Цели урока:
Образовательные: создать условия для усвоения учащимися знаний о том, что революция 1905-1907гг. стала попыткой решить коренные проблемы российской действительности; раскрыть характер и итоги революции, а также определить её значение для дальнейшего развития страны; установить особенности образования политических партий в России на рубеже веков; классифицировать политические партии по направлениям и определить их программные требования по актуальным вопросам российской действительности.
Воспитательные: воспитывать чувства сопричастности к судьбе Отечества, переживания за её исторические судьбы.
Развивающие: продолжить развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, аргументировано доказывать свою точку зрения.
Оборудование:
- дидактический материал;
- мультимедиапрезентация (в данном случае – всё содержится в тексте разработки).
Ключевые слова и термины: парламент, фракция, революция, движущие силы революции, партийная тактика, политическая партия, Государственная Дума.
Тип урока: урок формирования новых ЗУН.
Ход урока
I. Целеполагание (2-3 минуты).
Учитель сообщает тему урока и предлагает учащимся сформулировать план рассмотрения нового материала. Таким образом, определяется последовательность изучения темы:
- Причины революции.
- Повод к революции.
- Основные события революции, её взлёты и падения.
- Итоги революции.
II. Актуализация знаний по предшествующему материалу методом фронтальной беседы по теме об особенностях социально-экономического и политического развития России в начале 20 века (6-8 минут).
Так как причины 1 российской революции вытекают из особенностей социально – экономического и политического развития России начала 20 века, ученики под руководством учителя формулируют эти причины:
- Противостояние самодержавия и общества, вызванное отсутствием политических свобод и парламента как высшей формы представительной власти.
- Ухудшение положения рабочих вследствие обострения конфликта между трудом и капиталом.
- Нерешённость аграрного вопроса в стране: господство помещичьего землевладения, малоземелье крестьян, сохранение выкупных платежей.
- Поражение России в русско-японской войне 1904-1905гг.
III. Изучение нового материала базируется на организации самостоятельной работы учащихся.
Опираясь на статистически данные таблицы: «Динамика стачечной борьбы (число участников забастовок в тыс. человек)» [1] учащимся предлагается графически изобразить ход революции 1905-1907гг.
Год | Кварталы | |||
I | II | III | IV | |
1905 | 810 | 481 | 294 | 1277 |
1906 | 269 | 479 | 296 | 63 |
1907 | 146 | 323 | 77 | - |
С помощью «Хронологии 1 российской революции» (оформляется раздаточным материалом) учащиеся под руководством учителя, анализируя предложенные факты, объясняют периоды роста и спада революционной активности и вносят полученные данные на график:
Хронология событий I Российской революции (раздаточный материал) [2,4,5].
1905 год | |
9.01 | «Кровавое воскресение»: погибли 96 человек, ранены 333 человека. |
Январь | Полиция арестовала 608 «зачинщиков». |
17.01 | В ответ на студенческие волнения закрыты все столичные учебные заведения. |
19.01 | Николай II пожертвовал 50000 рублей, пострадавшим 9.01. |
Февраль | Террористический акт эсера Каляева против московского генерал-губернатора Великого Князя Сергея Александровича. |
18.02 | Подписан рескрипт о создании законосовещательного органа -Государственной Думы. |
Апрель | III съезд РСДРП и конференция меньшевиков. |
8-9.05 | Партия «Союз союзов». Лидер – П.Н.Милюков. |
12.05 | Создание 1-го Совета Рабочих депутатов в г. Иваново-Вознесенске. Для решения вопросов местного самоуправления Советы стали создаваться рабочими в других городах. |
14-25.06 | Восстание на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический». |
Июнь | Оформление 1-ой политической организации крестьян – Всероссийский крестьянский союз. |
6.08 | Высочайший Манифест «Об учреждении Думы» (законосовещательный орган). |
Сентябрь | Съезд земских и городских деятелей в Москве. |
Сентябрь | Общегородская политическая стачка в Москве. |
Октябрь | Всероссийская политическая стачка. |
12.10 | Учредительный съезд конституционно-демократической партии (кадеты). |
14.10 | Генерал-губернатор Санкт-Петербурга Трепов приказал расстреливать на месте лиц, оказавших сопротивление властям. |
17.10 | Высочайший Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка и придании Думе законодательных функций», т.е. расширение избирательных прав, Дума – законодательный орган. |
