Дети и мамы, одетые в русские народные костюмы, входят парами в музыкальный зал под русскую народную мелодию. Их встречают двое ведущих, педагоги, которые на протяжении всего праздника эмоционально и артистично, потешками и приговорками, передают образ народности, создают тёплую дружескую атмосферу посиделок.
С удовольствием дети демонстрируют знание пословиц о маме, трогательно поют русские народные колыбельные песенки куклам, убаюкивая их. Мамы тоже с интересом показывают свои умения в пении. Стойкий и неугомонный характер русской народной игрушки Ваньки-Встаньки передают в задорной песне мальчики, сопровождая её русскими народными танцевальными движениями. Отрывки из русских народных сказок, в исполнении родителей и детей, сделали праздник ещё более ярким и запоминающимся.
Девочки игриво и выразительно исполняют полюбившуюся песню «Было у матушки 12 дочерей», инсценируя её.
Выставка рукодельных работ, которые представили воспитанники и их родители, порадовала детей и гостей праздника.
Кульминацией праздника стала совместная с мамами игра «Ручеёк» и танец с платочками. Заплести красивую косу – это искусство. Наши девочки успешно справились и с этим заданием. Ласково и нежно дети поют для своей мамы песню «Песенка для мамы» слова и музыка М. Еремеевой. Завершает праздник совместное изготовление поделки – «ангелочка» из ткани и ниток. Всё развлечение заканчивается просмотром выставки рукоделий и чаепитием.
Программные задачи:
- Расширять представления детей о родной стране, о государственных и народных праздниках.
- Прививать интерес детей к народному творчеству, быту.
- Воспитывать и прививать доброе и бережное отношение к старшему поколению, матери, бабушке, почитать и уважать мудрость родителей.
- Развивать художественно-творческие способности, музыкальный и поэтический слух, чувство ритма.
- Доставить детям радость, интерес от праздника.
Предварительная работа:
- Разучивание с детьми песен, танцев, стихов и потешек.
- Разучивание частушек, хороводов и игр с родителями.
- Подготовка русских народных костюмов для детей и родителей.
- Художественное оформление музыкального зала.
Материал: «Песенка для мамы» муз. М. Еремеевой, «Ваньки-встаньки», «Было у матушки двенадцать дочерей», «Вариации на тему русских народных песен» аудио записи в исполнении народных оркестров, пословицы о семье и доме, русские народные колыбельные, частушки, русские народные сказки «Колобок», «Теремок», «Кот, петух и лиса», русская народная игра «Ручеёк», выставка работ по рукоделию.
Ход развлечения
Центральная часть музыкального зала оформлена в русском народном стиле: бутафорская печка, скамеечки, прялки, сказочный домик для драматизации сказок, в напольных вазах яркие подсолнухи.
Украшают и придают атмосферу народности, погружают в быт старины, мастерски сшитые подушечки, связанные крючком и спицами изделия, необычные картины из атласных ленточек, из дерева и соломки, выполненные мамами: участниками фольклорного развлечения.
Дети и мамы, одетые в русские народные костюмы, взявшись за руки, входят парами, под русскую народную мелодию «Выйду ль я на реченьку». Дети проводят мам по кругу и провожают на стулья, расположенные полукругом напротив детей.
Звучит русская народная мелодия: «Пойду ль, выйду ль я». Пританцовывая, заходят две ведущие в русских народных костюмах и с поклоном останавливаются в центре зала.
Ведущая 1:
Здравствуйте, наши гости уважаемые,
Матушки почитаемые.
Рады видеть вас на наших посиделках.
Ведущая 2:
Здравствуйте, разлюбезные милые детушки.
Добры молодцы, да красны девицы.
Ведущая 1: На улице холод, а в доме тепло да уютно. Ребята, а сколько стен у дома?
Дети: Четыре.
Ведущая 2: А где четыре стены – там и все беды никому не страшны.
Ведущая 1: Ну, а где любовь, да совет – там и горя, представьте, нет.
Ведущая 2: Гости наши дорогие, скажите-ка нам, а кто в доме главный?
Мамы: Хозяин и хозяюшка.
Ведущая 1: А хозяюшка – это матушка.
Ведущая 2: Правильно, хозяюшка в дому, что оладушек в меду.
Под русскую народную мелодию: «Как у наших у ворот» выходят четыре девочки, кланяются русским народным поклоном.
Девочки:
- Сама прибирает.
- Сама угощает.
- Одна за всё отвечает.
- При солнышке – тепло, при матушке – добро.
Ведущая 1:
И то правда: доброты материнской прекрасней
Ничего удивительней нет,
Этот мир, к чьей судьбе мы причастны,
Добротой материнской согрет.
Ведущая 2:
Ничего нет на свете чудесней
И сильней материнской любви,
С чем сравнить её? Может быть с песней,
Что поют на заре соловьи.
