Химический калейдоскоп

Разделы: Химия


Свои способности человек может узнать,
только попытавшись приложить их.

Сенека Младший

Учебная цель: провести в занимательной форме общественный смотр знаний учащихся VIII – IX классов, проверив сформированность у них практических, предметно – организационных, содержательно – интеллектуальных знаний.

Задачи урока:

  1. Развитие познавательного интереса учащихся к предмету химии.
  2. Обобщение, закрепление и систематизация знаний учащихся.
  3. Развитие умений и навыков при работе с периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева, умений работать в группе.
  4. Совершенствование экспериментальных умений и навыков учащихся, соблюдая правила ТБ.

Оборудование:

  • компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация;
  • 2 химических лотка, стакан большей вместимости, подставка, спички, фарфоровая крышка, лучинка, тигель;
  • репродукция картины К. Брюллова “Гибель Помпеи”, завораживающая музыка, лист бумаги.

Реактивы:

  • свежеприготовленный раствор йодида калия (KI), раствор ацетата свинца (Рb(СН3СОО)2);
  • таблетка сухого горючего, три таблетки норсульфазола, кристаллы дихромата аммония (NH4)2Сr2О7, металлический магний, спирт.

Девиз: “Иметь смелость знать” (Гораций).

Необходимо выбрать 2 команды, чтобы в каждой находились учащиеся 8-х и 9-х классов. Каждая команда придумывает название и эмблему, выбирает капитана. Компетентное жюри оценивает результаты ответов, комментирует их, при этом учитывается не только правильность ответов, но и техника выполнения опытов, соблюдение правил техники безопасности. Итоги каждого конкурса записываются на интерактивной доске. Руководит вечером учитель химии. Он объявляет цель и задачи вечера-конкурса и приглашает принять активное участие во всех конкурсах, представляет членов жюри и капитанов команд. Вместо привычных баллов, команды зарабатывают химы.

I часть. Разминка

За правильный ответ команда получает 5 химов. Если одна из команд не может ответить, то отвечает противоположная команда. В случае неверных ответов двух команд, учитель сам даёт правильный исчерпывающий ответ.

Вопросы для команд:

  1. Алхимики называли семь известных в те времена металлов именами семи “планет”. Именем какой “планеты” назвали золото? а) Луны б) Марса в) Солнца г) Урана.
  2. Положительный полюс источника тока? а) анод б) катод в) диод г) атом.
  3. Какой химический элемент назван по имени древнегреческого мифологического героя?
  4. а) индий б) прометий в) палладий г) плутоний.

  5. Этот элемент – неотъемлемая часть живых организмов, но своим греческим названием он отрицает жизнь. а) сера б) азот в) фосфор г) бор
  6. Какая ядовитая кислота с запахом горького миндаля встречается в растениях, а так же содержится в табачном дыме? а) никотиновая б) синильная в) папиросная г) угольная.
  7. Каким расплавленным металлом можно заморозить воду?
  8. а) свинец б) ртуть в) медь г) серебро.

  9. Какой газ преимущественно содержат атмосферы Венеры и Марса?
  10. а) озон б) кислород в) углекислый г) азот.

  11. Этот химический элемент – неметалл был открыт на Солнце (в спектре солнечной короны) на 13 лет раньше, чем на Земле? а) гелий б) неон в) водород г) аргон
  12. Что не является минеральной краской? а) охра б) каустик в) сурик г) киноварь.
  13. Именем, какого небесного тела алхимики называли серебро?
  14. а) Луны б) Плутона в) Сатурна г) Венеры.

  15. В каких пищевых продуктах содержится много железа?
  16. а) апельсины, лимоны, бананы б) фасоль, горох, яблоки в) какао, соя, гречиха
    г) капуста, морковь, томат.

  17. Название, какого неметалла означает – разрушающий, смертоносный?
    а) фтор б) астат в) хлор г) йод

II часть. “Нахождение неизвестных величин”

На решение задачи отводится 5 минут. За верно выполненное задание – 10 химов.

Задание для 1 команды: Какова масса 2,5 моль оксида углерода (IV) СО2? Какой объём займёт это количество? Сколько молекул будет содержать это количество?

Дано: Решение:
n (СО2)=2,5 моль m = М · n V= Vm · n N = NА · n
Мr (СО2) =12+16·2=44
m (СО2) =? М (СО2) =44г/моль
V (СО2) =? m (СО2) =44г/моль·2,5 моль = 110г
N(СО2) =? V (СО2) =22,4л/моль·2,5моль = 56л
N(СО2) =6·1023·2,5моль = 15·1023 (молекул)

Ответ: m (СО2) =110г; V (СО2) =56л; N(СО2) = 15·1023 (молекул).

