Урок по теме "Печать на ткани штампами из природных материалов". 7-й класс

Разделы: Технология, Презентация к уроку

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


  • Обучающие:
    • познакомить с историей возникновения набойки.
    • познакомить с традиционными орнаментами русской набойки.
    • познакомить с приёмами построения орнаментов.
    • научить подготавливать ткань к печатанию.
    • научить печатать штампами из природных материалов (листья, цветная капуста, морковь, картошка).
  • Развивающие:
    • развивать чувство композиции, ритма и колорита.
    • развивать творческое воображение, художественный вкус, фантазию.
    • развивать наблюдательность и внимание.
  • Воспитывающие:
    • воспитать аккуратность и терпение.
    • воспитать уважение к национальной культуре.
  • Формы: беседа, творческая мастерская.

    Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, творческий.

    Методическое обеспечение:

    • Наглядные пособия:
      • Презентация;
      • образцы изделий;
      • иллюстрации тканей, выполненных в технике «набойка»;
      • иллюстрации шалей, выполненных в технике «ручная набойка»;
      • сарафаны, выполненные в технике «набойка»;
      • детские работы.
    • Материалы и инструменты:
      • ткань;
      • картон;
      • скотч;
      • кисти;
      • акриловые краски для текстиля;
      • листья растений.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    I. Организационный момент

    1) Приветствие
    2) Проверка готовности к занятию

    II. Основная часть

    1) Определение темы и задач занятия

    2) Изложение нового материала (в сопровождении компьютерной презентации)

    История возникновения печатания на ткани (набойки).

    Примитивные способы печатания на ткани существовали уже в доисторическую эпоху. Широко распространена набойка была во времена античности.  Древнейшим сохранившимся изделием из  набивной ткани считают тунику IV века после Р.Х., найденную в 1894 году в гробнице Панаполиса в Верхнем Египте.
    На европейском континенте набойка существовала уже в VI веке. Об этом свидетельствуют  узорные ткани, обнаруженные в гробнице св. Цезария  (502-543 г.г.), епископа Арля.
    Широко распространена набойка была набойка в Европейском Средневековье. Постепенно менялся её характер. Наряду с орнаментальными узорами на ткань стали наносить фигурные изображения. В конце XIV – начале XV века  в Германии одним из центров набойки становится монастырь св. Екатерины.
    Старейшие отечественные примеры относят к X-XI векам. Так датируют шерстяную ткань с геометрическим узором, найденную в курганах не Черниговщине. В XII веке набойка на Руси была довольно распространена. Вероятнее всего, первыми мастерами, работавшими  по окрашиванию ткани, были иконописцы. Узор наносили на ткань резными деревянными досками. Чтобы краска лучше пропитывала ткань, по форме били тяжёлым молотком. Так и возник термин «набойка».
    Для изготовления набойных досок использовали твёрдые породы деревьев: грушу, орех, бук. Узор на досках вырезали либо рельефно, либо углублённо. В первом случае печатался узор, во втором – фон. Тонкий узор наносят на ткань набойной доской – «манерой». «Манера» – металлический штамп, набитый на деревянный щит.
    Крестьянская ручная набойка со временем заменилась фабричным производством. Первая фабрика была открыта в 1745 году ивановским крестьянином Иваном Ишинским.
    В 1847 году в Шуе Владимирской области появляется первая машина для печатания на ткани.
    С конца XVIII века в России успешно развивается производство платков и шалей. Часть из них выполнена в технике «ручная набойка». Русские шали, как и в прежние века, славятся по всему миру.

    Орнаменты русских набивных тканей.

    Привозимые на Русь западные и восточные ткани оказывали большое влияние на характер орнамента русских набивных тканей, но переосмысливались мастерами и под влиянием местных традиций становились самобытными, поражали многообразием и богатством фантазий. Большим разнообразием отличаются орнаменты русских платков и шалей.

    Рассматривание иллюстраций, фотографий набивных тканей, шалей и платков, фотографий набивных досок.

    Печатание природными материалами

    Использование различных штампов для печатания можно считать современным продолжением традиционной техники набойки. Интересные работы получают,  используя штампы из природных материалов.

    1. Печатание цветной капустой. Оттиск, полученный от продольного среза соцветия цветной капусты, напоминает дерево, а на поперечном срезе виден ажурный узор, похожий на кружева.
    2. Печатание картофелем и морковью. Из картофеля и моркови можно получить простые узоры: круги, квадраты, ромбы и т.д.
    3. Печатание чесноком. Отпечаток, полученный головкой чеснока, разрезанной поперёк, похож на цветок.
    4. Печатание листьями. Листья растений – самые простые и разнообразные штампы. Для печатания на ткани лучше использовать листья с хорошо выраженными прожилками.

    Рассматривание образцов и изделий, выполненных в технике «печать природными материалами»

    Базовые принципы композиции

    Композиция – составление, соединение частей вединое целое.
    Слово композиция в качестве термина изобразительного искусства стало употребляться, начиная с эпохи Возрождения. Композиция художественного произведения строится по определенным законам.

    Контраст – как универсальное средство помогает создать яркое и выразительное произведение. Можно использовать контрасты величин (большое с маленьким), тональные и цветовые контрасты.
    Для достижения цельности композиции следует выделить центр внимания.

    Ритм – это чередование каких – либо элементов в определённой последовательности.
    Большое значение имеет равновесие композиции.

    Рассматривание и анализ композиционных эскизов.

    III. Практическая работа

    1) Подготовка ткани для печатания (прикрепить скотчем к картону).
    2) Создание композиции из листьев на ткани (разложить листья растений на ткань).
    3) Нанесение краски на штампы – листья (с помощью кистей).
    4) Печатание композиции из листьев (вначале потренироваться на ткани для пробных упражнений).

    IV. Итог урока

    1) Оформление выставки детских работ
    2) Анализ работ
    3) Выставление оценок с их аргументаций.

    Образцы детских работ

              

               

         

    Учебно-методические пособия:

    1. Гильман Р.А. «Художественная роспись тканей», Москва, «Владос», 2005г..
    2. Макарвская Г.А. «Русские шали», Москва, «Советская Россия», 1986г.
    3. Логвиненко Г.М. «Декоративная композиция», Москва, «Владос», 2008г.
    4. Синеглазова М.О. «Батик», Москва, Издательский Дом МСП, 2004г.