Цель: формировать умение писать предлоги отдельно.
Задачи: обучение учащихся доказательности ответов, формулировке правила написания предлогов на основе подводящих вопросов и упражнений;
развитие познавательных процессов (мышления, памяти, внимания), устной и письменной речи;
воспитание коммуникативной культуры.
Оборудование:
- презентация к уроку;
- учебник «Русский язык. 2 класс». Авторы: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова;
- карточки с дифференцированными заданиями для учащихся:
- репродуктивный уровень (Приложение 1),
- репродуктивно-продуктивный уровень (Приложение 2),
- продуктивно-творческий уровень (Приложение 3);
- анкета самоанализа работы учащихся на уроке (Приложение 4).
План:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Физкультурная минутка.
- Создание проблемной ситуации.
- Решение проблемы.
- Закрепление (Тренировочные упражнения).
- Итог.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент.
Мудрым никто не родился, а научился. (Слайд №2)
- Как понимаете значение слова «мудрый».
А вот так объясняет его значение толковый словарь под редакцией Д.Н.Ушакова:
Мудрый – обладающий большим умом, знанием, опытом.
- Как вы понимаете пословицу? (Чтобы стать мудрым, нужно многому научиться.)
- Можно сразу стать мудрым? (Нет, нужно много времени.)
Надеюсь, что сегодняшняя работа на уроке обогатит вас знаниями.
II. Актуализация знаний.
- Какой большой раздел изучаем? (Слово. Части речи.)
- Какие части речи знаете? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог.)
Выполните задание по карточке (индивидуально каждым учеником).
Карточка. Задание №1. (Слайд №3)
Вставьте пропущенные буквы.
Улетела в...юга злая.
Принесли тепло гр...чи.
Побежали друг за другом
Беспокойные руч...и.
По лугам несутся смело,
По тропинкам, на поля.
Зацвела, похорошела
Отдохнувшая з...мля.
А.Усанова
Проверка. (Слайд №4)
- Подберите заголовок к стихотворению. (Весна.)
Упражнения на весеннюю тему помогут стать мудрее.
- Какие буквы вставили?
Докажите правильность написания безударных гласных в словах грачи, земля.
Отложите карточки.
Запишите в тетрадь первое предложение. Укажите части речи. 2 человека работают у доски.
Самопроверка. (Слайд №5)
В тексте стихотворения найдите предлоги (за, на, по). Запишите их вместе со словами, которым они служат в предложении.
За другом, по лугам, по тропинкам, на поля.
Выделите предлоги.
- Какие предлоги ещё знаете? (Через, в, по, около, ...)
- Что знаем о предлогах? (Слайд №6)
Предлог – служебная часть речи.
Предлоги не изменяются, к ним нельзя поставить вопрос.
Служат для связи слов в предложении.
Перед глаголами предлоги не употребляются.
Пишутся отдельно.
III. Физкультурная минутка.
(Слайд №7)
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки,
Плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем -
Руки сложим назад.
- Какие предлоги услышали?
IV. Создание проблемной ситуации.
Составьте предложения из слов: появились, на, лужи, дорогах.
(Слайд №8)
- Какой предлог? (На.)
Составляют устно. Запишем.
2 человека пишут с разных сторон доски маркером.
- Посмотрим, как написал... (Надорогах появились лужи.)
- А как ...? (На дорогах появились лужи.)
- Задание было одно? (Да.)
- А записи одинаково? (По- разному.)
- А должно быть? (Одинаково.)
- Почему так получилось? Что усвоено нами непрочно? (Как правильно писать предлоги.)
- Какая же тема урока? (Правильное написание предлогов.)
Точнее, упражнения в правильном написании предлогов с другими словами в предложении.
- Какую цель поставим? (Потренироваться в правильном написании предлогов со словами.)
(Слайд №9)
V. Решение проблемы.
- Вспомним, что такое предлог. (Короткое слово.)
- А как пишутся слова в предложении? (Раздельно.)
- Сколько слов было записано на доске? (4)
- А у тебя, ...?
Исправь ошибку.
- Как же пишутся предлоги?
Проверим ещё раз наши рассуждения с учебником с. 55.
- Как ещё можно доказать, что предлоги пишутся отдельно?
Я записала две подсказки.
- Какой части речи служит предлог? (Существительному.)
Посмотрите на запись первого столбика:
(Слайд №10)
- на (чём?) дорогах;
- по (чему?) дороге;
- к (чему?) дороге.
- Что появилось между предлогом и существительным? (Вопрос.)
Посмотрите на запись второго столбика:
- на пыльных дорогах
- на наших дорогах
- на просёлочных дорогах
- Что появилось между предлогом и словом? (Другое слово.)
- Как же доказать, что это предлог и писать его надо отдельно? (Вставить вопрос или другое слово.)
Опора. (Слайд №11)
VI. Закрепление (тренировочные упражнения).
1. Выборочный диктант.
Выписать слова с предлогами.
- Придёт весна в лес. Набухнут почки на деревьях. Оживёт под снегом молодая травка.
Используя опорную таблицу, доказывают, что это предлог.
2. Работа в парах.
Найдите предлоги. Исправьте ошибки, если они есть.
Карточка. Задание 2. (Слайд №12)
Похудел сугроб ушколы,
Разговор ведут ручьи,
И уже на ветках голых
Уреки галдят грачи.
Самопроверка. (Слайд №13)
Физкультурная минутка.
Раз – подняться, подтянуться,
Два согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
Самостоятельная работа.
3. Дифференцированные задания.
Приложение 1 (репродуктивный уровень).
Приложение 2 (репродуктивно-продуктивный уровень).
Приложение 3 (продуктивно-творческий уровень)
Карточка. Задание 3.
Упр. 89 с. 57
Репродуктивный уровень.
Списать предложения. Подчеркнуть предлоги.
- Воробьишки весело купаются в лужах. Скоро на ветках орешника появятся серёжки. А поля ещё спят под снегом.
Репродуктивно-продуктивный уровень.
Списать текст упражнения 89. Вставить предлоги.
Продуктивно-творческий уровень.
Найти в предложениях ошибки, исправить их, правильно записать предложения в
тетрадь.
- Пришла тёплая весна. Нареке треснул лёд. Поводе поплыли льдины. Надрекой кружили птицы.
VII. Итог.
(Слайд №14)
Закончите предложения.
Предлоги со словами пишутся....
Между предлогом и словом можно поставить ... или другое ....
VIII. Рефлексия.
(Слайд №15)
Заполните анкету самоанализа работы на уроке (Приложение 4).
Встаньте те, кто считает, что урок помог стать ему мудрее.
IX. Домашнее задание.
С. 55 – правило.
Задание на карточках.
Прочитайте. Запишите предложения с предлогами.
Дружная весна.
Пришла дружная весна. Светит тёплое солнышко. На лесных озёрах треснул лёд.
Журчат шумные ручьи. На берёзах надулись маленькие почки. Кричат весёлые
воробьи.
Литература:
- Зеленина Л.М. Хохлова Т.Е. Учебник для 2 класса начальной школы. В 2-х ч. Ч.2. - М.: «Просвещение», 2010.
- Жиренко О.В., Обухова Л.А.. Поурочные разработки по русскому языку. - М.: «Вако», 2011.
- Тикунова Л.И. Канакина В.п. Сборник диктантов и творческих работ. - М.: «Просвещение», 1992.
- 1200 упражнений по русскому языку1-3 класс / авторы-составители Антипова М.Б., Грабчикова Е.С., Гулецкая Е.А., Верниковская А.В. - Мн.: ООО «Юнипресс», 2001.