Цель: создание предпосылок для формирования у присутствующих отношения к семье как одной из главных жизненных ценностей.
Задачи:
- Расширение представлений о возможностях семьи в воспитании младшего школьника.
- Создание условий для рефлексии опыта сплочения семьи на нравственных, гуманистических основаниях.
- Выявление дополнительных возможностей влияния семейных традиций, устоев на формирование понимания ребёнком роли семьи в перспективе жизни человека.
Форма проведения: совместная с детьми семейная гостиная.
Этап подготовки:
- Подбор конкурсных заданий для использования в сценарии.
- Выполнение «домашнего задания» по созданию семейных девизов.
- Формирование содержания «семейных открыток», которые будут вручены представителям семей.
- Подготовка выставки детских рисунков на тему «Моя семья».
- Цитаты на доску: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л.Н. Толстой)
- Подготовка памяток для родителей.
Ход мероприятия
Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня мы собрались все вместе, одной дружной семьёй. Семья… Это замечательное слово, которое означает уют, тепло, поддержку близких и просто общение. Без семьи человеку очень трудно жить. Для каждого из нас семья – это начало всех начал, мы все родом из семьи. Поэтому её надо ценить и укреплять. Об этом мы сегодня и собрались поговорить. Слайд 1
Сокол Д., Сокол И.:
Время – вроде замкнутого круга:
Год мелькнул, как месяц, день – как час.
Почему-то выслушать друг друга
Не хватает времени у нас.
Может, стоит нам остановиться
Среди этой вечной кутерьмы?
Может, разглядеть поближе лица
Друг у друга всё ж успеем мы?
Может, скажем, то, что наболело,
Оглянуться, в прошлое успев?
Чем вот так кружиться ошалело,
Что-нибудь ответив нараспев.
Ну и пусть спрессованы упруго
Жизни год – как месяц, день – как час…
Очень жаль, что выслушать друг друга
Не хватает времени у нас.
Слайд 2
Ведущий: Мы пригласили вас сегодня на праздник «День семьи», чтобы вы немного отвлеклись от будничных дел, увидели, какие чудесные, талантливые у нас дети, чтобы дети увидели, как мамам и папам интересно быть рядом с ними, чтобы вы почувствовали себя семьёй. Что такое семья?
Слайд 3
Климашкина Е.: Это я и мои родители, мои сестры и братья, дедушки и бабушки… А ещё двоюродные сестры и братья, сёстры и братья моих родителей, прабабушки и прадедушки… Мы все – одна огромная семья!
Ведущий: Ребята, а как вы понимаете, что называют семьёй! (Ребята отвечают)
Когда появилось слово «семья»?
Ведь раньше о нём не слыхала Земля…
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
– Сейчас я тебе семь вопросов задам –
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
– Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: «Я».
– Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
«Я, я – тихо молвила Ева, – я, я», –
Сказала она чудесных семь «я».
Вот так на Земле появилась Семья.
Слайд 4
Коротыч М.:
В нашей школе – праздник славный.
Думаю, что нет его важней.
Здесь сегодня наши папы, мамы.
Есть ли кто-нибудь на свете ближе и родней?
Ведущий: Приятно видеть людей с доброй, приветливой улыбкой, счастливым взглядом, а если это семья – приятно вдвойне. Мы с удовольствием познакомим вас с такими семьями.
Каждая семья кратко рассказывает о себе. Например: «В нашей семье три поколения. Мы все вместе живём в доме, который строил ещё наш дедушка. Мы очень его чтим и любим. Наша бабушка – настоящая умелица, печёт замечательные пироги, одним из них мы с удовольствием угощаем сегодня всех. Мы гордимся своим сыном Ваней. Хоть он ещё и маленький, но помощник отличный: вытирает пыль, ходит в магазин, умеет дружить с товарищами».
Ведущий: Сегодня на ваших глазах пройдут семейные соревнования самых смелых и решительных, самых весёлых и находчивых. А раз у нас соревнования, значит, должно быть, жюри – строгое и справедливое.
Представление членов жюри.
Всех мы вам представили. Можно начать соревнования. Желаем успеха семейным командам.
Конкурс 1 «Пословица недаром молвится»
Ведущий. Создать семью нелегко, а сохранить её ещё труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удаётся – недостаёт житейской мудрости. Именно этому учат нас русские пословицы и поговорки. Давайте их вместе вспомним.
Конкурсное задание состоит в том, чтобы из набора слов, который вы получите, составить пословицы. Команды получают наборы слов.
Команда 1.
Её, удача, в, если, всегда, семья, согласии, ждёт, живёт
Ответ: Если семья живёт в согласии, её всегда ждёт удача. Слайд 5
Команда 2.
Так, семья, месте, на, вся, вместе, и, удача
Ответ: Вся семья вместе – так и удача на месте. Слайд 6
Команда 3.
Золото, и, работящая, в, землю, семья, превратит
Ответ: Работящая семья и землю превратит в золото. Слайд 7
Ведущий: Пока команды составляют пословицы, мы послушаем стихотворение.
