Пояснительная записка
В 1991 году научные сотрудники Центра педагогических инноваций – доктор педагогических наук Н. Я. Михайленко и кандидат психологических наук Н. А. Короткова – члены авторского коллектива «Концепции дошкольного воспитания» (1989) в «Ориентирах и требованиях к обновлению содержания дошкольного образования» конкретизировали основные положения «Концепции» с целью их практической реализации. В том числе они предложили весь педагогический процесс условно разделить на три составляющих блока:
- специально организованное обучение в форме занятий, совместная деятельность взрослого с детьми,
- свободная самостоятельная деятельность самих детей, что, кстати, и используется педагогами.
А в 1995 же году Н. Михайленко и Н. Короткова предлагают структурный «каркас» образовательного процесса, включающий принципы организации образовательных содержаний, позиции реализующего этот процесс взрослого и характер предметной среды, в которую погружены дети. При этом они рассматривают три основных типа моделей: учебную, комплексно-тематическую и предметно-средовую и предлагают использование элементов всех типов моделей как взаимодополняющих в целостном образовательном процессе. Так это и использовалось воспитателями и специалистами детского сада № 21. Но особенно педагогов заинтересовал последний тип рассматриваемых моделей. Он состоял в том, что образовательные содержания не вносятся воспитателем, ребенок, свободно действуя в специально созданной предметной среде, как бы «вычерпывает» из нее образовательные (развивающие) содержания. И, кроме того, педагоги узнали, что дошкольная педагогика знает только один прецедент программы, построенной по этой модели, – систему М. Монтессори.
Так, с 1995 года, в детский сад пришла эта система и среда одной из групп состоит из автодидактических материалов – Монтессори и дополнена материалами, необходимые для свободной детской деятельности. Все это не противоречило и Временным (примерным) требованиям к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении, изданным с 22 августа 1996 г.
23 ноября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, а в 2010 году планируется утверждение требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования – это стандартизация дошкольного образования, в которую входят две группы требований, а не три как в стандарте начального общего образования.
На основании положений федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (2009) программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Таким образом, полноценная реализация «темы» невозможна без интеграции не только содержания дошкольного образования, но и ее организационных форм, в которых в той или иной степени будут интегрироваться и различные виды детской деятельности.
Модуль «Математика». Обеспечение целостности образовательного процесса.
Педагогический процесс на модульной основе не противоречит методу М.Монтессори – оно также способствует формированию оптимальных взаимоотношений детей между собой и с педагогом и облегчает использование личностно-ориентированной модели взаимодействия.
Модульный принцип позволяет строить педагогический процесс на основе интеграции разных видов деятельности, что предусматривает и метод М. Монтессори. Метод также делает педагогический процесс более экономичным, позволяет за определенный отрезок времени решать несколько дидактических целей и задач.
«Стержень», вокруг которого осуществляется объединение всех видов деятельности ребенка в данном случае – математика.
Использование оптимальной комбинации деятельности разной направленности с опорой на единую, целостную работу обоих полушарий головного мозга создает условия, благоприятные для достижения детьми образовательных целей. Понимание значимости своей работы и удовлетворение от качества ее конечного результата создает у детей положительный эмоциональный настрой и желание выполнить действия лучшим способом.
Акцент смещен с сообщения знаний в готовом виде на стимуляцию собственной познавательной активности. Отсутствие психологического давления на ребенка, его положительные эмоции также способствуют сохранению здоровья детей и создают основу для реализации здоровьесберегающих технологий.
Математика – Монтессори
(2,5 – 6 лет)
Цель: оказание помощи саморазвитию ребенка.
Задачи:
- представить математику не как готовый предмет, а как деятельность,
- открывать математические представления вместе с ребенком,
- развивать понимание, а не навыки.
Основные направления воспитательного процесса:
- познавательно-речевое,
- социально-личностное,
- физическое,
- художественно-эстетическое
| 1. | Сенсорное воспитание детей |
| 1.1. | формирование основы для развития мышления:
|
| 1.2. | овладение новыми способами предметно – познавательной деятельности |
| 1.3. | упражнения на:
|
| 1.4. | развития сенсорных эталонов |
| 2. | Расширение словарного запаса за счет усвоения и использования новых терминов, описывающих свойства и отношения предметов и явлений действительности |
| 3. | Овладение навыками практической повседневной деятельности |
| 3.1. |
|
| 4. | Введение в мир чисел от 0 до 10 |
|
|
| 5. | Введение в десятичную систему счисления |
|
|
| 6. | Счет до 1000 |
|
Формы организации детей:
- индивидуальная работа,
- работа в малых группах,
- работа со всей группой.
