Цель урока: научить переводить одни единицы измерения в другие, разменивать определенную сумму денег существующими банкнотами и монетами.
Задачи урока:
- Обучающая: знать единицы измерения стоимости (название, соотношение, наминал банкнот и монет), уметь сравнивать переводить, разменивать единицы измерения.
- Развивающая: развивать умение разменивать определенную сумму денег существующими банкнотами и монетами, развивать устный счет.
- Коррекционная: корректировать и развивать зрительное восприятие через решение задач на размен денег, мыслительную деятельность (анализ – определение суммы денег, синтез – возможный размен, выявление главной мысли – итог).
- Воспитательная: социализация в обществе.
Тип урока: урок-лекция.
Оборудование:
- парашютисты – картинки с устным счетом;
- слайды;
- задания-карточки: 1 – задача, 2 – кошелек;
- копии банкнот, монет;
- оригиналы банкнот, монет;
- оригиналы евро.
Ход урока
I. Организационный этап.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Приготовьтесь к путешествию! мы с вами побываем в далеком прошлом и заглянем немножко в будущее. А чтобы нам не отвлекаться в путешествии – давайте запишем в бортовой журнал дату нашего путешествия. Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока.
Итог: В путь!
II. Повторение, проверка домашнего задания.
А начнем мы наш урок с зарядки, зарядки для ума.
- Устный счет (карточки-парашютисты). Давайте сразу с вами прорепетируем экстренное торможение, а помогут нам в этом парашютисты. Вычислите значение выражения и помогите произвести посадку.
Рисунок 1
Итог: Молодцы, ребята. Все умеете приземляться.
- А сейчас задача. Да, да задача! Решим мы ее в начале урока, а не в конце (как обычно).
Карточка-задача:
Рисунок 2
Работа с задачей:
- прочитайте,
- о чем задача,
- вопрос понятен, что следует сделать,
- выполняем,
- работа устно по вопросам задачи.
Примечание: задача направлена на повторение всех единиц измерения.
Итог: Молодцы, вспомнили все единицы измерения.
- В домашней работе вам надо было выразить одни единицы измерения в других. (Работа устно по домашнему заданию.)
1м = см | 10дм = м | |
1т = кг | 100к. = р. | |
1см = мм | 100кг = ц |
Итог: Судя по вашим ответам, я думаю, что с домашним заданием справились все.
III. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы с вами будем путешествовать по стране "Единиц стоимости". Т.е. весь наш урок о деньгах. О деньгах сочиняют песни, пишут сказки, снимают фильмы. Кто из вас знает сказку про деньги? (Например: Буратино и золотой ключик.)
IV. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.
Готовы к путешествию? Тогда отправляемся в прошлое.
1) Историческая справка.
Сказать когда появились первые деньги достаточно сложно. В первобытные времена был простой обмен товарами. Гончары выменивали свои кувшины, кузнецы – копья. (Приложение. Слайд 1) Со временем отпала нужда в этих вещах.
Следующей формой денег стали уже определенные товары. Например, в Эфиопии рассчитывались солью, на острове Науру – крысами, ацтеки использовали какао-бобы.
со временем появились металлические деньги. (Слайд 2) В 7 веке до н.э. в Лидии были выпущены первые монеты. Формой они походили на фасоль и назывались статерами или стандартами. И лишь спустя много лет в 9-10 в. началась чеканка монет в Киевской Руси. В некоторых русских княжествах чеканились свои деньги, но вместе с тем была распространена татарская серебряная "теньга" – от нее и произошло название российских денег. Слиток серебра разрубали на несколько кусков – отсюда слово рубль.
вскоре состоятельные торговцы столкнулись с тем, что их кошельки стали тяжелыми, и носить их с собой неудобно. Монеты стали оставлять на хранение, а взамен получали письменные обязательства. В любой момент, предъявив такую расписку могли получить свои деньги обратно. Это и были первые бумажные деньги. (Слайд 3)
Бумажные деньги впервые появились в России только в 1769 году. (Слайды 4-6)
2) В наши дни мы пользуемся и железными, и бумажными деньгами. Их ввели в обращение с 1 января 1998 года.
