Цели:
1. Обучающие:
- формировать представление о процессах испарения, конденсации, замерзания и таяния воды, их связь с сезонными изменениями в природе;
- учить работать с гипотезой (предположением через деятельный метод и практический подход).
2. Развивающие:
- развивать приемы умственной деятельности: сравнение, классификация, анализ и синтез;
- развивать умение получать информацию из различных источников.
3. Воспитывающие:
- воспитывать экологическое мышление;
- воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи.
Задачи:
- Расширение представления об окружающем мире через сопоставление и сравнение.
- Создание условий для постижения школьниками новых естественнонаучных понятий и практическое освоение умения доказывать или опровергать предоставленную гипотезу (с использованием имеющегося опыта и доказательств путем лабораторных опытов).
- Развитие разнообразных устных и письменных речевых умений.
- Развитие самоконтроля учащихся.
- Воспитывать любовь к родине, чувство товарищества и взаимопомощи.
- Базовые понятия урока: вещество, газообразное состояние, твердое состояние, жидкое состояние, свойства воды, круговорот воды, пар, туман, облако, иней.
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
- Какое настроение мы возьмем сегодня на урок?
- Изобразите соответствующим цветом.
- Каким бы вы хотели видеть наш урок?
- Какие качества нужно вам проявить, чтобы получился такой урок?
- Сегодня на уроке ваши хорошие знания помогут нам подтвердить или опровергнуть гипотезу о том, кому нужна вода, зачем нужна вода, всегда ли вода одинакова.
- Выскажите каждый свое предположение, запишите в тетрадь.
II. Повторение пройденного.
- Кто из вас летом побывал на море? Поднимите руки, пожалуйста! Кто во время каникул хотя бы раз отдыхал на берегу реки? А теперь попрошу подняться тех, кто любит прогулки в дождь. А кто любит гулять во время снегопада? Будьте добры, поднимитесь те, кто когда-нибудь пил воду из родника. Кто любит минеральную воду... И, наконец, те, кто любит лимонад!
- Какое вещество объединяет все эти вопросы? Вода! Именно она станет героиней темы, над изучением которой мы сегодня будем работать.
- Без воды невозможно представить себе нашу планету... Сама жизнь на Земле, вероятно, впервые появилась именно в воде, и зависимость от нее живые организмы сохранили на протяжении миллиардов лет. Кровь обитателей суши по основному химическому составу удивительно сходна с морской водой. Человеческий организм на 70% состоит из воды... Недаром французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери посвятил воде восторженные строки: «Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что это такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились... Ты самое большое богатство на свете...»
- Много ли на свете воды? Давайте посмотрим на глобус... Из всех планет Солнечной системы лишь Земля имеет такие ее запасы. Моря и океаны, реки и озера, родники и колодцы, болота и ледники, тучи и пар – все это составные части водной оболочки Земли, которая называется гидросферой (карточка).
- Чем же интересен это чудо-материал, без которого не может существовать жизнь на планете? Каковы его свойства? Давайте вспомним основные свойства воды.
- Работу будем вести в группах (деление на три группы).
- Почему мы разделились на три группы? (Три состояния воды-жидкое, твердое и газообразное.)
Один ученик из группы вытягивает жребий-какое состояние воды будут обсуждать в группе.
Представление группы.
Расскажите о свойствах воды в каждом из состояний.
1 группа. Жидкое состояние воды.
План ответа:
- Где в природе встречается?
- Какими свойствами обладает?
а) бесцветная;
б) прозрачная;
в) запаха не имеет;
г) не имеет формы, растекается;
д) температура кипения +100 градусов;
е) температура замерзания 0 градусов.
Показ по карте (моря, океаны, реки, озера).
- Вода – краса всей природы. Эту красоту мы видим повсюду: и в тихой речке, подернутой туманом, и в глубине озера, по которому белыми корабликами плывут гуси, и в синем море, где режет волны быстроходный глиссер.
Есть вода и под землей. Без нее не журчали бы родники на дне лесных оврагов, не бежали бы ручейки из подножия холмов, и никто бы не увидел сказочных пещер и подземных озер.