- Виды занятий:
- презентация,
- трехступенчатый урок,
- групповой урок.
Методы:
- свободная работа в подготовленной среде,
- наблюдение за ребенком
- оказание помощи в нужный момент,
- показ способа рациональной деятельности с материалом,
- показ способа контроля ошибок,
- предложение материала с ориентацией на зону ближайшего развития,
- поддержание порядка в подготовленной среде,
- руководство с помощью правил.
Материалы:
- классические,
- авторские, возможно созданные только для одного ребенка.
В процессе мониторинга используются:
- наблюдения,
- беседы,
- автодидактический материал -Монтессори.
I. упражнения в практической жизни и Монтессори – материалы для подготовки к изучению математики
(анализ сложных движений, запоминание последовательности действий)
| № п\п | Наименование материала и упражнений |
| 1 | Пересыпание ложкой |
| 2 | Пересыпание из кувшина в кувшин |
| 3 | Переливание воды |
| 4 | Складывание салфеток |
| 5 | Рамки с застежками |
| 5.1 | с пуговицами |
| 5.2 | с кнопками |
| 5.3 | с крючками |
| 5.4 | с ремнями |
| 5.5 | со шнуром |
| 5.6 | со шнуровкой для ботинок |
| 5.7 | с застежкой молнией |
| 5.8 | с молнией |
| 5.9 | с бантами |
| 5.10 | с булавками |
| 6 | Мытье рук и чистка ногтей |
| 7 | Чистка ботинок |
| 8 | Вытирание пыли |
| 9 | Подметание со стола |
| 10 | Мытье пола |
| 11 | Мытье стола |
| 12 | Стирка белья |
| 13 | Глажение белья |
| 14 | Чистка металла |
II.Сенсорные Монтессори – материалы для подготовки к
изучению математики
(различение, составление пар и сериация, расширение словарного
запаса)
| № п\п | Наименование материала |
| 1 | Цилиндры – вкладыши |
| 2 | Розовая башня |
| 3 | Коричневая лестница |
| 4 | Красные штанги |
| 5 | Цветные таблички |
| ящик 1 | |
| ящик 2 | |
| ящик 3 | |
| 6 | Геометрический комод |
| 7 | Геометрические тела |
| 8 | Сортировки |
| 9 | Волшебные мешочки |
| 10 | Цветные цилиндры |
| 11 | Доски для ощупывания А, В и С |
| 12 | Шершавые таблички |
| 13 | Шумящие коробочки |
| 14 | Тепловые таблички |
| 15 | Коробочки с запахом |
| 16 | Вкусовые баночки |
| 17 | Треугольный ящик (конструктивный) |
| 18 | Ткани |
| 19 | Тепловые бутылочки |
| 20 | Весовые таблички |
| № п\п | Наименование материала |
| 1 | Альбом проекций к Розовой башне |
| 2 | Альбом проекций к Коричневой лестнице |
| 3 | Альбом проекций к Красным штангам |
| 4 | Конструктивные треугольники: |
| 4.1. | прямоугольный ящик 1 |
| 4.2. | прямоугольный ящик 2 |
| 4.3. | малый шестиугольный |
| 4.4. | большой шестиугольный |
| 5 | Накладывающиеся геометрические фигуры |
| 6 | Биномиальный и триномиальный куб |
| 7 | Проекции геометрических тел |
III. Математические материалы
(введение в элементарную математику)
| № п\п | Наименование материала |
| I группа | |
|
1 |
Счетные штанги Шершавые цифры Счетные штанги и числа Игры на расстоянии Ящик с веретенами Игра на запоминание |
| II группа | |
|
1 |
«Золотой материал» Марки |
| III группа | |
|
1 |
Стержни с бусинами Доска Сегена 1: 11 – 19 Доска Сегена 2: 19 – 99 Сотенная цепочка Тысячная цепочка Наборы карт «Золотой материал» |
| IV группа | |
|
1 |
Стержни с цветными бусинами доска с полосами для сложения. контрольные карты 1 и 2 на сложение рабочие карты 3, 4, 5 для упражнений на сложение доска с полосами для вычитания. Контрольная доска 1на вычитание рабочие карты 2 и 3 для упражнений на вычитание доска для умножения с контрольными картами 1 и 2 на умножение рабочие карты 3, 4 и 5 на умножение доска для деления рабочие карты 1 и 2 на деление |
| V группа | |
|
1 |
Условные мерки |