Цель проведения родительского собрания - оценка адаптационного периода в классе, решение и профилактика проблем.
Задачи :
1) Ознакомить с психологическими особенностями периода адаптации;
2) Выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем.
Форма проведения : консилиум.
1. Вступительное слово классного руководителя.
Итак, первая часть школьной жизни уже позади - ребенок отучился в начальной школе. Он повзрослел. Он чувствует себя взрослым и снисходительно относится к тем "малышам", ряды которых сам покинул всего лишь три месяца назад. Он теперь - пятиклассник! Подростку предстоит понять требования средней школы и приспособиться к ним.
Давайте разберемся, в чем же заключается сложность этого периода и как миновать "подводные камни", о которые "спотыкаются" и дети, и родители, и педагоги.
Проведем небольшую разминку. Представьте, что вы снова пятиклассник. Вспомните, какие тревоги и страхи испытывали вы сами? (ответы родителей). Совершенно верно, то же самое испытывают и наши дети :
- много разных учителей;
- непривычное расписание;
- новые кабинеты;
- новый классный руководитель;
- в средней школе мы снова - самые маленькие, а в начальной были уже большие;
- проблемы со старшеклассниками ( в буфете, в туалете).
Ну и раз мы с вами начали разговор с "подводных камней" то о них и продолжим:
Камень 1: изменение условий обучения.
Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Уже через некоторое время после начала учебы учитель знал, на что способен ваш ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме. Ребенок спокойно развивался: приобретал знания в ОДНОМ кабинете, с Одним основным учителем, требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были ОДИНАКОВЫЕ. Все было привычно. А учитель - вторая мама, которая и подскажет, и направит.
При переходе же в 5-й класс ребенок сталкивается с проблемой множественности :
- много учителей;
- каждый предмет в своем кабинете;
- требования на различных уроках разные.
Рушится привычный мирок, и, конечно, освоить все это непросто. Надо выучить всех учителей, расположение кабинетов. И побегать по школе придется, потому что больше некому напоминать, какой следующий урок и в каком кабинете он будет. Ко всему прочему, необходимо помнить, что ребенку надо заново завоевывать авторитет, и не у одного учителя, а у многих, со многими учителями выработать свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься - а в итоге повышается тревожность.
Камень 2: изменение требований.
Период адаптации еще усложняет рассогласованность требований учителей - предметников. Один просит завести тетрадь 48 листов, другой - тоненькие тетради, но их должно быть несколько. Один учитель требует подчеркивать цветной ручкой, другой - карандашом и т.д. и все эти требования надо не только ВЫУЧИТЬ, но и СОБЛЮДАТЬ, не запутаться, где что надо делать.
Чем помочь?
Во-первых, увидеть плюсы этих "рассогласованностей". Эти "мелочи", которые поначалу так затрудняют ребенку школьную жизнь, приносят пользу. Он учится учитывать все требования, соотносить их, преодолевать трудности, а значит, учится взрослой жизни, где "многотребовательность" в порядке вещей.
Во-вторых, это учит подростка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.
Помогите ребенку запомнить все требования и правила, предъявляемые учителями. Один из путей - совместное с подростком составление расписания с указанием особенностей выполнения заданий.
Камень 3: отсутствие контроля.
Всю начальную школу вашему ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. Быстро определив все особенности детей своего класса, учитель помогал им контролировать учебный процесс. Одному из них напоминал, что надо сделать домашнее задание, другому - чтобы тот принес карандаши, третьему простит невыполненное упражнение (потому что знает, что ребенка мучают головные боли) и останется с ним после уроков. В общем отслеживалось выполнение всех заданий всеми учениками. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход исчезает. Происходит как бы обезличивание ученика. Есть только пятиклассники в целом. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся из разных параллелей. Запомнить все особенности всех учеников он просто не в состоянии. Поэтому у ребенка создается впечатление, что он никому из учителей не нужен, что можно что - то не сделать - в общей массе это может пройти незамеченным. С другой стороны, появляется некоторая "безнадзорность" со стороны классного руководителя. Он не следит за поведением ребенка на всех переменах. Отсюда и внезапно появившаяся у некоторых детей регрессия : ребенок начинает капризничать, как маленький, играть с малышами(уходит к своей первой учительнице) или бегать за классным руководителем. А у других, наоборот, восторженное опьянение свободой передвижения приводит к нарушениям школьных правил.
Чем помочь?
Такое отношение к ребенку, по понятным причинам, может обидеть вас, дорогие родители. "Как же так,- скажете вы,- ведь надо искать индивидуальный подход ко всем ученикам в классе!" Конечно, доля истины в этом есть, и учителя прилагают максимум усилий. Но быстро этот подход не находится. Во-вторых, опять-таки найдите и здесь плюс: такое отношение приобщает подростка к миру взрослых, где есть требования выполнения определенной работы, но при этом начальство часто не учитывает индивидуальность работника. Это будет прекрасный повод поговорить с ребенком об ответственности за выполнение заданий, даже когда тебя не контролируют. К тому же подросток хочет свободы - вот ему и пробный шар.
Будьте терпеливы. Чаще расспрашивайте ребенка о школьной жизни. Контролируйте поначалу выполнение домашних заданий с учетом требования учителей.
Помогите классному руководителю организовать досуг ребят, взяв часть забот на себя (и родительский комитет).
Если увидите проблемы, не затягивайте: подойдите к учителю, выясните причину появившихся сложностей. Расскажите об особенностях своего ребенка.
Камень 4: пробелы в знаниях.
За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика появляются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный ком. В начальной школе эти "шероховатости" сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями сразу, как только было замечено не усвоение ребенком материала (класс один, ребят немного можно успевать контролировать всех). В пятом классе такого отслеживания не происходит. И, не усвоив тему (и не подойдя сразу за разъяснением к учителю или родителям), ребенок рискует не понять следующую. Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не поняты, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний. Так появляются двойки: Иногда неусвоенные темы тянутся еще с начальной школы, ведь сразу трудно понять, что именно из пройденного материала вызывает сложность. Например, не научившись определять корень слова, ребенок затрудняется в словообразовании и подборе однокоренных слов. А значит, будут ошибки в правописании, потому что он не сможет подобрать проверочные слова. Также могут быть сложности в усвоении учебного материала из-за недостатка речевого развития, внимания и памяти.
Чем можно помочь?
Перед выполнением домашних заданий проверьте, усвоен ли классный материал. Важно добиться, чтобы ребенок понимал мельчайшие детали выполнения заданий и мог выполнить аналогичные. Просите ребенка объяснять, как он выполняет то или иное упражнение, почему именно эти вычисления применяет при выполнении определенных задач.
Если ребенок все понимает, но проблема успеваемости все равно остается, то займитесь развитием мышления, памяти, внимания. Ведь и наблюдательность, и внимательность, и способность увидеть мельчайшие детали - все это поможет разбору и усвоению материала. Развитие этих психических процессов лучше всего пойдет в играх, потому что в игре появляется более сильная мотивация, чем в учебной деятельности. Потом закрепленные навыки перенесутся на саму учебную ситуацию.
Завершая рассказ об адаптации к средней школе, хотелось бы отметить следующее :и продолжительная школьная практически всегда сопровождается личностными особенностями (неадекватной самооценкой, повышенной тревожностью, агрессивностью, нарушением коммуникативной сферы и т.д.). Поэтому в учебных занятиях важно помочь ребенку понять его собственные критерии успешности или неуспешности, развить у него стремление проверять свои возможности и находить пути их совершенствования (самостоятельно или с помощью взрослых).
2. Выступление учителей-предметников.
3. Подведение итогов собрания.