Задачи:
1. Коррекционные:
- развитие длительности, плавности, речевого выдоха;
- развитие звуковысотной модуляции голоса;
- совершенствование общей и мелкой моторики;
- совершенствование основных параметров движений артикуляторной моторики;
- закрепление навыков сочетания речи детей с движением.
2. Образовательные:
- закрепление понятий о временах года;
- развитие музыкальных способностей детей в процессе слушания музыки, музыкально-ритмических движений;
- развитие эмоциональной сферы детей.
3. Воспитательные:
- развитие навыков коммуникации;
- развитие навыков самоорганизации и контроля;
- развитие произвольного внимания, концентрации и переключаемости внимания.
Оснащение и оборудование: ширма с изображениями львенка и черепахи, листочки.
Ход занятия
(Дети вбегают в зал под музыку «Чунга-Чанга» В.Шаинский, и встают в шахматном порядке.)
- «Выглядывание из-за пальмы».
- «Обезьяны рвут с пальмы бананы».
- «Маховые скрестные движения руками и ногами».
Педагог: В далёкой Африке, где всегда жара, жила-была Черепаха. Она дружила со львёнком и они часто пели песенки.
Я на солнышке лежу, (Дети сидят, руки под щекой.)
Я на солнышко гляжу. (Поднимают голову к солнышку.)
Всё лежу и лежу, (Руки вверх, глядят на солнышко.)
И на солнышко гляжу.Носорог-рог-рог идёт, (Руки вперед, хлопки.)
Крокодил-дил-дил плывет, (Руки от груди в стороны.)
Только я всё лежу,
И на солнышко гляжу.Рядом львёночек лежит (Показывают уши.)
И ушами шевелит, (Шевелят кистями рук.)
Только я всё лежу,
И на солнышко гляжу.
Педагог: Надоела Черепахе жара, и полетела она на самолёте на Север.
Ребёнок: Давайте мы тоже полетим на самолёте, и чтобы не было скучно, будем играть на музыкальных инструментах.
(Перестроение в круг.)
В самолёте мы летим (Имитируют движения самолёта, руки в стороны.)
И на дудочке дудим,
Ду-ду-ду-ду-ду (Имитация игры на дудочке.)
И на дудочке дудим.В самолёте мы летим,
В барабаны мы стучим
Тра-та-тра-та-тра-та-та (Имитация игры на барабане.)
В барабаны мы стучим.В самолёте мы летим,
Скрипачами стать хотим
Ти-ли, ти-ли, ти-ли, ли (Имитация игры на скрипке.)
Скрипачами стать хотим.
Педагог: Вышла Черепаха из самолёта и удивилась: всё кругом бело, солнышка нет, холодно и начинается метель.
Упражнение на развитие речевого дыхания и силы голоса (активация мышц губ).
По сигналу воспитателя:
- «Метель начинается» (дети громко говорят у-у-у-у).
- «Метель сильная» (громче говорят у-у-у-у).
- «Метель затихает» (говорят тише у-у-у-у).
- «Метель закончилась» (замолкают).
Упражнение на развитие мелкой моторики, координации движений в сочетании с речью «Снежок».
Раз, два, три, четыре, пять (Сжимают и разжимают ладони.)
Мы во двор пришли гулять. (Ходьба на месте.)
Бабу снежную лепили, (Лепят ком двумя руками.)
Птичек крошками кормили. (Крошащие движения всеми пальчиками.)
С горки мы потом катались, (Махи руками сверху вниз на присяде.)
А ещё в снегу валялись. (Кружение на носочках.)
Все в снегу домой пришли, (Отряхиваются.)
Отдохнули, (Руки вверх, тянутся.)
Спать легли. (Присели, руки под щеку.)
Педагог: «Хорошо бы и мне на горке покататься», – подумала Черепаха и стала искать горку. Но вокруг всё изменилось: снег тает, капель звенит, солнышко греет.
Упражнение на развитие мелкой моторики и чувства ритма.
Капля раз, капля два
Капли медленно сперва, кап-кап-кап-кап
Стали капли поспешать,
Капля каплю догонять, кап-кап-кап-кап.
Упражнение на развитие мелкой моторики.
Появился 1 лучик, 2 лучик, 3 лучик, 4 лучик, 5 лучик.
Педагог: Лучи солнца греют, ласкают нас.
«Солнышко» (Симёнова Т.В.).
Вместе с солнышком встаю, (Руки через стороны вверх.)
Вместе с птицами пою (Руки в стороны, махи.)
С добрым утром, с добрым днём! (Правая рука вперед, левая рука вперед.)
Вот как славно мы живем. (Хлопки перед собой.)
Ребенок: Заиграла музыка, мы играть пойдём.
Коммуникативная игра «Светит месяц» [2].
Педагог: Черепаха пока играла с ребятами и не заметила как всё опять изменилось: исчезли лужи и ручейки. Всё вокруг зелёное, и листва и трава. Цветут цветы, бабочки летают, тепло.
Дыхательное упражнение «Ветерок» (с листочками).
Дети:
Дует лёгкий ветерок ф-ф-ф
И качает так листок ф-ф-ф
Дует сильный ветерок ф-ф-ф
И качает так листок ф-ф-ф
Логоритмическое упражнение «Улитка» [5].
Улитка, улитка (Левой и правой рукой вдоль туловища имитируют улитку.)
По листку ползет.
Улитка, улитка
Домик свой везёт. (До пояса.)Посажу улитку (На левую ладонь поставить кулачок правой руки, показывают мизинец и указательный пальцы.)
На ладонь свою.
Я её поглажу,
Песенку спою. (Погладить левой рукой правую.)Но улитка в домик (На левую ладонь поставить кулачок правой руки.)
Спрятала рога.
Отпущу улитку,
Пусть ползёт сама.И опять улитка (Руки вдоль туловища и медленно поднимать до талии.)
По листку ползёт.
И сама улитка
Домик свой везёт.
Пальчиковая гимнастика.
Вырос красивый цветок на поляне,
Солнечным утром раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питание
Дружно дают под землёй корешки.
Педагог: Понравились Черепахе красивые цветы и она решила пойти собрать большой букет. Возвращается, но что же случилось. Цветы отцвели, бабочки исчезли, листья пожелтели.
Песня «Осень» (Л. Хисматуллиной).
Ребёнок: Пошёл дождь, нам стало весело, и мы запели.
Упражнение «Дождик» (сл. и муз. Картушиной М.Ю.)
Дождик, дождик, пуще!
Дадим тебе гущи!
Дадим тебе ложку.
Хлебай понемножку!
Кто под дождик попадёт,
С дождиком плясать пойдёт.
Педагог: «Нет, - сказала Черепаха, - не нравится мне дождь». И пошла искать зонтик. А когда вернулась с зонтиком, вновь удивилась – всё белым-бело. Солнышка не видно, снег идёт.
И решила Черепаха вернуться в Африку. Полетела на самолёте домой, а по дороге она подумала: «На Севере было хорошо, а дома лучше, где её возвращения ждёт Львёнок».
Подведение итогов.
Педагог: Так закончилось путешествие Черепахи.
(Дети с педагогом уходят из зала.)
Список использованной и рекомендуемой литературы:
- Аксанова Т.Ю. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР. СПб., 2009.
- Буренина А.И. Коммуникативные игры и танцы воспитания детей.
- Воронова А.Е. Логоритмика для детей 5-7 лет.
- Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. М., 2011.
- Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М., 2005.
- Крупенчук О.И. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет. СПб., 2008.
- Музыкальная палитра №6, 2004.
- Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. СПб., 2004.