Цели:
Образовательные:
- Формирование представлений об особенностях внутренних вод материка.
- Ознакомление с многообразием внутренних вод.
- Определение зависимости густоты речной сети от климата.
Развивающие:
- Развивать критическое мышление, коммуникативные умения и речь в логике поставленных вопросов.
- Аргументировано излагать учебный материал.
- Соотносить результаты своего труда с поставленной целью.
Воспитательные:
- Обучение учащихся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения.
- Обучение рефлексии учебной деятельности.
- Воспитание бережного отношения к природе.
- Сформировать у школьников активную позицию по сохранению и преумножению богатства Земли.
Програмное обеспечение: презентация PowerPoint.
Ход урока
Если через океан
Плыть к другому берегу,
Попадёшь на материк
“Южная Америка”
А на том материке
Есть река глубокая,
Из известных в мире рек
Самая широкая.
“Как зовут тебя, река?...” –
Крикнешь звонко,
А в ответ, из далека –
Слышно “Амазонка!...”
У меня сегодня отличное настроение. А какое настроение у вас, ребята? Покажите тот символ, который соответствует вашему настроению. (Выбрать смайлик)
И я вижу, что мы сработаемся!
Национальное агентство США НАСА в ходе аэрокосмических исследований жизни на других планетах пришло к безоговорочному выводу: вода - главное условие жизни. Поэтому там, где идут дожди, существует жизнь, а где нет - там пустыня. Вокруг нас так много воды, что мы воспринимаем её как нечто само собой разумеющееся и считаем, что это “всего лишь вода”.
(Демонстрация видов озеро, река, водопад).
Ребята как можно все эти воды назвать, одним словом? (Внутренние воды). Догадались ли вы, о водах какого материка мы будем вести сегодня речь?
Вот мы и определились с темой нашего сегодняшнего урока.
На столах лежат у вас “Путевые заметки” (Приложение 1)
Откройте ваши “Путевые заметки” и запишите тему урока.
Найдите таблицу:
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Впишите в правую колонку всё, что знаете о водах, используя ключевые слова. Потом обменяйтесь информацией в парах, дополните и отбросьте лишнее.
Коллективное обсуждение завершилось.
Давайте сверимся с информацией на слайдах.
Вторую колонку каждый заполняет самостоятельно.
Несколько учащихся называют, что они вписали.
На основе содержания колонки “хочу знать” сформулируйте цели нашего урока.
- Изучить основные речные системы Южной Америки.
- Выявить многообразие внутренних вод.
- Выяснить причины многоводности.
Вся земная поверхность опутана сетью рек, воды которых человечество испокон веков использует для своих нужд.
Обратите внимание на интеллект-карту нашего урока, изучение темы мы и начнем с рек. Ребята, а для того что бы говорить о реках, что нам может понадобиться? (Карта атласа) А вы знаете что кроме этих карт существуют интернет карты? Давайте воспользуемся такой возможностью и пронаблюдаем один из объектов Южной Америки в режиме он лайн. Скажем, например Амазонку посмотрим её устье и исток
(Интернет-карта, выход в интернет).
А теперь работаем с картами атласа. Страница 19-ая
1. Покажите на карте самые крупные реки
Ю.Америки.
2. В какие океаны они несут свои воды? Почему?
3. Распределите реки Ю. Америки по бассейнам.
4. Южная Америка называют – самым водообильным
материком нашей планеты. Почему? Кто не согласен
поднимите руку.
5. Какие территории Ю.Америки имеют наиболее
густую речную сеть? Почему?
А теперь работаем со схемой ФИШБОУН. (Рыбья кость)
6. Сравните реки Ю.Америки и Африки. (Страница 14-ая) Напишите сходства и различия . Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Следующий этап.Органический мир пресных вод. Задание называется “ Что не ждали?” Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям. У каждого в путевых заметках описание представителей растительного мира ,рыб,и других обитатели вод. Что вас удивило? Отметить в тексте, найди контур.
Вы поняли, что многие аквариумные рыбки и растения родом из Южной Америки. А для вас подарок модель небольшого водоёма из Южной Америки. В водах рек этого материка обитают 2000 видов рыб треть всего разнообразия пресноводного рыбного царства Земли.
ФИЗПАУЗА: Встанем, выйдем из за парт приглашаю вас на “Аукцион рыб”.
Двигаемся далее Озера и водопады.
(Слайды озёра).
Очевидцы так отзываются о водопадах Игуасу: “Грандиозное зрелище небывалой красоты, поражающее всех, кому посчастливилось его увидеть.” Нам тоже с вами предстоит увидеть это грандиозное зрелище. У вас на столах задание “ Описание водопада ознакомьтесь, что вам нужно будет дополнить во время просмотра фильма . И приступаем к просмотру видеофильма. Оцените свою работу по схеме. Поставьте баллы.
Во многом Южная Америка самый удивительный материк. Она не перестаёт удивлять жителей Земли, в ней есть объекты, которые достойны “Книги рекордов Гиннеса ”:
Амазонка, Титикака, Анхель. (Презентация)
Последний этап нашего урока: Реки и человек. Воздействие человека на природу Амазонки и другие водоёмов огромно и чтобы наглядно это увидеть проведём опыт. Создадим в колбе Природный Комплекс добавим вода – голубой, растения – зелёный, животные – желтый, человек – чёрный, вот как экологически “плодотворно” повлиял человек на природный комплекс.
Речь идёт и о вырубке леса Амазонии, и темпы этого процесса ужасают: 4 кв.км уникальной территории исчезает каждый час. Сложно вообразить себе масштабы этого уничтожения – страдает не только животный и растительный мир, но и местные племена индейцев, которые жили здесь на протяжении столетий и не представляют себе другого образа существования. В отличие от обывателей, не понимающих ценности такого наследия, индейцы с уважением и трепетом относятся к тому месту, в котором живут, стараются не причинять ему вреда, верят, что лес – живой организм.
Заканчиваем наш урок заполните 3 колонку таблицы и выполните квалификационный тест юного географа.
Подсчитаем баллы.
Поднимите руку,кто получил 5-4 и оценки за устные ответы.
Выберите дом задание.
10-9б – памятка путешественника по рекам Ю.А.
8-7б – повторить записи изучить схему.
6-5б – стр. учебника.
Оценки.
Спасибо за урок. Подарок!А какое настроение у вас в конце урока? (Выбрать смайлик)