Октябрь | Оформление политических партий: «Союз 17 октября» (октябристы) и «Союз русского народа» (черносотенцы). |
Ноябрь | Подъём революционного движения в армии, в том числе в Севастополе на крейсере «Очаков» под руководством лейтенанта Шмидта. |
Ноябрь-декабрь | Массовое создание революционных крестьянских комитетов. |
3.11 | Манифест царя об уменьшении на половину выкупных платежей с крестьян с 1.01.1906г. и прекращение их выплаты с 1.01.1907г. |
7-8.12 | Московский Совет рабочих депутатов. Начало Московского вооружённого восстания. |
Декабрь | Запрещение забастовочного движения |
1906 год | |
Февраль | Закон об ограничении свободы слова и печати: «Об антиправительственной пропаганде». |
20.02 | Преобразование Государственного Совета в верхнюю законодательную палату, находящуюся между Думой и царём. |
4.03 | Разрешены профсоюзы. |
23.04 | «Основные законы Российской империи»: нет статьи о неограниченной власти царя; монарх осуществляет власть в единении с Государственным Советом и Государственной Думой; в случае чрезвычайных обстоятельств, во время думских каникул, правительство может самостоятельно принимать законы, в дальнейшем, внося их в течение двух месяцев на рассмотрение Государственной Думы, или они теряли силу. |
27.04 | Открытие I Государственной Думы. |
13.05 | Начало Думского кризиса. |
9.07 | Роспуск Государственной Думы. |
14.07 | В г.Гельсингфорсе совещание революционных партий. |
Июль | Восстание в Свеаборге, Кронштадте, попытка провести всеобщую забастовку в Москве. |
Июль | Правительственное сообщение о недопущении посягательства на помещичью землю. |
19.08 | Введение военно-полевых судов. |
25.08 | Программа серьёзных реформ правительства П.А.Столыпина: неприкосновенность личности и гражданское равноправие; улучшение крестьянского землевладения и улучшение быта рабочих; реформа местного суда; реформа средней и высшей школы. |
Октябрь-декабрь | Спад революции. Локальные стачки и забастовки. Образование партии русской буржуазии: «Торгово-промышленная партия». |
1907 год | |
20.02 | Открытие II Государственной Думы. |
3.06 | Манифест о роспуске II Государственной Думы и изменении избирательного закона в пользу имущих. Окончание 1-ой Российской революции. |
Июль | Локальные забастовки. |
Для выяснения причин кризисов Государственных Дум целесообразно рассмотреть и проанализировать их партийный состав по политическим направлениям – «левые», «правые» и «центр».
Состав депутатов I и II Государственных Дум [3]/
Партии | I Дума | II Дума |
Трудовики | 97 | 104 |
Кадеты и сочувствующие им | 179 | 98 |
Октябристы и их сторонники | 16 | 44 |
Прогрессисты | - | - |
Социал-демократы | 18 (меньшевики) | 68 |
Эсеры | - | 37 |
Монархисты и их сторонники | - | 40 |
Беспартийные | 105 | 17 |
Представители национальных окраин | 63 | 76 |
Прочие | - | 34 |
Всего | 478 | 518 |
IV. Актуализация знаний по изученному материалу методом фронтальной беседы с целью выяснения итогов революции.
Так как итоги 1 российской революции вытекают из всего материала урока, ученики под руководством учителя формулируют итоги и последствия:
- Учреждение Государственной Думы и преобразование Государственного Совета в верхнюю палату парламента.
- Дарование политических свобод.
- Отмена выкупных платежей.
- Начало аграрной реформы П.А.Столыпина.
- Введение рабочего законодательства.
V. Рефлексия (2-3 минуты).
Учитель предлагает учащимся задуматься о том, что нового они сегодня узнали на уроке и по желанию учащихся выслушиваются их ответы.
VI. Подведение итогов.
Выставление оценок за работу на уроке, домашнее задание по учебнику Загладина Н.В. История Отечества. ХХ-ХХI века.
Ссылки на литературу:
- Жарова Л.Н., Мишина И.А. История Отечества, 1900 – 1940 гг.: Учеб. кн. для ст. классов сред. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1992, с.80.
- Жарова Л.Н., Мишина И.А. История Отечества, 1900 – 1940 гг.: Учеб. кн. для ст. классов сред. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1992, с.55-79.
- Загладин Н.В., Козленко С.Н., Минаков С.Т., Петров Ю.А. История Отечества. ХХ – ХХI века: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. – 4-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006, с.52.
- Загладин Н.В., Козленко С.Н., Минаков С.Т., Петров Ю.А. История Отечества. ХХ – ХХI века: Учебник для 11 класса. общеобразовательных учреждений. – 4-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006, с.30-53.
- Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Россия в XX веке: Учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. Учреждений. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2000, с.36-60.