Цели:
- Расширение знаний учащихся по теме «Питание, режим и рацион питания».
- Формирование навыков здорового образа жизни среди школьников.
- Привитие навыков здорового питания.
Ход занятия
Девиз занятия:
«Мы едим для того, чтобы жить,
а не живем для того, чтобы есть»
Древний Рим.
I. Вводное слово учителя:
В организме человека непрерывно идет обмен веществ. Одни вещества в процессе биосинтеза создаются, другие распадаются. Кроме того, человек непрерывно затрачивает энергию на работу мышц, внутренних органов, наконец, на биосинтез новых белков, гормонов, ферментов, на образование клеток и других структур. Освобождается же энергия в результате окислительного распада органических веществ- белков, жиров, углеводов. Эти вещества приходят в организм вместе с пищей.
В пищеварительном тракте белки, жиры и углеводы распадаются на элементарные частицы. Часть их идет на строительство клеточного и межклеточного вещества, а часть используется в энергетическом обмене.
Поэтому, чем больше человек затрачивает энергии, скажем на мышечный труд, тем в большем количестве пищи он нуждается. На рост и развитие тоже расходуется энергия. Чем интенсивнее растет ребенок, тем в большем количестве пищи он нуждается. Превращение еды в самоцель вредно.
Можно, конечно, руководствуясь только своими вкусовыми пристрастиями, не заботиться о калорийности, составе, температуре и других параметрах пищи. Понятно, что, если мы будем потреблять небольшое количество продуктов и их калорийность будет меньше, чем наши энерготраты, наступит истощение организма. Но плоха и другая крайность, когда калорийность намного превышает энерготраты. В этом случае с большой нагрузкой работает печень, переводя белки и углеводы в жир. Поскольку белки не запасаются в организме, «лишние» аминокислоты лишаются аминогрупп, содержащих азот. Образуется повышенное количество мочевины, вредно действующее на почки, нервную систему и другие органы. В подкожной клетчатке накапливается жировая ткань. Она развивается и в мышцах, в том числе сердечной, делая их дряблыми и неработоспособными. Снижается устойчивость к заболеваниям пищеварительной, кровеносной и нервной систем.
Рацион питания должен отвечать следующим требованиям: обеспечивать постоянство массы тела и соответствовать возрастным нормам человека данного телосложения, покрывать все энергетические траты, включая необходимые виды деятельности, обеспечивать нормальную работу органов пищеварения, содержать все необходимые питательные вещества в нужном ассортименте, правильно сочетать высококалорийные и низко калорийные продукты.
Пищу лучше принимать по возможности в одно и то же время суток. Однако при необходимости можно допустить отступление от строгого режима. Следует лишь учесть, что наибольшие перерывы в приеме пищи не должны превышать 6 часов. Распределение калорийности суточного рациона рекомендуют следующее: 25-30% на завтрак, 35-40% на обед, 5-10% на полдник, и 20-30% на ужин. Оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов в суточном рационе 1:0, 8:4.
Длительное голодание не всегда полезно. При недостатке белков нарушается деятельность центральной нервной системы, желез внутренней секреции, печени, иммунной системы. Снижается физическая работоспособность. При низком содержании жира в пище нарушаются функции центральной нервной системы, почек, печени, кожи, замедляется рост и уменьшается масса тела. Рациональное соотношение углеводов и жиров в пищевом рационе следующее: 20-25% должны составлять жиры, 75-80% – углеводы – основные источники энергии.
Для того чтобы принесла максимальную пользу, важно не только соблюдать режим питания, подбирать необходимые рационы, но и правильно хранить и готовить ее. Большинство скоропортящихся продуктов хранят на холоде. Однако надо помнить, что холод не убивает микробов, а лишь задерживает их размножение.
Молочные продукты хранятся пастеризованными. Молоко, только выдоенное, обладает бактерицидными свойствами и микробы в нем не развиваются в течение 2 часов, если оно хранится в охлажденном виде. Но потом это свойство исчезает и молоко либо скисает, либо портится под влиянием молочнокислых бактерий. В молоко может попасть и кишечная палочка, вызывающая заболевание у человека.
Мясо продается как в парном, так и замороженном виде. Парное мясо необходимо использовать сразу, а замороженное держать в морозильной камере и использовать по мере надобности. Вторично замораживать продукты мясные после разморозки не рекомендуется. Нельзя держать сырое мясо или рыбу вместе с колбасой и вареными продуктами готовыми к употреблению в пищу, так как это может привести их к загрязнению.
Пища должна быть свежеприготовленной и обладать приятным вкусом, запахом и внешним видом. Небезразлично в какой посуде готовится пища. Применять медную и оцинкованную посуду опасно, так как соли тяжелых металлов – меди и цинка ядовиты. От времени посуда окисляется, и пища может быть загрязнена продуктами окисления.
Овощи и фрукты перед употреблением необходимо тщательно промыть, лучше кипяченой водой. Употреблять их лучше в сыром виде. Не следует чистить картошку заранее и оставлять её в холодной воде. Дело в том, что при таком хранении витамины разрушаются, переходят в раствор, теряют многие важные микроэлементы, например, калий.