Задание для 2 команды: Какое количество вещества содержится в 395г серной кислоты Н2SO4? Сколько молекул будет находиться в этом количестве?

Дано: Решение:
m (Н2SO4)=2,5 моль n = N = NА · n
Мr (Н2SO4) =1·2+32+16·4 = 98
n (Н2SO4) =? М (Н2SO4) =98г/моль
N(Н2SO4) =? n (Н2SO4) =395г:98г/ моль = 4,0306моль
N(Н2SO4) =6·1023·4моль = 24·1023 (молекул)

Ответ: n (Н2SO4) =4,0306моль; N(Н2SO4) = 24·1023 (молекул).

III часть. Игра со зрителями “Знаете ли вы?”

Ведущий: Дорогие зрители! Надеюсь, сейчас мы убедимся, что в классе собрались истинные знатоки и любители химии, которые имеют запас знаний по химии. Итак, начинаем.

Вопросы:

  1. Как можно почистить засаленные манжеты и воротнички курток, пиджаков, пальто?
  2. (Необходимо смочить губку раствором нашатырного спирта и потереть ею загрязнённые жиром места).

  3. Перечислите известные вам кислоты, которые содержатся в пище – фруктах, овощах, молочных продуктах, соусах, приправах и лекарствах. (Яблочная, щавелевая, уксусная, лимонная, аскорбиновая, винная, молочная, масляная...).
  4. Как гранит – символ прочности – может превратиться в труху, из которой потом образуется почва? (Оказывается, под действием кислот, выделяемых лишайниками. Их так и называют – лишайниковые кислоты).
  5. Существует ли в природе асфальтовое озеро? (Да. На острове Тринидад в группе Малых Антильских островов имеется озеро, наполненное не водой, а застывшим асфальтом. Площадь его составляет 45га, а глубина доходит до 90м. Предполагают, что озеро образовалось в кратере вулкана, в который по подземным трещинам проникла нефть. Из него добыты уже миллионы тонн асфальта).
  6. Продолжите фразу: “Бесцветный уголь” – это газ, “Жёлтый уголь” – солнечная энергия, “Зелёный уголь” – растительное топливо, “Синий уголь” – энергия приливов и отливов морей, “Голубой уголь” – движущая сила ветра, “красный уголь” – энергия вулканов.
  7. Верите ли вы в то, что существует масло, дороже золота? (Да. Для приготовления многих сортов духов требуется розовое масло. Оно представляет собой семь душистых веществ, извлекаемых из лепестков розы. Для получения 1кг этого масла необходимо собрать и подвергнуть химической обработке 4-5т лепестков. Розовое масло ценится в три раза дороже золота).

IV часть. “Химическая викторина”

Учитель зачитывает вопросы викторины всем участникам команд, кто первым поднимет руку – тому и предоставляется право первого ответа. За правильный ответ – 5 химов.

Вопросы:

  1. От серебра произошло название одной из стран Южной Америки. Назовите эту страну (Аргентина).
  2. Первый слог названия химического элемента является первым у названия “лунного элемента”; второй является первым у названия металла, открытого М. Склодовской-Кюри; в целом – это (на алхимическом языке “желчь бога Вулкана”). (Селен, радий – сера).
  3. Какой элемент утверждает, что может воду “родить”? (водород).
  4. Какой металл режется ножом, плавает в воде, вспыхивает на ней с взрывом и горит, окрашивая пламя в фиолетовый цвет? (калий).
  5. Какой элемент утверждает, что может кислоту “родить”? (кислород).
  6. Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии гораздо реже болели желудочно-кишечными заболеваниями, чем солдаты. Еда и питьё у них были одинаковые, но вот посуда – разная. Из какого металла была изготовлена посуда офицеров? (серебро).
  7. Какой металл называют металлом неутомимости, потому что пружины, изготовленные из его сплава, могут выдержать до 20 млрд. циклов нагрузки (они практически вечные). (бериллий).
  8. Название, какого металла несёт в себе волшебника? (магний).

V часть. Конкурс капитанов “Битва знатоков”

Учитель зачитывает вопросы викторины капитанам команд, кто первым поднимет руку – тому и предоставляется право первого ответа. За правильный ответ – 5 химов.