Все дети встают напротив гостей и исполняют песню: «Моя песенка» слова В. Гудимова, музыка О. Девочкиной.
Ведущая 1: Дети, подойдите, пожалуйста, к своей мамочке, скажите её на ушко самые добрые, самые нежные ласковые слова (Мамочка-солнышко, мамочка-звёздочка и т.п.), поцелуйте и обнимите её.
(Дети садятся на свои места)
Ведущая 2: Самое прекрасное слово на земле – мама. Это одно из первых слов, которое произносит человек, и звучит оно одинаково ласково и нежно, протяжно и мягко на всех языках мира. У мамочки самый тёплый и светлый взгляд,
Ведущая 1: Самое трепетное, верное и чуткое сердце, в нём никогда не гаснет любовь к с семье и детям. У мамочки беспокойная душа. И сколько бы ни было вам лет, 5 или 45, нам всегда нужна мама, нам всегда её не хватает.
Ведущая 2:
Озарил нашу горницу, маминого взгляда, тёплый свет.
А давайте-ка, вспомним, давно ушедших, прошлых лет.
Под русскую народную мелодию «Байновская кадриль» выходят хороводным шагом мальчик с девочкой, делают русский народный поклон.
Дети:
Умывает ясно солнышко
Лучи тёплые в росе.
Нынче Русь представим народную
Мы во всей красе, да во всей красе.
Ведущая 1: А слыхали вы, люди добрые? (Фонограмма плача младенца)
Нынче-то великое чудо, да счастье несказанное в дому.
Родилось на свет дитятко малое, дитятко желанное.
Ведущая 2:
Плачет, ой, не унимается!
Нужно Котеньку звать,
Колыбельку качать.
Звучит русская народная колыбельная: «Танечка, баю-бай-бай». Идут три девочки, укачивая кукол, и каждая (по очереди) поёт колыбельную.
Девочка 1:
Баю, баю, баю, бай,
Ты, собаченька, не лай,
Петушок, не кричи,
Нашу Катю не буди.
Девочка 2:
Баю, баю, баю, бай!
Пойди, Котик, на сарай,
Пойди, Котик, на сарай
Нашу Манечку, качай.
Девочка 3:
Танечка, баю, бай, бай!
Не ложись на самый край,
Придёт серенький волчок,
Схватит Таню за бочок.
Баю, баю, баю, баю
Усни, Таня, засыпай.
Дети баюкают кукол, а ведущая 1, нараспев приговаривает:
Ой, лю-лю, моё дитятко,
Спи-тко, усни, дитя матушкино,
Ласточки спят, все по гнёздышкам,
Касаточки спят все, все по кусточкам,
Куницы спят, все по норочкам,
Соколы спят, все по гнёздышкам,
Соболи спят, где им вздумалось,
Маленькие детки в колыбельках спят.
Спи-тко, Танюша,
Спи-тко, дитятко родное!
По окончании девочки укладывают кукол в кроватки (тихо, чтобы не разбудить).
Ведущая 2: А как нынче пестают своих деток их маменьки?
Под русскую народную песню: «Дрёма» выходят несколько мам со своими детьми, садятся парами в центре зала и каждая, прижимая к себе сына или дочку напевает:
Мама 1:
Кто у нас плачет –
Не получит калачик,
Кто у нас ревёт –
Не получит сухарёк.
Мама 2:
Не плачь, не плачь,
Несёт котик калач.
Недалёко на мостике,
Несёт калач на хвостике.
Мама 3:
Спи, мой сынок,
Медовый сахарок.
Люли, люли, люли бай,
Спи, сыночек, засыпай.
Мама 4:
Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали люленьку качать,
Стали Настю усыплять.
Ведущая 1:
Ой, пришла к нам дрёма,
Навалилась на глаза,
Навалилась, накатилась,
Не уйти теперь от сна.
Ведущая 2:Тсс...
Ходит сон по сеничкам,
Дрёма под окошечком.
Спит у мамы деточка,
Спит у мамы крошка.
Мамы провожают своих детей на места.
Ведущая 1:
А мой Иван, ну не ложится прям,
Только Ваню на кровать,
Глянь, уже встаёт опять.
Выходят все мальчики и исполняют песню: «Ваньки-Встаньки» слова З. Петровой, музыка Ю. Слонова, сопровождая танцевальными движениями по тексту песни.
Ведущая 2: Какие упрямые?! Чем же их угомонить?
Ведущая 1: Знаю, надо сказку рассказать, или лучше показать. Много разных сказок народ напридумывал да из уст в уста передал, до наших дней дошли.
Ведущая 2: Сегодня мы увидим отрывки из нескольких русских народных сказок в исполнении замечательных артистов: матери и дитя. Вам надо узнать и назвать сказку.
