Слайд 1. Презентация
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Трудности в произношении часто влияют на самооценку ребенка и его положение в детском коллективе. Плохо говорящие дети постепенно начинают осознавать свой недостаток, тогда становятся молчаливыми, застенчивыми, необщительными.
Фонетические и фонетико-фонематические нарушения речи иногда с трудом поддаются коррекции. Автоматизация поставленных звуков часто носит длительный характер. Для поддержания интереса и повышения эффективности коррекции необходимы разнообразие форм работы с детьми и большая вариативность материала.
Игра – основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Через неё он познаёт окружающий мир, овладевает родным языком. Правильно и интересно организованная игра способствует не только развитию и исправлению речи, но и развитию личности в целом. В процессе игры снимается чувство ущемленности, скованности, преодолевается застенчивость, которые свойственны детям с нарушением речи. Во время игры у этих детей развивается инициативность.
В игре ребёнок естественным образом обучается, решая коррекционные, образовательные и воспитательные задачи. Этому способствует и положительный эмоциональный фон игры.
Я решила объединить процесс автоматизации звуков, зачастую длительный и однообразный, с игрой.
Готовых игр, развивающих артикуляционную моторику, практически нет. И я решила сама создать такие игры по типу знакомых и любимых детьми игр: домино, лото. В играх использовала предметные картинки из детских книг и журналов, из игр.
Слайд 2
Основная цель этих игр – автоматизация и дифференциация поставленных звуков. В разных играх автоматизация и дифференциация звуков осуществляется на разных этапах: в словах, словосочетаниях, предложениях или в связной речи.
Параллельно в каждой игре решаются дополнительные задачи речевого развития: развитие фонематического слуха (фонематического анализа, фонематических представлений), совершенствование грамматического строя речи, закрепление словаря, развитие связной речи. И, кроме того, достигаются общеразвивающие цели: развитие зрительного восприятия, мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения), воображения, фантазии, умения взаимодействовать.
Вот некоторые из них.
Слайд 3
Игра “Карусель”
Представляет собой схематичное изображение карусели из картона (круг с вырезанными по периметру полукругами) и предметные картинки на картонных кружках – “пассажиры карусели”. Картинки подбираются с учётом наличия определённых звуков в названиях изображений на них, причём этот звук встречается в словах в разных типах слогов и с разным местоположением в слове.
Слайд 4
Основная цель игры: автоматизация поставленного звука в слове (или в предложении), а после и дифференциация поставленных звуков.
Если произношение определённого звука закрепляется в слове, ребёнок должен подобрать “пассажиров” с заданным звуком и назвать их.
Если звук автоматизируется в предложении, то, в зависимости от того, какой звук, логопед даёт образец ответа.
Слайд 5
При закреплении произношения звука [З]:
- Я прокачу на карусели … (знамя, арбуз, незабудку, кузнечика и т.д.)
Дополнительно решается задача развития фонематического анализа: на фоне слова, если требуется подобрать картинки с наличием определённого звука в названии среди множества различных;
нахождение места звука в слове (подобрать “пассажиров” и определить место звука - в начале, середине или конце слова).
Дополнительным заданием в игре может быть придумывание предложения со словом – названием картинки, что способствует развитию связной речи ребёнка.
Слайд 6
Звуковое домино
Могут быть составлены на совершенствование любых звуков, причём картинки можно рисовать (или наклеивать), не связывая их какой-то общей темой. Единственным объединяющим моментом может быть наличие необходимого звука, а можно связать их обобщающим понятием.
Слайд 7
Например, при автоматизации звука [Р]: грядка, репа, картофель, морковь, помидор, огурец, редис.
При закреплении произношения звука в предложениях ребёнок говорит:
- На картинке нарисованы зелёный огурец и красный помидор. И т.п..
Например, при автоматизации звука [Ш], [Ж] подобраны картинки с изображением одежды: шапка, варежки, пиджак, шуба, рубашка, шарф.
Если звук автоматизируется в словах, то при игре просто называются картинки.
Если цель: автоматизация звука в словосочетаниях, то дети называют: меховая шапка, широкий шарф, синие варежки, шелковая рубашка, коричневая шуба. Определения дети находят сами с помощью наводящих вопросов логопеда перед началом игры:
- Рубашка из шёлка - какая?
- Варежка из кожи - какая?
- Шапка, какого цвета?
- Шуба какого цвета? И т.п.
При автоматизации и дифференциации звуков [С], [Ц] я создала домино на тему “посуда”: самовар, большая и маленькая тарелка, кружка, сковорода, ведро.
Дети подбирали словосочетания: железная сковорода, старый самовар, фарфоровое блюдце, зелёное ведро.
Если произношение звуков закрепляется в предложениях, то они произносят:
- Я поставил зелёное ведро и фарфоровую тарелку. И т.д..
В этих играх помимо основной задачи совершенствования артикуляционной моторики совершенствуется грамматическая сторона речи: дети образуют относительные прилагательные; согласуют прилагательные с существительными в роде.
