Табличная форма представления информации

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • Акцентировать внимание учащихся на достоинствах и недостатках текстовой формы представления информации;
  • Дать представление о таблице как очень удобной форме структурирования определенной текстовой информации.

Основные понятия:

  • Таблица;
  • Графа (столбец) таблицы;
  • Строка таблицы.

Программное обеспечение: презентация Power Point.

Технические и наглядные средства: проектор, презентация, карточки с дополнительными задачами.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1) Ученики отвечают на следующие вопросы:

  • Что понимается под кодированием информации?
  • Какие основные способы кодирования информации вы знаете?
  • Почему выбирают тот или иной способ кодирования информации?

2) Ученики отвечают на вопросы №1-6 на стр.36 учебника;

  • Расскажите о текстовой форме представления информации.
  • Какие другие формы представления информации вы знаете? (Рисунки, схемы, чертежи, графики, метод координат). Расскажите о преимуществах или недостатках представления информации в виде текста по сравнению с описанной вами.
  • С какой целью вы создаете тексты?
  • Какие принципиальные изменения в процесс создания текста внес компьютер?
  • Как вы понимаете смысл высказывания: “Что написано пером, то не вырубишь топором”? Согласны ли вы с этим?
  • В какой форме удобнее представить арифметическое выражение: в текстовой или числовой?

Вывод: текстовая форма представления информации не всегда удобна, в этом убедились при выполнении домашнего задания (№ 10-12 на стр.16 рабочей тетради).

II. Изучение нового материала.

Прочитайте текст “Оценки за год” на стр. 37 и постарайтесь ответить на вопросы:

  • Об оценках скольких учеников говорится в этом тексте?
  • По каким предметам приведены годовые оценки учеников?
  • Сколько учеников имеют только отличные оценки?
  • Кто из учеников имеет “4” и “5” по математике?

Для того чтобы ответить быстро на эти вопросы вам необходимо снова обратиться к тексту. Давайте рассмотрим таблицу, которая содержит эту же информацию. Из этого можно сделать вывод, что таблица является очень удобной формой представления однотипных данных (Приложение 1, слайд 3). Давайте посмотрим на структуру таблицы (Приложение 1, слайд 4).

На уроках природоведения вы заполняли таблицу — календарь погоды. Какие сведения вы отображали в таблице?

Таким образом, делаем вывод: таблица — простая и удобная форма представления однотипной информации.

Переход от текстовой формы представления информации к табличной рассмотрим на примере задачи.

III. Закрепление изученного материала.

Задача “Летние каникулы”. (Приложение 1, слайд 5)

Четверо друзей – Алик, Володя, Миша и Юра – собрались у Миши. Мальчики оживлённо беседовали о том, как они провели лето.

- Ну, Балашов, ты, наконец, научился плавать? – спросил Володя.
- О, ещё как, - ответил Балашов, - могу теперь потягаться в плавании с тобой и Аликом.
- Посмотрите, какой я гербарий собрал, - сказал Петров, прерывая разговор друзей, и достал из шкафа большую папку.

Всем, особенно Лунину и Алику, гербарий очень понравился. А Симонов обещал показать товарищам собранную им коллекцию минералов. Назовите имя и фамилию каждого мальчика.

Решение:

Составим таблицу, где заголовки строк – это имена друзей, а заголовки граф — их фамилии.

  Балашов Петров Лунин Симонов
Алик        
Володя        
Миша        
Юра      

Решение задачи рассматривается с помощью презентации.

Результат решения:

  Балашов Петров Лунин Симонов
Алик +
Володя +
Миша +
Юра +

Ответ: Балашов Юра, Петров Миша, Лунин Володя, Смирнов Алик.

IV. Закрепление изученного материала.

Задача. (РТ № 39 стр. 40) (Приложение 1, слайд 6)

В одной деревне живут три школьника: Саша, Коля и Петя. Они осваивают сельскохозяйственные профессии. Один из них готовится стать трактористом, другой — садовником, третий — комбайнером. В разное время нами были записаны следующие сказанные ими фразы:

1) Петя, ты меня не жди, должен осмотреть свой комбайн, ведь скоро начнется уборка.
2) Наблюдал я вчера, Коля, твой осмотр машины и подумал, что держать машину в отличном состоянии не легче, чем мне вывести новый сорт яблок.
3) Завтра, Коля, не приходи, я буду регулировать работу молотилки у комбайна.

Какой сельскохозяйственной профессией овладевает каждый из ребят?

Решение:

Школьник Профессия
Тракторист Садовник Комбайнер
Саша +
Коля +
Петя +

Ответ: тракторист — Коля, садовник — Петя, комбайнер — Саша.

Дополнительные задания.

Задача. (Приложение 1, слайд 7)

Даны три фасада и две крыши, имеющие одинаковую форму, но раскрашенные в различные цвета: фасады — в желтый, синий и красный цвета, а крыши — в синий и красный цвета. Какие домики можно построить? Сколько всего комбинаций?

Решение: (Приложение 1, слайд 8, слайд 9)

Фасад Крыша
Кс Кк
Фж Фж, Кс Фж, Кк
Фс Фс, Кс Фс, Кк
Фк Фк, Кс Фк, Кк

Ответ: 6 комбинаций.

Задачи на карточках.

1) Оля, Таня, Юля и Ира варили варенье. Две девочки варили его из смородины, две девочки – из крыжовника. Таня и Ира варили варенье из разных ягод. Ира и Оля тоже варили его из разных ягод. Ира варила варенье из крыжовника. Из каких ягод варила варенье каждая девочка?

Решение:

Ягода

Имя девочки

Оля Таня Юля Ира
Смородина + +
Крыжовник + +

2) Четыре подружки — Маша, Даша, Катя и Оля – учатся в одной школе, но в разных классах: 2А, 2Б и 1А. известно, что Маша и Катя учатся в классах с одинаковыми индексами (буквы совпадают). Катя и Оля одноклассницы. Маша и Даша ученицы – второго класса. Определите, в каком классе учится каждая из девочек.

Решение:

Класс

Девочки

Маша Даша Катя Оля
+
+
+ +

3) Катя, Соня, Галя и Тамара родились 2 марта, 17 мая, 2 июля и 20 марта. Соня и Галя родились в одном месяце, а дни рождения Гали и Кати обозначаются одинаковыми числами. Назовите дату рождения каждой девочки.

Решение:

Дата рождения

Девочки

Катя Соня Галя Тамара
2 марта +
17 мая +
2 июля +
20 марта +

V. Итог урока. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание: §1.10; РТ: № 38, 40 (стр.39-40).

Используемая литература:

  1. Информатика: Учебник для 5 класса / Л. Л. Босова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
  2. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса / Л. Л. Босова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008
  3. Информатика: Учебник для 5 класса / Л. Л. Босова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
  4. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008
  5. Занимательные задачи по информатике / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова, Ю. Г. Коломенская. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007