Интегрированное занятие в подготовительной группе "Увлекательное путешествие по железной дороге"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • продолжать знакомить детей с железнодорожным транспортом, его назначением с трудом железнодорожников (машинист, путеец, проводник, диспетчер…);
  • воспитывать интерес и уважение к людям, трудящимся на железнодорожном транспорте.

Грамматика и словарь:

- Активизировать употребление названий железнодорожных профессий в речи детей (машинист, диспетчер, проводник, путеец…), а также упражнять детей в употреблении слов-действий, относящимся к этим профессиям.

Связная речь:

  • упражнять детей в составлении рассказов о профессиях, производить мысленный отбор значимого материала,
  • упражнять в употреблении сложноподчиненных предложений.

Материалы и оборудование

  • Видеофильм познавательного характера “Путь через века”
  • Иллюстрации о людях железнодорожных профессий
  • Дидактическая игра “Кому, что нужно для работы?”
  • Дидактическая игра “Назови действие”
  • Загадки о железнодорожном транспорте
  • Дидактическая игра “Собери паровоз”
  • Музыкальное оформление “Голубой вагон” (фонограмма)
  • Песня “Моя мечта –железная дорога”

Примерный ход занятия:

Дети стоят полукругом вокруг воспитателя.

Воспитатель – Ребята, вы любите путешествовать? … Тогда, я предлагаю вам отправиться в очень интересное и необычное путешествие по железной дороге. Железные дороги тянутся по всему миру. Миллионы людей пользуются железнодорожным транспортом, ведь нет таких препятствий, которые не смогли бы преодолеть поезда. Как вы думаете, ребята, представляют ли трудности для поездов, горы, пустыни, реки, леса?

Воспитатель: Правильно, не представляют. Что можно построить в горе (тоннель), а через реку ? (железнодорожный мост)…

Воспитатель- Ребята, прежде чем отправиться в путешествие, что мы должны сделать?

(предложить детям выстроить алгоритм действий)

Дети - Прийти на вокзал, купить билет на поезд, выйти на перрон, подождать прихода поезда, найти свой вагон.

Воспитатель- Правильно. А встречать Вас у вагона буду я. (Воспитатель надевает головной убор проводника).

Ребята, станции, на которых будет останавливаться наш поезд, носят необычные названия. И так, в путь! (звучит мелодия песни “Голубой вагон”, дети путешествуют в импровизированном вагоне).

1 станция “Познавай-ка”

Воспитатель предлагает посмотреть фрагмент видеофильма познавательного характера о Дальневосточной железной дороге.

После просмотра, блиц-опрос:

  1. Для чего нужны железные дороги?
  2. Какие виды железнодорожного транспорта вы знаете?
  3. Какие грузы перевозят по железной дороге?
  4. Люди, каких профессий работают на железной дороге?
  5. Сколько лет исполнилось Дальневосточной железной дороге?

2 станция “Профессиональная”

На мольберте вывешиваются фотографии, иллюстрации, на которых запечатлены люди, разных профессий. Детям предлагается определить название железнодорожной профессии и рассказать о ней (предлагается алгоритм рассказа).

3 станция “Спортивная” (физкультпауза)

- Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.

Сто вагонов я тащу (Дети интенсивно двигают руками).
Раздаётся стук колёс,
Это мчит электровоз (Стучат ногами).
Мимо рощи, мимо яра,
Мчит без дыма, мчит без пара (Бег змейкой, на носочках).
Чу-чу-чу-чу
Я по рельсам лечу (замедляют бег, останавливаются, восстанавливают дыхание).

4 станция “Угадай-ка”

Воспитатель предлагает детям отгадать загадки:

1.

Я зашёл в зелёный дом,
И недолго пробыл в нём,
Оказался этот дом
Скоро в городе другом (Вагон).

2.

Что там мчится и шипит,
И колёсами стучит,
Чу-чу-чу-чу,
Я по рельсам качу. (Поезд)

3.

Полотно, а не дорожка,
Конь, не конь, сороконожка,
По дороге той ползёт,
Весь обоз с собой везёт. (Тепловоз)

Ровненьким шнурочком
На тысячу верст тянутся,
Нигде не затеряются (Рельсы).

Воспитатель предлагает детям карточки для индивидуальной работы. На карточках изображены незаконченные рисунки.

5 станция “Поиграй-ка”

Воспитатель проводит с детьми дидактические игры.

1 игра “Кому, что нужно для работы”

Воспитатель раздает детям карточки с изображением предметов, относящихся к определённой железнодорожной профессии. 4 ребёнка, получают кукол – 4 разных железнодорожных профессий (машинист, путеец, проводница, кассир). Дети, получившие карточки, должны определить, к какой профессии относится их предмет. В итоге игры, дети, сгруппировавшись по профессиям, объясняют свой выбор.

2 игра “Назови слова-действия”

Воспитатель читает стихотворение, дети слушают и называют слова, обозначающие действия.

1. Проводник.

С нами он в вагоне едет,
И в пути за всё в ответе,
Чай и свежее бельё
Пассажирам выдаёт.
Остановки объявляет,
В вагоне чисто подметает,
На колёсах жить привык,
Потому, что - Проводник. (едет, выдаёт, объявляет, подметает)

2. Диспетчер

Поезд стоит, делать нечего,
Но поступила команда диспетчера,
Он дирижёр для железных дорог,
Поезд отправит в назначенный срок.
Его задача развести друг с другом поезда,
Чтоб не столкнулись на пути
Составы никогда. (отправит, развести)

3. Пассажир

В кассе билет я заранее взял,
В точное время пришёл на вокзал,
К поезду вышел на длинный перрон,
Не перепутал, нашёл свой вагон.
Вещи на место в купе положил,
Сел у окна - я теперь пассажир. (взял, пришёл, нашёл, положил, сел)

4. Стрелочник

По рельсам ходят поезда,
Проложен прямо путь,
Но как же поездам тогда
Куда-то повернуть?
На помощь стрелочник придёт,
И рельсы разведёт - сведёт,
Чтобы состав направить,
Налево и направо. (придёт, разведёт, сведёт, направить).

3 игра “Собери паровоз”

Дети делятся на подгруппы. Каждая подгруппа получает конверт с геометрическими фигурами. Задача – собрать изображение паровоза из предлагаемых геометрических фигур.

6 станция “Музыкальная”

Дети исполняют песню “Моя мечта-железная дорога”

Воспитатель подводит итог занятия- путешествия, благодарит детей за активную работу.