Внутренние воды Южной Америки

Разделы: География


Цели:

Образовательные:

  • Формирование представлений об особенностях внутренних вод материка.
  • Ознакомление с многообразием внутренних вод.
  • Определение зависимости густоты речной сети от климата.

Развивающие:

  • Развивать критическое мышление, коммуникативные умения и речь в логике поставленных вопросов.
  • Аргументировано излагать учебный материал.
  • Соотносить результаты своего труда с поставленной целью.

Воспитательные:

  • Обучение учащихся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения.
  • Обучение рефлексии учебной деятельности.
  • Воспитание бережного отношения к природе.
  • Сформировать у школьников активную позицию по сохранению и преумножению богатства Земли.

Програмное обеспечение: презентация PowerPoint.

Ход урока

Если через океан
Плыть к другому берегу,
Попадёшь на материк
“Южная Америка”
А на том материке
Есть река глубокая,
Из известных в мире рек
Самая широкая.
“Как зовут тебя, река?...” –
Крикнешь звонко,
А в ответ, из далека –
Слышно “Амазонка!...”

У меня сегодня отличное настроение. А какое настроение у вас, ребята? Покажите тот символ, который соответствует вашему настроению. (Выбрать смайлик)

И я вижу, что мы сработаемся!

Национальное агентство США НАСА в ходе аэрокосмических исследований жизни на других планетах пришло к безоговорочному выводу: вода - главное условие жизни. Поэтому там, где идут дожди, существует жизнь, а где нет - там пустыня. Вокруг нас так много воды, что мы воспринимаем её как нечто само собой разумеющееся и считаем, что это “всего лишь вода”.

(Демонстрация видов озеро, река, водопад).

Ребята как можно все эти воды назвать, одним словом?нутренние воды). Догадались ли вы, о водах какого материка мы будем вести сегодня речь?

Вот мы и определились с темой нашего сегодняшнего урока.

На столах лежат у вас “Путевые заметки” (Приложение 1)

Откройте ваши “Путевые заметки” и запишите тему урока.

Найдите таблицу:

Знаю Хочу узнать Узнал
     

Впишите в правую колонку всё, что знаете о водах, используя ключевые слова. Потом обменяйтесь информацией в парах, дополните и отбросьте лишнее.

Коллективное обсуждение завершилось.

Давайте сверимся с информацией на слайдах.

Вторую колонку каждый заполняет самостоятельно.

Несколько учащихся называют, что они вписали.

На основе содержания колонки “хочу знать” сформулируйте цели нашего урока.

  1. Изучить основные речные системы Южной Америки.
  2. Выявить многообразие внутренних вод.
  3. Выяснить причины многоводности.

Вся земная поверхность опутана сетью рек, воды которых человечество испокон веков использует для своих нужд.

Обратите внимание на интеллект-карту нашего урока, изучение темы мы и начнем с рек. Ребята, а для того что бы говорить о реках, что нам может понадобиться? (Карта атласа) А вы знаете что кроме этих карт существуют интернет карты? Давайте воспользуемся такой возможностью и пронаблюдаем один из объектов Южной Америки в режиме он лайн. Скажем, например Амазонку посмотрим её устье и исток

(Интернет-карта, выход в интернет).

А теперь работаем с картами атласа. Страница 19-ая

1. Покажите на карте самые крупные реки Ю.Америки.
2. В какие океаны они несут свои воды? Почему?
3. Распределите реки Ю. Америки по бассейнам.
4. Южная Америка называют – самым водообильным материком нашей планеты. Почему? Кто не согласен поднимите руку.
5. Какие территории Ю.Америки имеют наиболее густую речную сеть? Почему?

А теперь работаем со схемой ФИШБОУН. (Рыбья кость)

6. Сравните реки Ю.Америки и Африки. (Страница 14-ая) Напишите сходства и различия . Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Следующий этап.Органический мир пресных вод. Задание называется “ Что не ждали?” Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям. У каждого в путевых заметках описание представителей растительного мира ,рыб,и других обитатели вод. Что вас удивило? Отметить в тексте, найди контур.

Вы поняли, что многие аквариумные рыбки и растения родом из Южной Америки. А для вас подарок модель небольшого водоёма из Южной Америки. В водах рек этого материка обитают 2000 видов рыб треть всего разнообразия пресноводного рыбного царства Земли.

ФИЗПАУЗА: Встанем, выйдем из за парт приглашаю вас на “Аукцион рыб”.

Двигаемся далее Озера и водопады.

(Слайды озёра).

Очевидцы так отзываются о водопадах Игуасу: “Грандиозное зрелище небывалой красоты, поражающее всех, кому посчастливилось его увидеть.” Нам тоже с вами предстоит увидеть это грандиозное зрелище. У вас на столах задание “ Описание водопада ознакомьтесь, что вам нужно будет дополнить во время просмотра фильма . И приступаем к просмотру видеофильма. Оцените свою работу по схеме. Поставьте баллы.

Во многом Южная Америка самый удивительный материк. Она не перестаёт удивлять жителей Земли, в ней есть объекты, которые достойны “Книги рекордов Гиннеса ”:

Амазонка, Титикака, Анхель. (Презентация)

Последний этап нашего урока: Реки и человек. Воздействие человека на природу Амазонки и другие водоёмов огромно и чтобы наглядно это увидеть проведём опыт. Создадим в колбе Природный Комплекс добавим вода – голубой, растения – зелёный, животные – желтый, человек – чёрный, вот как экологически “плодотворно” повлиял человек на природный комплекс.

Речь идёт и о вырубке леса Амазонии, и темпы этого процесса ужасают: 4 кв.км уникальной территории исчезает каждый час. Сложно вообразить себе масштабы этого уничтожения – страдает не только животный и растительный мир, но и местные племена индейцев, которые жили здесь на протяжении столетий и не представляют себе другого образа существования. В отличие от обывателей, не понимающих ценности такого наследия, индейцы с уважением и трепетом относятся к тому месту, в котором живут, стараются не причинять ему вреда, верят, что лес – живой организм.

Заканчиваем наш урок заполните 3 колонку таблицы и выполните квалификационный тест юного географа.

Подсчитаем баллы.

Поднимите руку,кто получил 5-4 и оценки за устные ответы.

Выберите дом задание.

10-9б – памятка путешественника по рекам Ю.А.
8-7б – повторить записи изучить схему.
6-5б – стр. учебника.

Оценки.

Спасибо за урок. Подарок!А какое настроение у вас в конце урока? (Выбрать смайлик)