Цель: раскрыть значение колокольных образов в русской музыке XIX-XX веков.
Задачи:
Образовательные:
- обобщить знания о колокольных образах в русской музыке XIX века;
- проанализировать элементы выразительности, использованные композитором при создании образа колокольного звона в их связи со спецификой строения и исполнения колокольного звона настоящего;
- закрепить понятия «энгармонизм», «альтерация» и определить их роль в формировании музыкального образа;
- обратить внимание учащихся на использование образа колоколов в других видах искусства, отметить элементы выразительности, которыми пользовались авторы для создания своих произведений;
- сформировать собственное мнение о роли колокольного звона в русской культуре;
- практически закрепить полученные знания посредством музицирования.
Воспитательные:
- воспитание патриотизма через изучение русской классической музыкальной культуры;
- воспитание бережного отношения к отечественному культурному наследию;
- формирование эмоционально-нравственного отношения к произведениям разных видов искусства;
- воспитание культуры исполнения музыки.
Развивающие:
- развитие умения анализа музыкального текста;
- развитие навыков сравнения, обобщения, осознанного слушания музыки;
- развитие речи;
- развитие умения применять ЗУН, полученные на других предметах, в ситуации интеграции данной темы с другими предметными областями.
Тип урока: обобщающий.
Оборудование урока и методическое обеспечение:
- компьютер, проектор, экран;
- доска с нотной записью для анализа аккордов;
- презентация к уроку (Приложение 1);
- аудиозаписи фрагментов музыкальных произведений;
- фортепиано;
- нотные тексты фрагментов музыкальных произведений;
- портреты композиторов.
Ход урока
Организационный момент. Приветствие.
Преподаватель: Давайте улыбнемся наступающему дню и начнем наш урок музыкальной литературы, посвящённый колоколам и колокольным звонам в русской музыке.
Открывает урок звучание колоколов.
Основная часть урока.
Преподаватель: Определите, пожалуйста, фрагмент какого произведения будет звучать.
(Звучит вступление ко второй картине Пролога из оперы Мусоргского «Борис Годунов»).
Преподаватель декламирует стихотворение:
Иль влетим мы в светлый град
Со Кремлём престольным?
Чудно улицы гудят
Гулом колокольным,
И на площади народ,
В шумном ожиданье,
Видит: с запада идет
Светлое посланье...
(А.К. Толстой)
Преподаватель: Узнали музыку?
Учащиеся: ...
Преподаватель: Да, это сцена коронации из оперы Модеста Петровича Мусоргского «Борис Годунов».
(Слайд №3)
Преподаватель: Действие 2-й картины Пролога в опере Мусоргского «Борис Годунов» происходит на площади Успенского собора Кремля.
(Слайд №4)
Преподаватель: Посмотрите, как выглядят декорации этой сцены.
(Слайд №5)
Преподаватель: Коронация, или венчание на царство – один из самых торжественных государственных ритуалов. Во время богослужения на голову государя возлагали шапку Мономаха - символ царской власти.
(Слайд №6)
Преподаватель: И, конечно, такой великий праздник сопровождался звучанием колоколов.
Давайте поставим себя на место композитора. Как он может поступить, зная, что в спектакле нужен колокольный звон?
(Слайд №7)
Учащиеся: Композитор может использовать звучание настоящих колоколов.
Преподаватель: Верно. Именно так поступил Михаил Иванович Глинка. Вспомните, как называется его опера и где именно там звучат колокола.
Учащиеся: Опера «Жизнь за царя», Эпилог.
(Слайд №8)
Преподаватель: А теперь посмотрим, как поступает Мусоргский. Для этого возьмем нотный текст и проанализируем его (Приложение № 2).
Посмотрите внимательно, из каких голосов складывается музыкальная ткань. Сколько слоёв фактуры можно выделить?
Учащиеся: В этом музыкальном фрагменте фактура трёхслойная.
Преподаватель: И это не случайно.
(Слайд №9)
Колокола, как правило, размещаются таким образом, что в центре находятся самые крупные и самые низкие по звучанию – благовестники, рядом – зазвонные (высокие), подзвонные – колокола среднего регистра.
Давайте разделимся на три группы звонарей (каждой группе учащихся выдаётся на стол визитная карточка). Теперь посмотрим, что происходит в каждом слое фактуры (условно говоря, в каждой группе колоколов).
Анализируется каждый слой фактуры. В результате анализа учащиеся определяют, что в басовых голосах (группа «Благовестники») Мусоргский использует неизменное повторение (остинато). Средние голоса (Группа «Подзвонные») звучат аккорды, а верхних голосах (группа «Зазвонные») проводится фигурация аккордов среднего слоя фактуры.
Преподаватель: Теперь, когда нам стало понятно, что композитор строит музыкальную ткань подобно строению настоящего колокольного звона, давайте проанализируем гармонию этого музыкального фрагмента.
Преподаватель: Сколько аккордов в гармонии?
Учащиеся: Всё вступление построено на двух аккордах.
Работа с нотным станом. На нём выписаны аккорды из сцены колокольного звона.
Преподаватель: Определите, пожалуйста, структуру аккордов и назовите их.
Учащиеся: Первый аккорд по строению является малым мажорным секундаккордом. Второй аккорд – это малый мажорный квинтсекстаккорд.
Преподаватель: Да, на первый взгляд здесь действительно два аккорда. Но это не совсем так. Ваша задача – сделать энгармоническую замену звуков первого аккорда. Все помнят, что такое энгармонически равные звуки?
Учащиеся: Это звуки одинакового звучания, но разного названия (написания).
Преподаватель: Теперь нам стало понятно, что второй аккорд в гармонии этой сцены является альтерированным вариантом первого. Вспомним, что такое альтерация и для чего она применяется.