2 группа. Твердое состояние воды.
План ответа:
- Где в природе встречается?
- Какими свойствами обладает?
а) лед не имеет цвета, снег белый;
б) лед прозрачный, снег непрозрачный;
в) запах не имеет;
г) вкуса не имеет;
д) лед имеет форму, снег рыхлый;
е) тает при температуре 0 градусов.
Показ по карте (Антарктида, ост. Гренландия, Северный полюс, вершины гор).
- Снежная белизна. Белее нет ничего на свете. Недаром, когда хотят подчеркнуть безупречную чистоту белого цвета, его всегда сравнивают со снегом: белоснежный лебедь, белоснежные лепестки лилии, белоснежное платье.
- В чем же секрет белизны снега? (Пожалуй виноват разноцветный солнечный луч.)
- Какого цвета лед? (Никакого, он бесцветный.)
- Почему? (Потому что он пропускает через себя весь солнечный луч целиком и остается бесцветным, таков закон природы.)
3 группа. Газообразное состояние воды.
План ответа:
- Где встречается в природе? (облака, туман, пар, испарение после дождя...)
- Какими свойствами обладает?
а) не имеет цвета, невидим;
б) прозрачный;
в) запах не имеет;
г) вкус не имеет;
д) формы не имеет;
е) при охлаждении превращается в воду, при охлаждении
ниже 0 превращается в кристаллики льда (иней).
- С детских лет до старости мы не устаем любоваться плывущими в небе облаками. И облака в небе, и туман над землей состоят из крохотных капелек воды. Эти капельки образовались из невидимого водяного пара. Если капельки образовались высоко в небе, они стали облаками, а если низко над землей-туманом.
Вывод: вода находится на Земле в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.
- Отгадайте загадки. Если правильно отгадаете загадки, у нас получится портрет воды. Распределите отгадки на три группы: вода в жидком, в твердом и газообразном состоянии.
На дворе переполох,
С неба сыпется горох.
Съела 6 горошин Нина,
У неё теперь ангина. (Град.)Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без парусов плывут. (Облака.)Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко-
Стало видно далеко. (Туман.)Бел как мел, с неба прилетел.
Зиму пролежал, в землю убежал. (Снег.)Вечером родится,
Ночью живет, утром умирает. (Роса.)Не пешеход, а идет.
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку,
Очень трудная загадка. (Дождь.)И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней.)Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
На солнце её припечет –
Заплачет она и умрет. (Сосулька.)
- Молодцы, ребята! Получился у нас портрет воды? Да, получился.
III. Изучение нового материала.
Учитель демонстрирует глобус.
- Много воды на планете. Идут дожди, тают снега, льды.. Образуются ручейки. Они впадают в реки. Реки несут свои воды в моря. Почему же моря не переполняются и не выходят из берегов?
Ответы детей.
- Я послушала ваши ответы. Кто прав, вы сейчас решите сами.
1. Опыт.
- Будем нагревать воду, над которой закреплен холодный предмет. Наблюдаем. Что происходит с водой? (Вода кипит, идет пар. Пар поднимается к стеклу. На стекле появляются капельки воды.)
- Откуда появились капельки воды? (Образовались из пара.)
- Почему они образовались? (Пар, соприкасаясь с холодным предметом, снова превратился в воду.)
- Этот процесс называется конденсация (карточка).
- Сделайте вывод. (Вода нагрелась. Стала испаряться. то есть превращаться в пар. Пар от соприкосновения с холодным стеклом снова превратился в воду. Получается круговорот.)
- Круговорот воды происходит и в природе. Проследим его на примере одной капельки, назовем его «Кругосветное путешествие Капельки».
- Жила-была Капелька на цветке, а может быть и в море, а может в океане, а может быть и в луже, ведь надо где то жить. Жила и мечтала увидеть мир.
(На доску в процессе рассказа крепятся рисунки-иллюстрации.)
Пригрело как-то яркое солнышко.
- Что произошло с нашей Капелькой? (Ответы детей.)
