шеренгу перед родителями и гостями. Под звуки музыки Ю.М. Чичкова «Осень», дети проходят по залу круг и выходят из него под аплодисменты зрителей.

Литература

  1. Анисимова Г.И. Музыкальные игры для дошкольников 5–7 лет // Логопед в детском саду. – 2010. – №3.
  2. Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5–7 лет. – М., 2006.
  3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 2003.
  4. Глебова Н.Г. Обследование устной речи младших школьников с умственной отсталостью // Логопед. – 2009. – №1.
  5. Кострова С.А., Ляпина И.С. Утренняя гимнастика в системе помощи детям раннего возраста с задержкой психомоторного развития // Логопед. – 2008. – №3.
  6. Кириллова Ю.А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет. – СПб., 2008.
  7. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2003.
  8. Полтавцева Н.В., Гордова Н.А. Физическая культура в дошкольном детстве. – М., 2005.
  9. Пятница Т.В., Солоухина-Башинская Т.В. Справочник дошкольного логопеда. – Ростов-на-Дону, 2009.