Ответы учащихся: Альтерация – это повышение и понижение ступеней с целью обострения ладовых тяготений.
Преподаватель: Верно. Получается, что используя в этой сцене неустойчивую, напряжённую гармонию, композитор преследует определённую цель. Почему Мусоргский так поступает? В чём смысл этого неустойчивого, напряжённого звучания?
(Слайд №10)
Ответы учащихся: Звон колоколов здесь необходим, это - традиция, правило русской жизни. Неустойчивые и напряжённые аккорды передают внутреннее состояние Бориса Годунова.
Преподаватель: Действительно, Мусоргский, следуя за Пушкиным и Карамзиным, принял версию об убийстве царевича Дмитрия и причастности к ней Годунова, он считал Бориса преступником и гениально передал в этой сцене двойственность его души, терзаемой трагедией совести.
(Слайд №11)
Преподаватель: Вспомните, будет ли еще звучать колокольный звон в опере?
Учащиеся: Это будет погребальный звон в сцене смерти Бориса Годунова.
Преподаватель: Как мы видим, колокола обрамляют партию Годунова, обозначая вехи его жизненного пути: вступление на престол и смерть.
В каких произведениях Мусоргского есть еще колокольные звучания?
Учащиеся: В пьесе «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки», во Вступлении к опере «Хованщина» («Рассвет на Москва – реке»).
Преподаватель: А в произведениях других русских композиторов? Где ещё в русской музыке XIX века можно встретить колокольные звоны или темы, связанные с колоколами? Я буду показывать вам портреты композиторов, а вы, пожалуйста, вспоминайте их «колокольные» темы.
Преподаватель показывает портреты Чайковского и Рахманинова, учащиеся приводят примеры музыкальных произведений.
(Слайд №12)
Учащиеся: Кантата «Москва», пьеса «В церкви» из Детского альбома Чайковского; Прелюдия cis moll для фортепиано, главная тема из Второго фортепианного концерта, вокально-симфоническая поэма «Колокола» Рахманинова.
Преподаватель: Сюда же можно отнести уже упоминавшуюся оперу Глинки «Жизнь за царя», набатный колокол из оперы Бородина «Князь Игорь»
(Слайд №13)
Преподаватель: Тема колокольного звона была любима не только музыкантами, но и художниками 19 века. Посмотрите на репродукцию картины русского художника Исаака Левитана «Вечерний звон».
(Слайд №14.)
Преподаватель: Исследователи творчества художника считают, что линии в пейзажах Левитана расходятся подобно кругам на воде. Само собой напрашивается сравнение с тем, как разносится в пространстве звон колокола.
(Слайд №15)
Преподаватель: XX-й век принёс русской культуре невиданные испытания. Это отразилось в восприятии и в отражении образа колоколов в искусстве.
(Слайд №16)
Преподаватель: В Третьяковской галерее хранится картина художника Аристарха Лентулова с изображением колокольни Ивана Великого. По настроению она очень противоречивая: праздничный калейдоскоп «лоскутных» пятен – как будто звук колоколов, тревожная изломанность форм – предвестник грядущей катастрофы.
На многие десятилетия замолчали колокола. Но в музыке – театральной и симфонической их звучание продолжалось. Кроме того, в кино тоже часто использовали колокольные звоны.
(Слайд №17)
Преподаватель: Например, у режиссера Сергея Эйзенштейна, в его фильмах, колокола, как незримые актеры, исполняют свои роли.
(Слайд №18)
Преподаватель: Скажите, над какими фильмами Эйзенштейн работал вместе с композитором Сергеем Прокофьевым?
(Слайд №19)
Учащиеся: «Александр Невский», «Иван Грозный».
Преподаватель: Возьмите нотный пример, определите название темы (Приложение 3).
Учащиеся: Это тема хора «Вставайте, люди, русские» из кантаты «Александр Невский». Музыка этой кантаты Прокофьева основана на музыкальном материале из фильма «Александр Невский».
Преподаватель: В этом номере из кантаты тоже есть звучание колокола. Сейчас я предлагаю вам исполнить тему хора, но «колокольное» вступление вы будете импровизировать сами на фортепиано.
Выбираются 2 человека для импровизации вступления. С ними обговаривается фактура, продолжительность и характер исполнения. Остальные учащиеся настраиваются в тональности, с ними тоже обговаривается темп и характер исполнения.
Далее следуют импровизация вступления и пение с листа.
Заключительная часть урока.
(Слайд №20)
Преподаватель: Послесловием к нашему исполнению могут стать следующие стихотворные строки:
…И колокол гудел над головой
Так, словно то сама душа России
Своих детей звала на смертный бой.
Преподаватель: Сегодня мы убедились, что колокольные звоны в русской музыкальной культуре имеют особое значение. Подобно тому, как звучание колокола сопровождало важные события в жизни отдельного человека и целого народа, так и в музыке с колокольные темы отмечают вехи русской истории и культуры. Попробуйте сами определить, что значит колокольный звон в нашем мире.
Учащиеся: Колокол – это голос истории. Колокол – это голос совести. Колокол – это голос Бога. Колокол – это вестник жизни или смерти.
(Слайд №21)
Преподаватель: А сейчас, каждый из вас, закрыв глаза, определит для себя самый яркий и наиболее запомнившийся момент сегодняшнего урока и затем сообщит об этом всем остальным.
Учащиеся: ...
(Слайд №22)
Преподаватель оценивает работу учащихся на уроке, объясняет домашнее задание.
Домашнее задание:
- Вспомнить авторов и названия музыкальных произведений, прозвучавших на уроке. И записать их в тетрадь.
- Существуют специалисты по колоколам и колокольным звонам. Как называется эта профессия?