Ильин К.:
Праздника такого нет в календаре,
Но для нас он важный в жизни и в судьбе.
Без него мы просто не смогли бы жить,
Радоваться миру, учиться и творить.
Когда родилась наша дружная семья,
Рядом с папой и мамой не было меня.
Часто я смотрю на фото их красивое
И немножко злюсь, и чуть чуть завидую.
Спрашиваю папу: «Где я был тогда?»
Отвечает папа: «Не было тебя!»
Как же может быть такое, чтобы без меня
Родилась такая дружная, счастливая семья?
Ведущий: А сейчас мы проверим, как команды справились с заданием. Просим зачитать получившиеся у вас пословицы.
Ведущий: Молодцы! Второй конкурс для пап. Он называется «Найди свою жену» Дети нарисовали своих мам, а вы, главы семейств, должны узнать, на каком рисунке изображена ваша жена. Пока папы готовятся, мы посмотрим инсценировку стихотворения.
Трое учеников инсценируют стихотворение:
Автор (Панченко К.):
Наш звонок ужасно звонкий –
Вылетаю в коридор.
У меня с одной девчонкой
Завязался разговор.
Мальчик (Ковалёв Ж.):
А мой папа чемпион!
Ходит он на стадион:
Он кидает кверху гири –
Будет самым сильным в мире!
Девочка (Коломиец А.):
Хоть мужчины и сильны,
Не умеют печь блины…
Вы, мужчины, недотёпы,
Вас воспитывать, учить,
И петрушку от укропа
Вы не в силах отличить!
Кстати, дома кто стирает?
Богом вам талант не дан…
Телевизор «потребляя»,
Вы ложитесь на диван!
Мальчик:
От мужчины нету толку?
Это нам талант не дан?
Кто прибил для книжек полку?
Починил на кухне кран?
Девочка:
Борщ варить вам неохота,
Не пожарите котлет…
Вам удрать бы на работу,
Ну а больше толку нет.
Мальчик:
Ты, колючая заноза,
Плохо знаешь нас, мужчин,
То и дело льёте слёзы,
И к тому же без причин…
Ты колючие слова
Говоришь, робея.
Папа в доме – голова!
Девочка:
А мама в доме – шея!
Автор:
Нет, решать не надо в споре,
В коридорном разговоре,
Кто сильней и кто важней.
Просто…мама всех нужней!
Девочка:
А глаза мои – как блюдца:
Если в них блеснет слеза,
То соседи улыбнутся:
«Это мамины глаза»
Мальчик:
Нос немножечко курносый,
Но соседи говорят,
Что по носу нет вопросов:
«Это папа виноват».
Ведущий: Давайте проверим, как наши папы справились с заданием.
Жюри подводит итог этого конкурса.
Ведущий: А теперь конкурс для мам. Он называется «Моя посудка».
Вашему вниманию предлагается отрывок из сказки К. Чуковского «Федорино горе»:
И ответила посуда:
– Было нам у бабы худо:
Не любила нас она,
Била, била нас она.
Запылила, закоптила,
Загубила нас она.
Оттого-то мы от бабы
Убежали, как от жабы,
И гуляем по полям,
По болотам и лугам.
Ведущий: Вам нужно по очереди назвать кухонную утварь, которая имеется в вашем домашнем хозяйстве. Назвать её надо ласково, любовно, чтобы она от вас никогда и никуда не убежала. Победит мама, которая назовёт больше предметов посуды.
Ведущий: Следующий конкурс называется «Ситуация». Выслушав ребёнка, вы должны ответить на вопрос.
Ситуация для команды 1
Свинаренко И.:
Папа вазу опрокинул.
Кто его накажет?
«Это к счастью, это к счастью!»
Всё семейство скажет.
Ну а если бы, к несчастью,
Это сделал я?!
«Ты разиня, ты растяпа!»
Скажут про меня.
Ведущий: Как вы реагируете в подобной ситуации? Что бы вы посоветовали родным мальчика в таком случае?
Ситуация для команды 2
Игнатьев А.:
Я в своей родной квартире,
Как на службе строевой:
Командир на командире!
Я один здесь рядовой.
Всем я должен подчиняться:
По приказу умываться,
Ровно заправлять кровать,
По команде есть садиться,
По будильнику вставать.
Теперь вам ясно, почему
Я начал огрызаться?!
Ведущий: Ваши советы родителям: как поступить в такой ситуации, когда ребёнок начинает дерзить взрослому?
Ситуация для команды 3
Кармацкая Ш.:
Ты, что принёс сегодня, ученик?
Рассказывай, показывай дневник!
Так, это что? Откуда двойка?
Ах, у тебя опять списала Зойка?!
Ну, отвечай, чего же ты притих?
Ах, двойка с Зойкой на двоих?!
Ну, молодец! А это что? Опять?
Разбил окно?
Тебя толкнули снова?
А ты забыл, какое дал мне слово?
Ведущий: Как стоило бы поступить в данной ситуации? Пока жюри подводит итоги, вас приветствуют наши дети.
