Тема: «Плоскостное моделирование. Аппликация "Кораблик"»
Цель: Познакомить учащихся с видами водного транспорта, его назначением; закреплять математические навыки; сделать аппликацию «Кораблик».
Задачи:
- способствовать развитию у детей глазомера, понимания соотношения частей и целого, понимание цвета.
- учить выполнять аппликационные работы.
- воспитывать чувство товарищества, выручки и взаимопомощи.
Форма урока: Игра-путешествие «По морям, по волнам».
Оборудование: Цветная бумага, ножницы, клей, кисточки для клея, тряпочка, клеёнка, памятки по работе с ножницами, клеем и кисточкой; магнитофон, аудиозаписи песен, мультимедийный проектор с презентацией.
Ход урока
I. Организационный момент
У.:
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Тут загадки и задачи,
Игры, шутки – всё для вас!
Пожелаю всем удачи –
За работу, в добрый час!
II. Сообщение темы урока
У.: Ребята, сегодня мы отправляемся в морское путешествие, и я вам предлагаю отгадать загадки связанные с этой темой, чтобы проверить свои силы. Слайд 1.
-
На море, в реках и озёрах
Я плаваю, проворный, скорый,
Среди военных кораблей
Известен лёгкостью своей. (Катер) -
Не спрашивая броду,
Лезу смело в воду.
На всякой глубине
Лишь по пояс мне. (Теплоход) -
Под водой – железный кит.
Днём и ночью кит не спит,
Днём и ночью под водой
Охраняет твой покой. (Подводная лодка)
Слайд 2
На экране презентация с видами транспорта
У.: Как можно назвать одним словом катер, теплоход и подводную лодку?
Д.: Это водный транспорт.
У.: Какие ещё виды водного транспорта вы знаете?
Д.: Плот, резиновая лодка и т.д. Слайд 3.
III. Вводная беседа
У.: Никто не знает, когда и как впервые человек поплыл по воде. Уже много лет тому назад люди стали использовать для передвижения водоёмы. Они научились переплывать реки, преодолевать озёра, перебираться с острова на остров. Жители разных стран научились строить лодки, выдалбливая их из стволов деревьев, сшивая их из коры.
На экране презентация «История корабля»
Слайд 4.
– Плавали и на надутых шкурах. Затем появились плоты, первые корабли – кочи, ладьи, торговые и военные суда, пароходы, теплоходы.
У.: Итак, мы начинаем путешествовать по волнам, по морям на нашем кораблике. Слайд 5.
На экране кораблик
У.: Ну, что все на борт! Сначала проверьте, у вас на партах должно быть всё необходимое для путешествия: цветная бумага, ножницы, клей, тряпочка, клеёнка и памятки.
Ребята, а кто же будет капитаном? А вы знаете, какими качествами должен обладать капитан?
Д.: Он должен быть умным, собранным, требовательным, уметь доводить дело до конца.
У.:
Почему пароход не садится на мель,
А по курсу идёт сквозь туман и метель?
Потому что, потому что, вы заметьте-ка,
Капитану помогает….
Д.: Математика.
IV. Закрепление знаний. Математический диктант
У.: Сейчас проверим, какие в нашем классе капитаны?
У.: Ребята, откроем свои тетради по математике и проведём математический диктант.
- Уменьшаемое 18, вычитаемое10. Найдите разность.
- Первое слагаемое 10, второе – 5. Найдите сумму.
- Из какого числа надо вычесть 10. чтобы получилось 3?
- Увеличьте 10 на 1.
- Уменьшите 19 на 10.
- Я задумала число, прибавила к нему 14 и получила 20. Какое число я задумала?
У. Расставь ответы в порядке возрастания. (6, 8, 9, 11, 13, 15)
На какие две группы можно разделить эти числа?
Переверните цифры, которые на доске и прочитайте слово.
о | с | т | р | о | в |
6 | 8 | 9 | 11 | 13 | 15 |
Итак, наш корабль взял курс на остров – Геометрия. Слайд 6.
– Многое должен знать капитан, чтобы идти намеченным курсом. Представьте, что на море шторм, высокие волны, а корабль качает из стороны в сторону. Любая ошибка в расчётах потопит его, погибнут люди.
V. Физ. минутка
У.:
Капитан берёт бинокль
(показ бинокля),
Но бинокль помочь не мог.
Капитану так обидно –
Даже берега не видно.
Закружит волны круженье –
Вот и кораблекрушенье.
VI. Подготовительная работа.
У.: Что же делать? Как же быть?
Надеваем спасательные круги и добираемся до острова Геометрии. Может быть, на нём мы сможем собрать новый корабль. Мы добрались до острова, нас встречают его жители. Они нам помогут, если мы выполним все их задания.
Задание 1
У.: Назовите знакомые вам геометрические фигуры.
Слайд 7.
Д.: Круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник.
Задание 2
У.: Какие геометрические фигуры используются в аппликации?
Д.: Квадрат, прямоугольники, треугольник.
Задание 3
У.: Назовите каждую часть корабля.
Д.: Корпус, нос, корма, надпалубные настройки, трубы.
Слайд 8.
Задание 4
У.: Определите цвет и форму корпуса, носа, кормы, надпалубных надстроек и труб.
Д.: Прямоугольники, квадраты, треугольник.
У.: Какой вид бумаги мы используем для работы?
Д.: Цветную бумагу.
VII. Практическая работа.
У.: Ребята, откройте цветную бумагу и вырежьте по контуру все части корабля. А выполнить операцию вырезания помогут ножницы – художницы, которые покажут нам свои приёмы. Прочитайте памятку 1. Слайд 9.
- Не раскрывать лезвие широко.
- Резать средней частью лезвия.
- Лист бумаги держат за большую часть, меньшую отрезают.
- Концы ножниц при резании не смыкать, чтобы разрез был ровный.
- По окончанию работы ножницы положить в чехол.
Слайд 10.
У.: Итак, начнём вырезать по порядку: 1) корпус; 2) корма; 3) нос; 4) надпалубные надстройки; 5) трубы.
– Выкладываем детали корабля на альбомном листе, соблюдая расстояние между частями.
Во время работы звучит песня «Капитан, капитан, улыбнитесь!»
У. Довести дело до конца нам помогут кисточка и клей. Но и здесь нам необходимо вспомнить правила работы с ними. Слайд 11
Памятка 2
- Клеить нужно только на клеёнке или картоне.
- Клей наносят на те детали, которые наклеивают.
- Клей наносят кисточкой быстро от середины к краям.
- Если намазывают длинные полосы, то мажут от одного конца до другого.
- Деталь примеряют до наклеивания.
- Намазываемую деталь кладут сверху, проверяют, накладывают на неё лист и тщательно его разглаживают тряпкой от середины к краям.
У.: Старайтесь, не спешите. Поспешишь – людей насмешишь.
Дети наклеивают детали.
Законченные работы выставляют на доске. Анализируются ошибки допущенные детьми.
VIII. Уборка рабочих мест.
Звучит мелодия песни «Мы пришли сегодня в порт». Слайд 12
У.: Капитаны привели свои корабли в назначенное место. Дело сделано, и нам тоже осталось довести дело до конца и привести в порядок своё рабочее место.
Используемая литература:
- Журнал начальная школа
- Окружающий мир А.А. Плешаков 1 кл.
- Математика. Л.Г. Петерсон 1 кл.