Несколько семей разыгрывают отрывки из русских народных сказок: «Теремок», «Колобок», «Кот, петух и лиса», используя шапочки-маски, костюмы и декорации.
Ведущая 1: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Ведущая 2: А дел у матушки видимо-невидимо. Издавна мастеровитые и деловитые были и есть наши матушки. Умели и холсты ткать, умели шить и прясть.
Выходят под русскую народную мелодию: «Ах, вы сени» с поклоном несколько детей и читают пословицы.
Дети:
- Домом жить – не лукошко вить.
- Домом жить – не развеся уши ходить.
- Домом жить – обо всём тужить.
- Дом вести – не лапти плести.
Ведущая 1: Хотя лапти сплести и не всякий сможет. А вот у нашей матушки было 12 дочерей и каждую она чему только не научила.
Мальчик:
У матушки Матрёши
Дом большой, хороший.
В этом доме двенадцать дочерей,
Двенадцать светлиц для дочерей.
В каждой светлице сидит по девице.
Ведущая 2: И стала их матушка работе учить.
Все девочки исполняют песню: «Было у матушки двенадцать дочерей», сопровождая танцевальными движениями.
Ведущая 1: Исстари рукоделие и добрые традиции в доме передавались детям от бабушки к матери, от матери к дочери. Полюбуйтесь все: какие ваши мамы и бабушки рукодельницы.
Показ работ с выставки и небольшой рассказ о их создании.
Ведущая 2:
Да, мастерицы мамы, право-слово.
Какие корешки – такие и ветки,
Какие родители – такие и детки
Учитесь, дети, у своих мам,
Есть хороший пример вам.
Ведущая 1:
А после долгой работы и отдохнуть пора.
Приглашайте своих мам поиграть в «Ручеёк», детвора.
Русская народная игра: «Ручеёк» Игра проходит под фонограмму песни «Течёт ручей» в исп. Н. Кадышевой.
Ведущая 2:
Русь талантами богата,
Русь талантами полна,
Если будут петь ребята,
Значит, будет жить страна.
Дети:
Как у наших у ворот, в зелен садик поворот,
Кто работы не боялся, тот и пел.
«Частушки» исполняют мамы.
Мамы:
-
Выйдет доченька плясать,
В новеньких ботиночках,
Все ребята говорят:
Катя, как картиночка. -
У сыночка моего
Ноги так и носятся,
Не стоят они на месте.
В пляску так и просятся -
Всю неделю не спалось,
Не спалось, не елось,
Поплясать в нарядном зале
Очень захотелось.
Ведущая 1: Тара-ра, тара-ра! Всех на танец звать пора.
Дети:
Приглашают вас сыночки,
Приглашают дочки.
Этот танец не простой,
Будет он с платочком.
Общий хороводный танец «С разноцветными платочками» под песню «Калинка».
Танец заканчивается игрой: «Найди свою пару».
Ведущая 2: Раз, два, три, мама, дитятко, найди. (Дети обнимают своих мам и провожают на места)
Ведущая 1: Ой, так девчата наплясались, что косички растрепались. Косы на Руси с детства учились плести. Сначала матушка заплетала свою дочку, да приговаривала:
Девочки:
-
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса,
Расти, косонька, до пят,
Все волосыньки-то в ряд. -
Ты расти, расти, коса
Всему городу краса.
Ведущая 2: Как же бережно и ласково заплетала косу дочка. Сразу видна вся доброта. А откуда она?
Мальчик:
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты,
Что от этой доброты
Приживаются цветы?
Я отвечу прямо:
Все дети: Это мама, мама, мама!
Ведущая 1: Мама – это добрый ангел, который всегда старается спасти, уберечь и сохранить счастливую семью, чтобы дом был – полная чаша, чтобы здоровы все были, чтобы мир был в доме и благополучие.
Песня: «Песенка для мамы» Слова и музыка М. Еремеевой
Ведущая 2: Издавна на счастье мастерили люди на Руси обереги для своего дома и его домочадцев. Сегодня на память о нашем добром празднике мы сделаем один из таких оберегов – ангелочка. И оставим его себе, как знак доброты и чистоты отношений между мамой и ребёнком.
Дети в паре с мамой из кусочка белой ткани и ниточек делают «ангелочка», выходят на середину зала, встают полукругом.
Ведущая 1: Вот и подошла к концу наша встреча. Мы благодарны вам, дорогие мамы, за то, что вы несёте свет, тепло и радость своим детям. За то, что храните огонь семейного очага!
Ведущая 2:
Дети! Как бы ни манил вас бег событий,
Как ни влёк бы в свой водоворот,
Пуще глаза маму берегите,
От обид, от тягот и забот.
Развлечение заканчивается просмотром выставки изделий семейного творчества и чаепитием.