Карпенко А.:
Любите нас такими, какие все мы есть.
Пусть недостатков в нас не счесть,
Но мы же ваши дети, и никого дороже
На этом всём огромном свете никто из вас не сможет
Найти средь суеты!
Слайд 8
Белозоров В.:
Так будьте же терпимей к нам,
Понять нас просто постарайтесь
И вопреки безжалостным годам
Душою молодыми оставайтесь.
Завирюха Д.:
В семейном кругу мы с вами растём.
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаём.
Основа основ – родительский дом.
Ведущий: Во всём мире люди живут в самых разнообразных домах. А знаете ли вы, как они называются? Третий конкурс для всех родителей, кто знает ответ на мой вопрос, поднимает эмблему команды.
- Крестьянский дом в украинской и белорусской деревне. (Хата) Слайд 9
- Жилище на колёсах у кочевых народов. (Кибитка) Слайд 10
- Хижина из ветвей, кожи, коры у индейцев Северной Америки. (Вигвам ) Слайд 11
- Отдельная комната у монаха в монастыре. (Келья ) .Слайд 12
- Жилище кочевников. (Юрта) Слайд 13
- Дворец и крепость рыцарей, феодалов. (Замок) Слайд 14
- Кочевой переносной шалаш, крытый шкурами, у народов Севера.(Чум) Слайд 15 -16
- Жилище кавказских народов. (Сакля) Слайд 17
- Постройка из жердей, покрытых ветками, соломой, травой. (Шалаш) Слайд 18
- Крытое углубление в земле, вырытое для жилья. (Землянка.) Слайд 19
- Временное помещение из натянутой на остов ткани. (Палатка.) Слайд 20
Ведущий: Наше жюри подводит итог этого конкурса, а мы познакомимся с самой мудрой половиной каждого семейства. Кладезь житейской мудрости – это, конечно, наше старшее поколение.
Балаева Р.:
И почёт вам, и честь,
И спасибо за то, что вы были и есть.
Душой молодейте,
Стареть рановато.
Так будьте здоровы,
Живите богато!
Ведущий: Но разве можно представить современную семью, в которой только мама, папа и их дети? Нет! Есть ещё бабушки и дедушки. А давайте познакомимся с нашими бабушками и дедушками. Народная пословица гласит: «Если хочешь, чтобы дети почитали тебя в старости, сам почитай старших». Мы хотели бы задать вам несколько вопросов:
- Как давно вы живёте в Краснодаре?
- Большая ли была у вас семья?
- Когда и где вы пошли в первый класс?
- Какое стихотворение из школьной программы вы помните?
- О чём мечтали в детстве?
- Ваше любимое занятие.
Кобзарева К.: Дорогие наши бабушки, мы ценим вашу заботу о нас. Вы – наша гордость, наша опора!
Ведущий: Наше жюри готовиться подвести итог и назвать команду победительницу. А пока мы с вами поиграем. У меня в руках мяч, тот взрослый представитель семьи, кому я бросаю мяч, отвечает на вопрос.
Вопросы учителя с мячом: Продолжите фразу:
- «Семейное счастье – это…»
- «Самое трудное в семейной жизни – это…»
- «Больше всего я боюсь…»
- «У нас в семье под запретом…»
- «Если мы ссоримся, то…»
- «Если у ребёнка что – то стряслось, то…»
- «Радость в моей жизни – это…»
- «Главное в счастливой семье – это…»
Молодцы! Слово для подведения итогов предоставляется председателю комиссии…….
Сегодня мы ещё раз убедились, как хорошо, когда все вместе: и дети, и родители, и учителя. Мы верим, что если каждый день мы будем вместе, то наших детей ждёт радостное и счастливое будущее.
Огромное спасибо семейным командам за участие в нашем празднике, а зрителям – за внимание.
Махмудян Марина.
Желаем счастья вам!
Чтоб все мечты сбывались!
С хорошим настроением
Чтоб вы не расставались!
Здоровья вам на сотни долгих лет,
А это, право, дорогого стоит!
В работе – много творческих побед!
В семейной жизни – мира и покоя!
Песня «Мы желаем счастья вам»
Памятка для родителей
«Напутствие»
Лучшие умы человечества искали и ищут ответ на вопрос: «В чём смысл жизни?» Многие считают, что смысла в ней нет вообще, поскольку человек рождается и умирает. Грустные мыслим…
А мы сегодня вместе пришли к выводу, что главное на Земле – семья и любовь. Любовь к ребёнку, к мужу, к матери, брату. Всё остальное, как бы оно ни было красиво и важно, – одежда, мебель, путешествия, деньги, машины, успех в делах, – лишь прилагается к главному – к семье, в которой царят любовь, сострадание, нежность, милосердие. И когда все в твоём доме любят друг друга, то поневоле обращаются вокруг с тем, чтобы попытаться остальных сделать также любящими и счастливыми. Да, всё начитается с семьи, дома – и Добро и Зло. Так пусть в мире будет больше счастливых семей, а значит, Добра!