Вопросы:

  1. Какое холодное масло, будучи влито в холодную воду, делает её горячей? (Купоросное масло – серная кислота и олеум).
  2. В каких змеях много ртути? (Фараоновых – роданид ртути (II)).
  3. Какой химический элемент носит имя древнегреческого сказочного героя? (Тантал).
  4. Какие простые вещества находятся при обычных условиях в жидком состоянии? (Бром, ртуть).
  5. Как обуглить дерево без огня? (лёд-вода).
  6. Название, какого элемента состоит из названий двух млекопитающих животных? (Мышьяк).
  7. Какую синюю бумагу и как можно моментально окрасить её в красный цвет? (Лакмусовую бумажку – кислотой).
  8. Как, при каких условиях можно сжечь спичкой стальную иглу или перо? (В атмосфере кислорода).
  9. Как получить воду из огня? (При горении водорода).
  10. Какой русский химик был знаменитым музыкантом? (А. П. Бородин,1833-1887).
  11. Как очистить яйцо не разбивая скорлупы? (Опустив в раствор разбавленной кислоты).
  12. Какое молоко не пьют? (известковое).

VI часть. Игра с болельщиками “Занимательная химия”

Ведущий: Друзья! Все мы знаем, что существует множество явлений, объяснение которых лежат на границе удивлений. Разрешите представить вашему вниманию несколько занимательных опытов. Будьте внимательны! За каждый правильный ответ, вы можете заработать для своей команды до 5 химов.

Опыт 1. “Превращение воды в золото”

(Все необходимые реактивы находятся в химическом лотке. Помощники, или члены команд, могут продемонстрировать данные опыты, соблюдая правила ТБ!).

Ведущий: Алхимики пытались превратить металлы в золото. Цари и короли держали во дворцах алхимиков, чтобы они получали для них золото. Предложите известный вам способ получения золота.

В одном стакане находится свежеприготовленный раствор йодида калия (KI), а в другом раствор ацетата свинца (Рb(СН3СОО)2). Оба раствора выливают в стакан большей вместимости. Происходит выпадение осадка йодида свинца РbI2 ярко-жёлтого цвета.

Но алхимикам так и не удалось превратить металлы в золото, поэтому алхимию запретили во многих странах. Людей, которые занимались алхимическими исследованиями, обвиняли в колдовстве и сжигали на кострах.

Опыт 2. “Фараоновы змеи”

Ведущий: Многие из вас любят сказки и фантастику. Представьте, что вы – режиссёр одной из сказок, и вам необходимо появление такого кадра, как рождение из кокона Змея Горыныча. Как бы вы провели это чудо-превращение?

Перед опытом измельчить таблетку сухого горючего и выложить её горкой на подставку. Сверху на горючее положите три таблетки норсульфазола. Как только будет необходимо появление сказочного героя Змея Горыныча, подожгите сухое горючее. Металлическим стержнем поправляйте выползающих “змей”. После окончания опыта огонь погасить, закрыв сухое горючее фарфоровой крышкой.

Ведущий:

В заключение нашей встречи, пока жюри подводят итоги, я покажу опыт, который называется “Вулкан”. Вы, конечно, знаете, какое это грандиозное зрелище – извержение вулкана. В древности вулкан Везувий засыпал город Помпеи. В это время на экране демонстрируется репродукция картины К. Брюллова “Гибель Помпеи”, звучит завораживающая музыка.

В тигель насыпают горкой кристаллы дихромата аммония (NH4)2Сr2О7 смешанный с металлическим магнием (в центре холмик смачивают спиртом). Под подставку кладут большой лист бумаги для сбора “вулканического пепла” Сr2О3. Зажигают “вулкан” горящей лучиной. Реакция экзотермическая, протекает бурно, вместе с азотом вылетают раскалённые частички оксида хрома (III) и горящего магния. Великолепное зрелище!

Подведение итогов и награждение

Ведущий:

Вот и подошёл к концу наш вечер. Пришло время для подведения итогов. Не правда ли, наши ученики сейчас – совсем другие, чем тогда, когда они переступили порог кабинета химии? Они мыслили, запоминали, ошибались и успешно продвигались вперёд, обсуждая разные вопросы. Всё это им было интересно. И заметно для нас они научились самостоятельно мыслить, что не может не радовать сердце учителя.

Жюри по наибольшей сумме набранных химов определяет команду победительницу, которую награждают дипломами I степени. Вторая команда награждается дипломами II степени. По итогам вечера активные ученики награждаются медалями “Юный химик”.

Благодарим за участие! До скорой встречи, друзья!