- Да. Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и испаряют при этом огромное количество влаги. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхности морей, океанов, озер, рек, из почвы Воду испаряют все растения. Эти пары выдыхают животные.
Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой в сильный мороз.
Вот и наша Капелька (показ на схеме) устремилась вверх. Летит она вверх, рассматривает красоты земли, а ветер несет ее все дальше и дальше, и на пути встречается много капель – сестричек. Вскоре их было целое облако. А сестрички-капли все прибывают и прибывают. Тесно им стало, потемнело облако, превратилось в тучку.
- В виде каких осадков выпадает накопившаяся влага? (Дождь, снег, град.)
- И полетела наша Капелька вниз. Летит и думает, куда же она попадет, где еще побывает и что нового увидит.
- Судьба выпавших с неба капель различна. Одни из них попадают в ручьи или реки, озера или сразу в море. Прилетела наша Капелька на землю и снова встретилась с капельками-сестричками. Снова стали они весело жить и играть. Капельке так понравилось путешествовать, что она стала ждать подходящий момент, чтобы вновь отправиться в путь.
- Можно ли сказать, что вода вращается по кругу?
- Как можно назвать это явление в природе? (Круговорот.)
2. Словарная работа.
Вывешивается карточка со словом «КРУГОВОРОТ».
- Какие слова спрятались в этом слове? (КРУГ и ВОРОТ.)
- ВОРОТ – вращение. Так происходит и в природе.
3. Практическая работа.
Откройте Рабочую тетрадь с.30 з.69. Поставьте точку в том месте, где, по вашему мнению, вода начинает свое путешествие и при помощи стрелок покажите движение воды в природе.
- Пока вы выполняете задание подумайте: может ли вода исчезнуть с лица земли?
(Учитель проверяет выполнение работ, вызванный ученик обосновывает свой выбор.)
- Может ли вода исчезнуть навсегда? Почему?
Такое путешествие воды получило название КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. (Появляется слайд со схемой круговорота.)
Откройте учебник на 122 странице. Прочитайте статью учебника со слов круговорот воды происходит и в природе.
- Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить различные питательные вещества, необходимые для жизни растений, из одного места в другое.
IV. Закрепление полученных знаний
Летом все понятно: испарение, конденсация, осадки и вновь испарение..., а зимой дождей нет, значит, и круговорота воды нет.
- Давайте подумаем, есть ли круговорот воды зимой. (Да, нет.)
- Может ли вода испаряться при низких температурах? (Нет.)
- Для чего хозяйки зимой вывешивают выстиранное белье на улицу? (Сушить.)
- Поднимите руки, чьи родители сушат белье зимой на улице.
- Высыхает? (Да.)
Значит, вода испаряется и в мороз.
В природе в газообразное состояние вода может переходить не только из жидкого, но и из твердого: из снега и льда.
- Зимой в виде чего возвращается вода на землю? (В виде снега.)
А снег – это вода. Круговорот воды бесконечен.
V. Домашнее задание.
Капелька очень любит путешествовать, ей всегда интересно бывать в новых местах, заводить новые знакомства. Она предлагает вам дома придумать сказку о ее путешествии и записать ее в тетрадь. А на следующем уроке расскажете историю об одном из путешествии.
Также для закрепления полученных знаний, прочитайте статью учебника на с. 122-125.
И ответьте на вопросы:
- Вода – это ...
- Мне нужна вода, потому что ...
- Я узнал (а), что вода умеет ...
- Я хочу сказать о воде ...
Скажем все вместе «СПАСИБО».
VI. Подведение итогов.
- Мы целый урок доказывали нашу гипотезу.
- В начале урока вы высказали свое мнение и записали в тетрадь.
- Чьи предположение совпали с теми выводами, которые мы сделали на уроке?
- У кого не получилось, не огорчайтесь, главное, в ходе урока вы пришли к правильным выводам.
VII. Рефлексия.
- Вспомните, с каким настроением вы начали работать на уроке? Давайте посмотрим, изменилось ли у вас настроение.