Цель: моделирование и построение воспитательной системы класса, направленной на развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения взаимопомощи и взаимоуважения, уважительно относиться к жизни и ко всему живому, как проявлению жизни.
1. Создание мотивации (побуждения, направленности) сотрудничества.
Постараюсь обеспечить такой опыт взаимодействия, который убедил бы ребят в следующем:
- работать сообща приятно и интересно,
- коллективная работа более эффективна, чем индивидуальная, и позволяет сделать то, с чем невозможно или очень трудно справиться самостоятельно,
- в совместной работе возникают теплые чувства к партнерам и хорошие отношения, которые сохраняются и по ее окончании,
2. Формирование привычки согласовывать личные интересы с интересами других.
Опыт совместной работы со сверстниками позволит детям:
- принять тот факт, что хороший, вызывающий положительные эмоции, результат работы может существенно отличаться от личных первоначальных замыслов,
- почувствовать, что вклад каждого обогащается лептой других участников.
3. Обучение правилам эффективной организации совместной работы.
Например:
- до начала выполнения работы и по ходу ее обсуждались и согласовывались планы,
- знакомились и использовали правила эффективного обсуждения,
- сами распределяли обязанности и средства, используя справедливые и объективные критерии.
4. Развитие эмоциональной сферы.
Учить детей:
- распознавать эмоциональные состояния свои и партнеров, ориентируясь на вербальные и невербальные проявления (жесты, мимику, позу, интонацию),
- адекватными средствами выражать собственные чувства.
Задача-доминанта в период первого года обучения – формирование уважительного отношения к жизни, к себе и ко всему живому как проявление жизни. Задача планирования воспитательной работы состоит в том, чтобы так организовать жизнь коллектива в свободное от уроков время, чтобы учащиеся добровольно и с желанием участвовали в делах класса и школы, учились быть самостоятельными, умели бы оценивать свои возможности и постоянно стремились познать самих себя.
Направление «Здоровье».
Цель направления: Формирование у обучающихся осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре. Пропаганда здорового образа жизни. Обучение приемам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, общей культуры.
1. Обеспечение оптимальных гигиенических условий в классе. Озеленение класса.
2. Организация горячего питания.
3. Осуществляется взаимодействие с учреждением здравоохранения. Профилактические прививки
4. Рациональная организация учебного процесса:
- расписание составлено с согласованием режима образовательного процесса, в полном соответствии с нормами СанПиНА с учетом динамики работоспособности в сочетании со сложностью предмета.
- проведение физкультпауз, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности, на каждом уроке;
- с целью расслабления провожу релаксационные упражнения;
- проведение уроков с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся на основе дифференцированного подхода;
- организация физкультурно-оздоровительной работы в классах (походы, прогулки, экскурсионная работа).
Экскурсии. В гостях у природы. Организация отдыха на свежем воздухе, показать значение прогулок. Воспитание бережного отношения к природе.
Теплая осень позволила проводить динамические паузы на свежем воздухе, что положительно сказалось на сохранении здоровья учащихся. Подвижные игры, беседы, наблюдения за природными изменениями, сбор природного материала для уроков труда, занятия по интересам направлены на воспитание у учащихся умения подчинять свои интересы, свою деятельность интересам коллектива и требованиям учителя.
Поход «Неразлучные друзья – взрослые и дети». Вместе с родителями организовали отдых на природе (мини-футбол, импровизированный концерт, подвижные игры).
5. Просветительно-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности и здорового образа жизни.
Классные часы: «Полезные привычки» (преодоление обучающимися неуверенности в себе), «Режим дня школьника» (значение соблюдения режима дня, составление индивидуального режима дня).
6. Привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению дней Здоровья, спортивных соревнований.
Приняли участие в школьной акции «Я выбираю спорт».
В рамках преемственности ДОУ – школа приняли участие в спортивном празднике «Веселые старты»
7. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье. Элементы игры используются в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников: хлопанье в ладоши, топанье ногами, поднятие руки или сигнальных карточек различного цвета, ответы на «ушко».
8. Включаю в уроки компенсаторно-нейтрализующие приемы здоровьесберегающих образовательных технологий:
- пальчиковая гимнастика – тренировка мелких мышц кисти руки, стимулирует речь, повышает работоспособность,
- оздоровительная дыхательная гимнастика, речевые разминки,
- упражнения для глаз по методике Ковалева.
Направление «Нравственность».
Учить детей понимать смысл человеческого существования, ценность своего Я и ценности существования других людей; поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях, формировать у детей умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
Уроки нравственности. Интерес к другому человеку. Довести до сознания детей, что высшая человеческая радость в общении с другими людьми; прививать учащимся правила эффективного общения; воспитывать уважительное отношение друг к другу; развивать навык коммуникативного общения.
На конкретных примерах систематически приучаю каждого ученика рассматривать своё действие, оценивать свой поступок. Учимся работать в парах и группах. А это нелегко, когда хочется каждому быть командиром, быть ведущим.