Многие считают, что герметичная упаковка надежно предохраняет продукты от микробов. Это не так. Среди микроорганизмов имеются анаэробы, которые как раз и могут жить, если в окружающей среде нет кислорода. К самым опасным относится палочка ботулизма. Если при консервации мяса, рыбы, фруктов, грибов в банку попали палочки или их споры, происходит быстрое размножение микробов. В консервах накапливается токсин. Этот процесс сопровождается выделением газа, вследствие чего консервная банка вздувается (бомбаж). Употреблять такие консервы категорически запрещается.
Не следует оставлять надолго и грязную посуду после еды, так как она привлекает мух и других насекомых, распространяющих заразные заболевания.
Опрятность, порядок – основные условия правильного хранения и использования пищевых продуктов.
II. Ученики зачитывает информацию.
Знаете ли вы, что…
Первый ученик: По данным ВОЗ – Всемирной организации здравоохранения, 60 лет доживает – 60% тучных и 90% худых людей, до 70 лет – соответственно 30% и 50%, до 80 лет – 10% и 30%.
Второй ученик: М.В.Ломоносов писал, что умеренное употребление пищи – мать здоровья.
Первый ученик: Полезна пища смешанная. Белки мяса в сочетании с хлебом, крупой усваиваются на 75%, а с добавлением овощей на 85% – 90%. Овощи обладают сокогонным свойством.
Второй ученик: В литре молока столько же белка, сколько его в 8 яйцах.
Первый ученик: В 1 см. куб молока содержится 3-4 миллиарда жировых шариков.
Второй ученик: Макароны изобрели китайцы. В Европу их завез Марко Поло.
Первый ученик: В теле человека, весящего 79 кг содержится 150 гр. соли.
III. Игры.
Для проведения игр учитель разбивает класс на 2 команды. Команды рассаживаются на заранее приготовленные места.
Первая игра – «Приготовь блюдо».
Из предложенных учителем карточек с названием продукта надо приготовить различные блюда. Для этого необходимо, выбрать из общего количества карточек те названия, которые входят с состав данных блюд.
Первой команде предлагается приготовить: борщ, манную кашу.
Второй команде предлагается приготовить: рассольник, гречневую кашу.
Борщ (вода, капуста, картофель, мясо, томат, перец, соль, морковь, свекла, рис, пшено, огурец).
Манная каша (вода, манка, соль, молоко, сахар, масло, сметана, гречневая крупа).
Рассольник (вода, мясо, картофель, огурец, крупа, соль, растительное масло, лук, морковь, капуста, томат).
Гречневая каша (вода, гречневая крупа, соль, молоко, сахар, масло, манка, сметана).
Вторая игра – «Что здесь лишнее?».
Выбрать из каждого столбца лишнее (карточки с столбцами команды выбирают сами):
огурец | яблоко | мясо | ложка |
свекла | слива | сало | ножик |
томат | персик | рыба | топор |
капуста | морковь | креветки | вилка |
карась | абрикос | картофель | ложечка |
Третья игра – «Что я съем на ужин?».
Ученикам предлагаются названия различных блюд, необходимо выбрать те, которые следует использовать для ужина: щи, котлеты, овощное рагу, омлет с яблоками, пельмени, крупяная запеканка, голубцы из мяса, плов из баранины, яйцо в «мешочек», кефир, творожная запеканка, гуляш из мяса свинины, запеченный кролик.
IV. Викторина.
Проводится учителем. Вопросы задаются командам по очереди. Очередность определяется жеребьевкой.
- За какое время проходят пищевые массы весь путь пищеварения? (1-2 суток.)
- До какой массы могут развивать усилие жевательные мышцы? (400 кг)
- Кто впервые ввел понятие «молочные» зубы? (Гиппократ.)
- Какой фермент входит в состав слюны? (Амилаза.)
- Какой орган нашего тела самый горячий? (Печень.)
- Во сколько раз кишечник взрослого человека превышает длину туловища? (В 4 раза.)
- Что такое аппетит? (Лат. желание, стремление.)
- От какого слова произошло слово желудок? (Желудь.)
- Сколько раз в сутки нужно есть? (4 раза.)
- Какая пища полезна? (Свежая и разнообразная.)
- Полезна ли сладкая пища? (Да, но в меру.)
И.П. Павлов дал характеристику сладкому в следующих словах «Обед обычно заканчивается чем-нибудь сладеньким, и всякий по опыту знает, что это доставляет известное удовольствие. Еда, начатая с удовольствием вследствие потребности в еде, должна и закончиться им же, несмотря на удовлетворение потребности, причем объектом этого удовольствия является вещество, почти не требующее на себя пищеварительной работы, но, так сказать, балующее вкусовой аппарат – сахар». (Павлов И.П. Лекции о работе пищеварительных желез».)
- Какие перерывы могут быть в приеме пищи? (Не более 6 часов.)
V. Соревнование «Кто быстрее и больше».
Надо назвать пословицы и поговорки связанные с аппетитом, едой (время на обдумывания 3 минуты).
- Аппетит приходит во время еды.
- Кто долго жует – тот долго живет.
- Появился аппетит – болезнь отступает.
- Когда ешь, знай меру.
- Всякому нужен и обед, и ужин и т.д.
VI. Подведение итогов.
Учитель подводит итоги. Команда победитель награждается призом победителя, команда соперников – утешительным призом.