Перечислите какие вы знаете монеты и банкноты. (Показать оригиналы денег.)
3) А вы знаете, что деньги бывают не настоящие – фальшивые? Их подделывают. Людей, кто этим занимается наказывают. Есть статья 186 УК РФ (изготовление и сбыт фальшивых денег) предусматривает наказание от 5 до 8 лет лишения свободы.
Как же отличить настоящие деньги от фальшивых? (Слайд 7)
Работа по слайду.
- Водяные знаки – расположенные на купонных полях денежных билетов; хорошо видны при рассматривании банкнот на просвет: с одного края повторяют фрагменты рисунка лицевой или оборотной стороны; с другого – цифровое обозначение номинала банкнот.
- Серебристая краска – цифровые обозначения номиналов всех банкнот имеют хорошо заметный серебристый блеск.
- Метки для людей с ослабленным зрением – на левом купонном поле лицевой стороны расположены кружки и полосы, имеющие рельеф. Предназначены для определения номиналов банкнот.
- Краска с изменяющимся цветом – (только на банкноте в 500 рублей) эмблема Банка России при рассматривании банкноты под разными углами меняет свой цвет с желто-зеленого на красно-оранжевый.
- Скрытое изображение – на узорной ленте банкнот при горизонтальном их расположении на уровне глаз под острым углом падающего света видны буквы "PP".
- Рельефное изображение – в верхней части лицевой стороны банкнот текст "БИЛЕТ БАНКА РОССИИ" имеет рельеф, воспринимаемый на ощупь.
- Микроузор – купонные поля оборотной стороны банкнот запечатаны цветными прямоугольниками, состоящими из мелких геометрических фигур.
- Защитная нить – видимая на просвет прозрачная полимерная полоса содержит текст, состоящий из букв "ЦБР" и числовых номиналов банкнот в прямом и перевернутом изображении.
- Микротекст – состоит из букв "ЦБР" и числовых номиналов банкнот.
4) А как вы думаете, в других странах такие же деньги? Нет. Например, в странах ЕС деньги называются – евро. (Показать оригиналы евро.)
Итог: Вот сколько нового и интересного вы узнали о деньгах.
Физкультурная минутка.
Устали путешествовать? Давайте немного отдохнем и наметим наш дальнейший путь.
"Бинокль" – составление из пальцев овалов и повороты в право, в лево. (Поочередно каждый палец на руке соприкасаем подушечкой с большим пальцем – получаем овалы. Дети смотрят в образовавшиеся бинокли.)
V. Сообщение нового материала.
А сейчас из прошлого отправляемся в будущее! все вы когда то вырастите, начнете работать, получать зарплату, купите себе кошелек, где будите хранить деньги. Давайте представим, что вы уже большие и это ваш кошелек, сосчитайте сколько у вас денег? (Работа по карточке-кошелек.)
Рисунок 3
Примечание: можно сделать разноуровневое задание – более слабым сосчитать только монеты.
Итог: Давайте запишем ответ в виде примера в тетрадь.
VI. Закрепление.
И опять мы отправляемся в будущее. Представьте, что вы взрослые и отправились в магазин за покупками. У вас у каждого на столе свой кошелек с деньгами (копии монет и купюр). А я буду продавцом. Заплатите мне за покупку – 18 коп., 17 руб., 307 руб., 87 руб. 34 коп.
Примечание: количество заданий зависит от оставшегося времени.
Итог: За выполненную работу выставить оценки.
VII. Домашнее задание.
Вот и подходит наше путешествие к концу, отправляемся домой.
Домашнее задание состоит из примеров на размен денег. (Например № 537 стр. 130 учебник математики для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Перова М.Н., Капустина Г.М. 2002 г.)
VIII. Итог урока.
Сегодня на уроке мы говорили о единицах стоимости. Их всего две – это... Подделывать деньги нельзя – это преступление. На уроке мы учились разменивать определенную сумму денег. И самое главное, что вы должны запомнить на всю жизнь: «Тратьте деньги с умом!". (Слайд 8) Как вы понимаете это выражение?
Спасибо за урок!