Подготовка к сочинению по личным впечатлениям «Идёт волшебница зима».
Цель: подготовиться к написанию сочинения-описания зимней природы.
Задачи:
- опираясь на художественные тексты, музыку, репродукции картин, личные наблюдения учащихся, подготовиться к написанию сочинения;
- работать над умением подчинять высказывание теме, сочинение – плану; развивать монологическую речь, развивать творческое мышление через использование в речи учащимися выразительных средств языка;
- воспитание интереса к писательскому слову, искусству, музыке; стремления ярко и образно выражать собственные мысли в сочинении; развитие речевой культуры обучающихся.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- репродукции картин;
- раздаточный материал (карточки);
- сборники стихов.
План урока.
- Оргмомент.
- Вступительное слово учителя.
- Составление плана сочинения, подготовка рабочих материалов к сочинению.
- Работа с текстом.
- Конкурс-игра «Кто быстрее».
- Знакомство с синквейном.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
- Оценки за урок.
Ход урока
1. Оргмомент.
Представиться.
Ребята, какое у вас сегодня настроение? Не волнуйтесь! Желаю нам всем успешно поработать.
2. Вступительное слово.
Итак, начнём. Звучит музыка из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик». Учитель читает стихотворение.
Разукрасилась зима:
На уборе бахрома
Из прозрачных льдинок,
Звездочек-снежинок.
Вся в алмазах, жемчугах,
В разноцветных огоньках,
Льет вокруг сиянье,
Шепчет заклинанье:
-Лягте, мягкие снега,
На леса и на луга,
Тропы застелите,
Ветви опушите!
На окошках, Дед Мороз,
Разбросай хрустальных роз
Легкие виденья,
Хитрые сплетенья.
Ты, метелица, чуди,
Хороводы заводи,
Взвейся вихрем белым
В поле поседелом!
Спи, земля моя, усни,
Сны волшебные храни:
Жди, в парчу одета,
Нового рассвета!
Ребята, я не случайно начала наш урок волшебной музыкой. Знаете ли вы, кто её автор? Какое настроение, какие чувства пробудила в вас она? А о чём вам рассказали загадочные, сказочные строки стихотворения М.Пожарова?
Действительно, сегодня мы окунёмся в красоту, сказочность, неповторимость зимней природы. И тема нашего урока – Подготовка к сочинению по личным впечатлениям «Идёт волшебница зима».
Слайд №1
Тема урока
-Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Зима! Прекрасное время года, которое привлекает своей таинственностью. О ней слагают песни, пишут стихи и музыку.
Я предлагаю вам создать свою Зимнюю книгу, в которой будут записаны мысли, чувства, ощущения, возникающие у вас.
-Как же нам это сделать? (написать сочинения).
Слайд №2
Цель урока: подготовиться к написанию сочинения-описания зимней природы.
- Каковы же цели нашего урока? (чтобы описание зимней природы было точным и выразительным, мы должны собрать необходимый материал).
Слайд №3
Слова К.Г.Паустовского
Начать бы мне хотелось со слов К.Г.Паустовского: «…Если писатель хорошо видит то, о чём пишет, то самые простые слова действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства, какие писатель хотел ему передать».
- Как вы понимаете эти слова?
- Кто будет являться писателем в нашем случае?
Но, прежде чем написать хорошее сочинение, нам необходимо составить его план.
3. Составление плана сочинения, подготовка рабочих материалов.
Запишите в тетрадях заголовок «План».
Слайд №4
План.
-Как вы думаете, с чего начинается любое сочинение? (вступление).
Итак, первый пункт нашего плана – вступление. Его нужно озаглавить. Для этого давайте подумаем, с чего нужно начать.
-Будем мы в этой части отражать свои наблюдения, впечатления? (нет).
Нужно сказать о зиме как о времени года.
-Что происходит с приходом зимы? (снег, свежий воздух, хорошее настроение, бодрость, зимние забавы).
Слайд №5
План.
1. Зима – любимое время года (снег, свежий воздух, хорошее настроение, бодрость, зимние забавы).
Запишите в тетрадях первый пункт плана: Зима – любимое время года. А в скобках давайте запишем опорные слова, которые помогут вам при написании сочинения.
У каждого человека своя зима. Люди стремятся передать её красоту с помощью звуков, красок, слов. Чудесную музыку Чайковского мы уже слышали. Давайте теперь обратимся к другому виду искусства – живописи. Рассмотрите репродукции картин.
- Нравятся они вам?
-Чем они притягивают нас?
-С помощью чего художник сумел передать своё настроение?
-Какие краски преобладают?
Глядя на такую красоту, невозможно сдержать свои чувства. Вот поэтому настроение природы передают в своих стихотворениях поэты.
-Ребята, какие стихотворения о зиме вы знаете?
-Вспомним стихотворение А.С.Пушкина:
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.
-Какое настроение вызывает у поэта зима?