Очень трудно пришлось ребятам, которые постигали впервые смысл слов «надо» и «нельзя». Не случайно классные часы «Правила школьника», «Мы теперь не просто дети, мы теперь – ученики», «Уроки вежливости» (Научить применять вежливые слова в жизни; воспитывать вежливость, уважительное отношение к людям, друг к другу, к себе) были посвящены теме «Хочу» и «надо».
Игра для первоклассников – это частица их жизни. Через игру знакомились с правилами дорожного движения. Участвовали в школьном марафоне «Правила дорожного движения» (единый урок). Игра-конкурс «Я не ты, ты не я, ну а вместе мы – друзья». Развивать умение жить в коллективе. Показать значимость товарищества и дружбы в жизни. Вывести главные принципы дружбы.
Приняли участие в акции «Помоги пойти учиться». Помощь Яковлеву В., Никитину В.. Одежда, школьные принадлежности.
Направление «Патриот.
Цель: воспитание любви к родной школе, к отчему краю, формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины.
Задачи:
- расширять знания учащихся о России: ее истории, традициях, культуре, праве и т.д.;
- способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны;
- воспитывать у учащихся любви к своему родному городу и краю как к малой Родине;
- формировать чувство гордости за свою Отчизну;
- воспитывать активную жизненную позицию;
- формировать понятия «гражданин», «гражданский долг».
Праздник «Школа, здравствуй! Это – мы!» Развивать коммуникативные умения; воспитывать доброжелательность по отношению друг к другу, чувство гордости по отношению к школе.
Клуб выходного дня. Поход в лес «Край берёзовый». Организация совместного проведения досуга детей и родителей. Воспитание уважения и гордости к малой родине.
Кл. час «С чего начинается Родина». Продолжение урока по окр. миру. Познакомить учащихся с понятиями “государственные символы страны”. Расширить круг знаний и представлений об истории России. Воспитывать чувство гордости за свою страну.
Конкурс на лучший рисунок «Символы России». Победитель: Шингареев С. и мама.
Приняли участие в школьном празднике «Россия – Родина моя», где нас зачислили в ученики Филимоновской школы. Здесь же были подведены итоги конкурса «Моя малая родина». Победители: Романенко Д., Родычевская Д., Баринова И.
Для своего поселка вместе с одиннадцатиклассниками и депутатами сельского Совета посадили березовую аллею. Всю осень поливали свои деревца.
Приняли участие в школьной акции «Чистый двор», убирали территорию стадиона.
В акции «Подари школе цветок» каждая семья внесла свой вклад.
Поздравили учителей с праздником и были украшением праздничного концерта. Участвовали в праздновании юбилея школы.
В классе провели акцию «Поможем птицам перезимовать». Наши кормушки можно увидеть на школьном дворе. Санитары отвечают за «работой» птичьих столовых. Победители: Ануфриев И., Паршина В., Никитин В.
Помогли украсить елку поселка. 15 человек получат Благодарственное письмо депутатов сельского Совета.
Направление «Интеллект»
Создание условий для продвижения детей в интеллектуальном развитии, формирование интеллектуальной культуры, развитие интереса и любознательности.
Прошли первые олимпиады по математике (победители: Хамайко К., Роженюк Н., Родычевская Д., Романенко Д., Федин А., Коберкова В., призеры – Солодова Е., Ануфриев И.) и по русскому языку (призер – Титова И.).
Лучшие портреты мам «красовались» на выставке в Доме Культуры, а подели из природного материала – на школьной выставке.
Модульный урок. Интеллектуальные игры. Внеклассное занятие по математике. Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
- Развитие образного мышления (ощущение, восприятие, представление).
- Развитие вариативного мышления, творческих способностей, фантазии, воображения, конструктивных умений.
- Развитие речи, умение обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения.
- Формирование умения обдумывать и планировать действия, осуществлять решения, догадываться о результатах и проверять их, строго подчиняться заданным правилам и алгоритмам.
Команда победителей.
Первые шаги проектной деятельности совершают ребята 1 «Б» класса. На уроках окружающего мира демонстрируют собственные презентации (Роженюк Н., Коберкова В., Ануфриев И., Романенко Д.). Интересные работы фотопроекта «Моя семья» представили Корякин Д., Ануфриев И., Паршина В., Солодова Е. и др.
Высокие результаты демонстрируют Титова Иеремия и Романенко Данил. Много интересного дополнительного материала ими приготовлено самостоятельно как для уроков, так и для классных часов. Все работы помещены в уголок «Хочу все знать!»
На занятиях кружка «Узнаем сами» создаем проект «Летопись класса».
Цель: развитие умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности.
Задачи:
- развивать интерес к познавательной деятельности;
- расширять детский кругозор;
- формировать ключевые компетентности;
- стимулирование познавательной активности учащихся;
- способствовать развитию ребёнка, как личности.
Готовим экологический праздник на занятиях кружка «Я расту, я развиваюсь». Обязательно выступим перед ребятами начальной школы и детского сада.
Совсем скоро и первый Всероссийский конкурс «Русский медвежонок». Готовимся.
Полностью текст работы представлен в Приложении 1.
Презентация «Работа с родителями» – Приложение 2.