Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, их строение и функции)

Разделы: Биология


Цель урока:

  1. Познакомить с составом, строением, продолжительностью жизни, местом образования и значением плазмы и форменных элементов крови.
  2. Формировать умения: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из него нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Оборудование:

  • таблицы «Кровь», «Эпителиальные, соединительные, мышечные ткани»;
  • микропрепараты крови лягушки и человека, микроскопы, компьютер.

Ход урока

Приложение

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1) Работа со словариком.

Тканевая (межклеточная) жидкость – компонент внутренней среды организма, который непосредственно контактирует с клетками, обеспечивая их кислородом и питательными веществами и бесперебойно удаляя из них продукты обмена.

Лимфа – компонент внутренней среды организма, который представляет собой прозрачную жидкость, не содержащую эритроцитов и тромбоцитов, но включающую в свой состав очень много лимфоцитов.

Эритроцит – форменный элемент крови, небольшого размера, безъядерный, двояковогнутой формы и красноватого цвета, или красные клетки крови.

Лейкоцит – форменный элемент крови, бесцветный, содержащий ядро, или белые клетки крови.

Тромбоцит – кровяные пластинки небольших размеров и без ядра.

2) Задание в рабочей тетради.

Задание 83. Объясните, почему клетки вашего организма могут существовать только в жидкой среде. Из чего состоит внутренняя среда организма?

Задание 84. Дайте определение понятий.

III. Изучение нового материала.

1) Вступительное слово учителя.

Мефистофель, предлагая Фауста подписать союз с «нечистой силой», говорил: «Кровь, надо знать, совсем особый сок». В этих словах отражается мистическое верование в кровь как нечто таинственное.

За кровью признавалась могучая и исключительная сила: кровью скреплялись священные клятвы; жрецы заставляли своих деревянных идолов «плакать кровью»; древние греки приносили кровь в жертву своим богам.

Некоторые философы Древней Греции считали кровь и душу одним и тем же. Древнегреческий врач Гиппократ назначал душевнобольным кровь здоровых людей. Он думал, что в крови здоровых людей – здоровая душа.

Действительно, кровь – самая удивительная ткань нашего организма. Подвижность крови – важнейшее условие жизни организма. Как нельзя себе представить государство без транспортных линий связи, так нельзя понять существование человека или животного без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносятся кислород, вода, белки и другие вещества.

С развитием науки человеческий разум все глубже проникает во многие тайные крови.

2) Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника на с 117-119.

3) Беседа по прочитанному тексту.

  1. Из каких компонентов состоит кровь?
  2. Что представляет собой плазма крови?
  3. Каков состав плазмы?
  4. Какие форменные элементы крови вам известны?

4) Заполнение учащимися таблицы «Форменные элементы крови» под руководством учителя или самостоятельно (заполнение таблицы).

5) Лабораторная работа на тему «Микроскопическое строение крови человека и лягушки».

Цель работы:

  • познакомиться со строением эритроцитов человека и лягушки;
  • найти черты сходства и различия;
  • ответить на вопрос: Чья кровь переносит больше кислорода – кровь человека или лягушки? Почему?

Оборудование: готовые окрашенные микропрепараты крови человека и лягушки, микроскопы, таблица «Кровь».

Ход работы:

  1. Подготовить микроскоп к работе.
  2. Установить под микроскопом микропрепарат крови человека.
  3. Рассмотреть препарат. Найти эритроциты и зарисовать их.
  4. Установить под микроскопом микропрепарат крови лягушки.
  5. Рассмотреть и зарисовать эритроциты крови лягушки.
  6. Сделать выводы:
    • Чем эритроциты лягушки отличаются от эритроцитов человека?
    • Чья кровь переносит больше кислорода – кровь человека или лягушки? Почему?

Выводы:

  1. Эритроциты человека, в отличие от эритроцитов лягушки, не имеют ядра и приобрели двояковогнутую форму.
  2. Эритроциты человека переносят больше кислорода, чем эритроциты лягушки. Это объясняется, с одной стороны, тем, что эритроциты человека меньше по размеру, чем эритроциты лягушки, и поэтому быстрее переносятся током крови. С другой стороны, утратив ядро, эритроциты человека приобрели двояковогнутую форму, что значительно увеличило их поверхность и позволило одновременно переносить больше количество молекул кислорода.
    Эритроциты лягушки громоздкие, поэтому передвигаются медленнее, хотя крупные размеры не позволяют им иметь большую поверхность.

