Цели:
Тип урока: урок открытия нового знания.
Оборудование:
- учебник математики 1 класс, автор Рудницкая В.Н.;
- рабочая тетрадь №1 Математика, автор Рудницкая В.Н.;
- мультимедийный аппарат;
- презентация к уроку;
- индивидуальные нетбуки;
- карточки 1-4 варианты.
Ход урока
Организационный момент. (Слайд 1)
- Доброе утро! Посмотрите, ребята, друг на друга, улыбнитесь своему соседу или соседке и пожелайте удачи! Долгожданный дан звонок! Начинается урок!
- Девиз нашего урока: “Кто думает, тот всегда додумается!”. (Слайд 2)
Звукотерапия.
- Садитесь удобнее. Прежде чем приступить к работе, мы с вами вначале настроимся на рабочий лад при помощи звуков. Руки положите на свои коленочки, закройте глазки. Произнесите звуки так долго, пока я не назову вам следующую.
Н – активизация мыслительной деятельности.
О, А – настрой на работу.
Актуализация знаний.
Работа с нетбуками. (Академия младшего школьника. Состав числа 10).
А мы начнем, наверное, с самого приятного – это работа с нетбуками. Сегодня мы усложняем нашу работу. На прошлом уроке мы остановились на составе числа 10 в третьем подъезде числового дома. Но не все смогли пройти до самого верхнего этажа подъезда и включить в нем свет. Значит, кто не получил грамоту на прошлом уроке, они возвращаются в состав числа 10 в 3-й подъезд (№62) и постараются включить свет и получить грамоту. А другие усложняют свою работу и переходят сразу на два: на 2-й и 3-й (№63) подъезды. Сразу договариваемся, что на эту работу вам отводится только 2 минуты. При получении грамоты за быструю и верно выполненную работу, вы показываете мне ее и выходите из академии младшего школьника.
№1. Группировка предметов. (Слайд 3)
- Молодцы! Вы замечательно справились с работой! И мы продолжим работу над числами. Посмотрите на примеры и скажите, на какие группы можно разложить примеры? (На сложение и вычитание).
- Прочитайте примеры разными способами.
№2. Сравнение предметов. (Слайд 4)
- Теперь усложняем нашу работу. Посмотрите на данные примеры и скажите, чем похожи эти примеры?
- А чем отличаются? (Один пример на сложение, а другой на вычитание).
- А чем отличается сложение от вычитания? (Одно число увеличивается, а другое – уменьшается).
- Какой вывод можно сделать? (При сложении число увеличивается, а при вычитании – уменьшается).
- Что нужно исправить в задачах?
- А при решении задач может происходить то же самое?
- Из каких частей состоит задача? (Из условия и вопроса).
- Внимательно прослушайте мои задачи и скажите, что нужно исправить в задаче?
- У девочки 7 шариков. Один шарик лопнул, девочка заплакала.
- В детском саду 8 резиновых мячей. Один мяч упал и разбился. Сколько мячей осталось?
- Бабушка испекла 8 пирожков. Несколько пирожков съели. Сколько пирожков осталось?
Физминутка.
Спортивно-арифметический диктант.
- Мы будем сейчас с вами решать примеры. Только числа не будем записывать, а выполнять их упражнениями. Ответ, который вы получите, решив пример, вам подскажет, сколько раз надо выполнить упражнение.
1. Наклоны вперед 9-2.
2. Выпады вперед 7-2.
3. Рывки руками вверх-вниз 10-5.
4. Наклоны в сторону 6+2.
5. Подтягивание 5+1.
6. Приседания 4+2.
Создание проблемной ситуации.
- Ребята, а в жизни вам приходится складывать и вычитать? А в каких ситуациях?
- Да, конечно, мы в жизни всегда встречаемся с задачами. Например, в магазине. (Слайд 5). Давайте вместе с Ирой отправимся в магазин и попробуем составить задачи. Ира купила мороженое и шоколадку. Какой вопрос нужно задать, чтобы она решилась сложением?
- А какой вопрос нужно задать, чтобы задача решалась вычитанием?
- Посмотрите еще раз на слайд и скажите, одинаковое ли условие у задач, которые мы составили? А вопросы задач были одинаковые?
- От чего же зависел выбор действия в решении этих задач? (От вопроса).
- Предположите, какая тема урока?
- Да, ребята, мы научимся отличать задачи, которые решаются сложением от задач, которые решаются вычитанием.
(Слайд 6)
- Прочитайте две задачи и скажите, какую из них нужно решить сложением, а какую – вычитанием.
- Как отличить задачу на сложение от задачи на вычитание?
- А когда же надо складывать, а когда отнимать?
(Дети выдвигают свои гипотезы)
- Я не знаю, какое из ваших мнений правильное. Как же мы будем проверять?
(Сравнивать задачи!)
Сравнительный анализ задачи.
- Еще раз прочитайте первую задачу. Решите. Какое слово помогло вам выбрать действие? (Всего).
- Прочитайте вторую задачу. Решите. Какое слово помогло сейчас вам выбрать действие? (Осталось).
(Слайд 7)
- А где эти слова находятся? В условии задачи или в вопросе?
- Давайте попробуем сделать вывод: Скажите еще раз, какие слова встречаются в задачах на сложение, а какие на вычитание.
- А где эти слова находятся? (В вопросах).
+ | - |
Всего | Осталось |
На… больше | Завяло |
Было | На… меньше |
Старше | Взяли |
Стало, выше, дальше, длиннее | Ниже, короче, уже |
Практическая работа (парная работа).
- А теперь мы поработаем в паре со своим соседом. У вас на каждой парте лежит карточка. У кого-то карточка №1, у другого №2, 3. В этой карточке по две задачи. Мы договариваемся с вами работать следующим образом. Внимательно прочитайте первую задачу, обсудите со своим соседом, каким действием её нужно решать, найдите слова, которые помогли вам сделать правильный выбор и отметьте в кружочке знак действия + или - . На эту работу вам дается 3 минуты.
Проверка.
- У кого карточка №1? Отвечать нужно красивым математическим языком. (Мы решили задачу сложением, поставили знак +. Нам помогло слово “на 2 больше”).
Одновременно дополняется памятка на слайде.
- А какие слова еще можно добавить в эту памятку?
- А для чего мы вывели эту памятку? Нужна ли она нам?
Закрепление.
№4 в рабочей тетради.
- А теперь попробуем, используя эту памятку, самостоятельно вставить нужные знаки действия.
- Откройте рабочую тетрадь на стр. 57. Прочитайте задание. Что нужно сделать? На выполнение этой работы дается 2 минуты.
- Оцените свою работу самостоятельно при помощи пасты зеленого цвета. Если вы поставили себе все 3 плюса, значит, у вас 3 балла; 2 плюса – 2 балла, 1-1 балл.
- Какие слова вам помогли выбрать нужное действие?
- Где они находились: в условии или в вопросе задачи?
Итог.
- Чему мы научились на уроке?
- Справились ли мы с этим заданием?
- Как же отличить задачи? (По словам).
- Какие действия нам помогают выбрать верный знак действия?
Рефлексия
- Давайте оценим свою работу на уроке. У вас на парте смайлики. Выберите тот смайлик: 1. Я все понял, смогу справится самостоятельно.
2. Я все понял, но у меня еще остались вопросы по теме.
3. Я мало что понял. Мне нужно объяснить еще раз.
Спасибо за урок! Вы молодцы.
P.S.
Дополните задачу.
- Почтальон Печкин принес 4 письма Шарику и 5 писем Матроскину.
- Шарик снял с одной грядки 3 огурца, а другой – на 2 больше.