Слайд 8
Игровое упражнение “Что лишнее?”
На отдельных карточках наклеены изображения предметов, животных.
Основная цель этого упражнения: автоматизация шипящих звуков [Ш], [Ж] в связной речи.
Слайд 9
Например: лягушка, кошка, медвежонок, ёж.
На вопрос: “Что ты видишь?” ребёнок отвечает:
- Я вижу … (и перечисляет картинки, изображённые на карточке).
- Что лишнее?
- Лишняя кошка, потому что она – домашнее животное, а ёж, лягушка и медвежонок – дикие животные.
А может ответить:
Ещё один вариант ответа ребёнка:
- Лишняя лягушка, потому что она живёт в болоте, а ёж, медвежонок и кошка живут на суше. И т.п.
Слайд 10
Ребёнок сам выбирает признак обобщения, а в каждом задании их несколько. Поэтому это упражнение можно проводить не один раз.
Кроме цели развития артикуляционной моторики это упражнение способствует закреплению умения составлять сложноподчинённое предложение с союзом потому что, развивает мыслительные операции анализа, синтеза и обобщения.
Это упражнение можно проводить и в словесной форме.
Слайд 11
“Запомни, повтори, назови лишнее”
Логопед называет четыре слова. Ребёнок должен запомнить, правильно произнести эти слова, определить обобщающий признак и назвать лишнее слово. Поскольку это задание даётся без наглядной опоры, на слух, то критерий обобщения один.
“Запомни, повтори, продолжай”
Ребёнок запоминает, произносит, улавливает на слух обобщающий признак и добавляет свои подходящие слова.
Например: груша, виноград, хурма, персик,…
Дети называют эти слова и добавляют свои, обозначающие фрукты.
В этом упражнении кроме основной цели автоматизации звука [Р] в словах, развиваются слухоречевая память и мыслительные операции.
Слайд 12
Игровой приём: составление рассказа по нескольким предметным картинкам.
Слайд 13
Подбирается несколько (3–5) картинок, обозначающих слова с определённым звуком. Например: слон, самовар, капуста, носки, самолёт. Нужно связать эти слова в небольшом рассказе. При этом оговаривается, что все персонажи сказочные, неодушевлённые предметы могут быть живыми, двигаться, разговаривать и т.п.
Слайд 14
Ребёнок автоматизирует поставленный звук в связной речи - в творческом рассказе. Параллельно развивается воображение, фантазия, связная речь.
Например, при автоматизации звука [Ш] ребёнку предлагались картинки: матрёшка, карандаш, петушок, вишня. Он сначала называет все картинки, затем, подумав, пытается объединить их в рассказ, раскладывая картинки по порядку.
Вот один из рассказов.
Петушок вышел из дома погулять. Он захотел есть, нашёл вишню и стал её клевать. Потом он гулял, ушёл далеко от дома в лес и заблудился. Вдруг он увидел избушку. Там жили матрёшки. Он им сказал, что он заблудился. Матрёшки взяли карандаш и нарисовали карту. И дали петушку. Петушок по карте нашёл свой дом и пришёл домой.
На автоматизацию звука [С] были предложены картинки: самолёт, слон, лес, кастрюля. Один из рассказов детей.
Один раз слон собрался в лес. А лес был далеко. Он сел в самолёт и полетел. Потом самолёт приземлился в лесу. Все вышли. И слон вышел. Он увидел горку и захотел покататься. Он забыл в самолёте свою ледянку и вернулся, чтобы забрать её. Потом он катался с другими зверями с горки на ледянке. Потом он со своим другом слоном играл в снежки и валялся в сугробе. Потом он собрался домой и опять сел в самолёт. Слон захотел есть. Его в самолёте кормили гороховым супом прямо из кастрюли. Потом он прилетел и пошёл к себе домой.
При использовании этих игр я наблюдаю, что учебный процесс проходит в увлекательной (часто, азартной) форме и с каким удовольствием играют дети. При этом автоматизация поставленных звуков в игре осуществляется в более сложной речевой ситуации, чем при повторении определённых слов и фраз за логопедом или воспроизведении заученных стихотворений или рассказов. Так как в игре ребёнок вынужден распределять своё внимание между контролем за правильным звукопроизношением, выполнением игровых действий и правил, работой воображения, построением самостоятельных речевых высказываний, подбором слов, грамматическим оформлением речи и выполнением мыслительных операций.
Это сказывается на результатах работы. Помимо успешного достижения основных логопедических целей игры способствуют решению и других задач речевого развития и совершенствования разнообразных психических процессов ребёнка. Их использование повышает интерес к логопедическим занятиям, формирует положительный эмоциональный настрой.
Эти игры могут использоваться и воспитателями детского сада и родителями при закреплении соответствующих навыков. Многие из этих игр целесообразно использовать несколько раз, так как ребёнок каждый следующий раз находит новое решение задачи, или придумывает новый сюжет, или по-новому пытается составить речевое высказывание.
Слайд 15