6) Сообщение учащегося на тему «Дыхательная функция крови».

Содержание сообщения.

Потребность в кислороде в процессе эволюция животных возрастала, так как увеличивалась интенсивность обмена веществ. У животных менялись форма, размер и количество эритроцитов.

Большая поверхность эритроцитов обеспечивает их большую способность к транспортировке кислорода.

У холоднокровных животных при небольшой потребности кислорода очень большие эритроциты, например, у угревидной саламандры они видны простым глазом. Эритроциты человека в 3 раза меньше эритроцитов лягушки, но зато число их в 1 мм в 13 раз больше.

Замечено, что чем меньше млекопитающее, тем меньше и многочисленнее его эритроциты.

Очень малые эритроциты у высокогорных животных, где воздух разрежен и беден кислородом. При переселении человека в горы число эритроцитов постепенно увеличивается и сравнивается с числом эритроцитов в крови людей, которые живут в городах. В разреженной атмосфере скорость образования эритроцитов значительно увеличивается.

Немаловажные значение имеет форма эритроцитов для поглощения кислорода. У разных животных она различна – круглые, овальные, веретенообразные, а иногда дискообразные с отростками. У высших животных и человека зрелые эритроциты не имеют ядра.

Все организмы, начиная с низших растений и кончая человеком, способны связывать газы с помощью органических соединений, которые имеют атомы металлов. Только у растений эти соединения мягкие, а почти у всех животных – соединения железа. В состав молекулы гемоглобина входит железо. В среднем в 100 см крови содержится 50 мг железа, а во всей крови человека – 3 г. В одном эритроците 265 молекул гемоглобина.

Гемоглобин обладает способностью связать большое количество кислорода. В легочных капиллярах кровь насыщается кислородом, а тканевых капиллярах происходит обратный процесс – отдача кислорода.

Вопросы:

  1. Почему потребность в кислороде в процессе эволюции животных возрастала? (Потому что увеличивалась интенсивность обмена веществ.)
  2. Во сколько раз количество эритроцитов у человека больше, чем у лягушки? (У человека в 1 мм в 13 раз эритроцитов больше, чем в 1мм лягушки.)
  3. Какой белок обладает способностью связывать большое количество кислорода? (Гемоглобин.)

IV. Закрепление знаний.

Работа в группах.

1) Выполнение заданий в рубрике «Какие утверждения верны?» на стр. 120 учебника.

Верные утверждения даны на стр. 121 учебника. Подтверждения или опровержения верности суждений можно найти в тексте учебника на стр. 116-119.

2) Выполнение заданий в рубрике «Рассмотрите рисунок» на стр. 120 учебника.

1-эритроциты;
2-тромбоциты;
3-лейкоциты.

3) Выполнение заданий в рубрике «Подумайте!» на стр. 121 учебника.

- Зачем больному делают анализ крови? (Состояние крови, то есть количество форменных элементов, содержание гемоглобина, химический состав плазмы и т. д. могут свидетельствовать о состоянии здоровья человека, о виде недуга. Например, повышенное содержание лейкоцитов может указывать на воспалительный процесс в организме; низкий гемоглобин или уменьшенное количество эритроцитов – об анемии и т.д.)

- Почему клетки могут существовать только в жидкой среде? (Для нормальной жизни клеткам необходимо постоянное поступление кислорода, питательных веществ, а также бесперебойное удаление продуктов обмена. Все эти вещества могут проходить через клеточные мембраны только в виде растворов, поэтому клетки существуют лишь в жидкой среде.)

4) Выполнение заданий в рубрике «Выберите правильный ответ» на стр. 121 учебника.

Последовательность действий при работе с заданиями рубрики «Выберите правильный ответ» описана в конспекте урока 6; правильные ответы даны на стр. 121 учебника.

Домашнее задание:

  1. Изучить текст учебника на стр. 116-119.
  2. Выполнить в рабочей тетради задания 85, 87, 88, 89.
  3. Желающий готовит сообщение «Защитные свойства крови».