-Какие иллюстрации вы могли бы нарисовать к этому стихотворению?
-Как называет А.С.Пушкин зиму?
-Какие слова помогают описать так ярко, образно зимний пейзаж?
-А помните стихотворение Фёдора Тютчева:
Чародейкою Зимою,
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой...
-Каков зимний лес у Тютчева?
-Как поэт называет зиму?
-Ребята, а какую зиму вы любите?
-Представьте, что вы оказались в зимнем лесу. Опишите его.
-Какие зимние забавы, игры вы любите?
-Какие чувства вызывает у вас зима?
Итак, второй пункт плана: Я в зимнем лесу.
Слайд №6
2. Я в зимнем лесу.
Запишите его в тетради. А в написании этой части сочинения вам помогут репродукции картин, которые мы рассматривали, музыка, которую слушали; а строки стихотворений вы можете использовать как цитаты.
-Конечно, у нашего сочинения должна быть заключительная часть.
-О чём нужно написать?
-Заключение всегда созвучно вступлению, значит, мы должны сделать вывод.
Итак, третий пункт плана: Зима – прекрасное время года!
Слайд №7
3.Зима – прекрасное время года!
Действительно, прекрасное, ведь сколько всего хорошего мы сказали о ней.
- Перечислите, что замечательное происходит зимой («мороз и солнце», «день чудесный», Новый Год, Рождество, подарки, каникулы).
- Запишите эти слова как опорные для заключительной части.
Слайд №8
Опорные слова
Наш план готов.
4. Работа с текстом.
Чтобы помочь вам интересно написать сочинение, я предлагаю работу с прозаическим текстом. Возьмите карточки голубого цвета. Прочтём текст вслух.
Красив, чудесен русский лес зимою. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Стоишь и любуешься их вершинами, унизанными ожерельями лиловых шишек. С восторгом смотришь, как, весело посвистывая, перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки красногрудых клестов (И.С.Соколов-Микитов).
-Ребята, определите тип речи этого текста (описание).
-Наша задача – найти опорные слова, которые помогут и вам описать зимний лес.
-На слова каких частей речи нам нужно обращать внимание? (существительные + прилагательные, ведь это описание).
-Прочитаем первое предложение.
-Какие слова вам могут пригодиться? Подчеркните их.
-А теперь найдите такие слова во всех остальных предложениях.
Карточки останутся у вас и помогут в написании сочинений.
5. Конкурс-игра «Кто быстрее».
А сейчас я предлагаю вам игру-конкурс «Кто быстрее». Записываю на доске слова лес, снег, деревья. Участники – по три человека с каждого ряда. Это должны быть такие ученики, которые хорошо дружат со словом. Вам нужно подобрать и записать на доске по три прилагательных-определения к своим словам. Победит тот ряд, ученики которого справятся с заданием не только быстро, но и интересно.
-Подведём итоги.
-А теперь внимательно посмотрите на наши прилагательные и назовите орфограммы в словах, над которыми нужно подумать при написании.
6. Знакомство с синквейном.
А теперь, ребята, мы приступаем к самой интересной части урока.
-Любите вы сочинять стихи, пробовали? А я, когда училась в школе, очень любила.
-Но бывают стихи и нерифмованные. Одним из таких является синквейн. Это пятистрочие на определённую тему.
Слайд №9
- Тема (существительное).
- Два прилагательных.
- Три глагола.
- Предложение.
- Ассоциация с темой (существительное).
Возьмите карточки красного цвета. Итак, первая строка – это тема (имя существительное), вторая – два прилагательных, которые характеризуют существительное, третья – три глагола, обозначающие действие, совершаемое предметом, о котором мы пишем, четвёртая – предложение на заданную тему (слова в предложении не должны совпадать с уже записанными словами), пятая – ассоциация с темой (с первой строкой). Пример синквейна на тему «Осень» перед вами. Его написал ученик 6 класса.
Слайд №10
- Осень.
- Солнечная, золотая.
- Украшает, шелестит, радует.
- Осень укрыла землю пёстрым ковром.
- Первое сентября.
А теперь давайте вместе попробуем создать синквейн на тему «Зима».(Дети под музыку пробуют сочинить синквейны, затем зачитывают их).
На слайде пример синквейна о зиме.
- Зима.
- Снежная, холодная.
- Наступила, завьюжила, покрыла.
- Оделся лес в пушистый наряд.
- Новый Год.
Дома своё сочинение вы можете закончить синквейном.
6. Подведение итогов.
Итак, ребята, мы собрали материал к сочинению, составили его план. Не страшно теперь вам писать такую работу?
Я желаю вам удачи!
7. Домашнее задание.
Слайд №11
Написать сочинение, синквейн (по желанию).
Откройте дневники, запишите домашнее задание: написать сочинение, синквейн (по желанию).
8. Оценки за урок.
А теперь оценки за урок!
Благодарю за хорошую работу!