Складываем и вычитаем числа. Решение задач на сложение и вычитание

Разделы: Математика, Начальная школа


Цели:

  • cоздать условия для знакомства с отличительными характеристиками задач. Составление памятки по решению задач на сложение и вычитание. Совершенствовать вычислительные навыки в пределах 10.
  • Способствовать развитию логического мышления: умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, делать выводы. Формировать гибкость ума.
  • Воспитывать умение работать в паре. Способствовать воспитанию у учащихся чувства взаимопомощи, привитию интереса к предмету, культуры речи.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование:

  • учебник математики 1 класс, автор Рудницкая В.Н.;
  • рабочая тетрадь №1 Математика, автор Рудницкая В.Н.;
  • мультимедийный аппарат;
  • презентация к уроку;
  • индивидуальные нетбуки;
  • карточки 1-4 варианты.

Ход урока

Организационный момент. (Слайд 1)

- Доброе утро! Посмотрите, ребята, друг на друга, улыбнитесь своему соседу или соседке и пожелайте удачи! Долгожданный дан звонок! Начинается урок!

- Девиз нашего урока: “Кто думает, тот всегда додумается!”. (Слайд 2)

Звукотерапия.

- Садитесь удобнее. Прежде чем приступить к работе, мы с вами вначале настроимся на рабочий лад при помощи звуков. Руки положите на свои коленочки, закройте глазки. Произнесите звуки так долго, пока я не назову вам следующую.

Н – активизация мыслительной деятельности.

О, А – настрой на работу.

Актуализация знаний.

Работа с нетбуками. (Академия младшего школьника. Состав числа 10).

А мы начнем, наверное, с самого приятного – это работа с нетбуками. Сегодня мы усложняем нашу работу. На прошлом уроке мы остановились на составе числа 10 в третьем подъезде числового дома. Но не все смогли пройти до самого верхнего этажа подъезда и включить в нем свет. Значит, кто не получил грамоту на прошлом уроке, они возвращаются в состав числа 10 в 3-й подъезд (№62) и постараются включить свет и получить грамоту. А другие усложняют свою работу и переходят сразу на два: на 2-й и 3-й (№63) подъезды. Сразу договариваемся, что на эту работу вам отводится только 2 минуты. При получении грамоты за быструю и верно выполненную работу, вы показываете мне ее и выходите из академии младшего школьника.

№1. Группировка предметов. (Слайд 3)

- Молодцы! Вы замечательно справились с работой! И мы продолжим работу над числами. Посмотрите на примеры и скажите, на какие группы можно разложить примеры? (На сложение и вычитание).

- Прочитайте примеры разными способами.

№2. Сравнение предметов. (Слайд 4)

- Теперь усложняем нашу работу. Посмотрите на данные примеры и скажите, чем похожи эти примеры?

- А чем отличаются? (Один пример на сложение, а другой на вычитание).

- А чем отличается сложение от вычитания? (Одно число увеличивается, а другое – уменьшается).

- Какой вывод можно сделать? (При сложении число увеличивается, а при вычитании – уменьшается).

- Что нужно исправить в задачах?

- А при решении задач может происходить то же самое?

- Из каких частей состоит задача? (Из условия и вопроса).

- Внимательно прослушайте мои задачи и скажите, что нужно исправить в задаче?

  • У девочки 7 шариков. Один шарик лопнул, девочка заплакала.
  • В детском саду 8 резиновых мячей. Один мяч упал и разбился. Сколько мячей осталось?
  • Бабушка испекла 8 пирожков. Несколько пирожков съели. Сколько пирожков осталось?

Физминутка.

Спортивно-арифметический диктант.

- Мы будем сейчас с вами решать примеры. Только числа не будем записывать, а выполнять их упражнениями. Ответ, который вы получите, решив пример, вам подскажет, сколько раз надо выполнить упражнение.

1. Наклоны вперед 9-2.

2. Выпады вперед 7-2.

3. Рывки руками вверх-вниз 10-5.

4. Наклоны в сторону 6+2.

5. Подтягивание 5+1.

6. Приседания 4+2.

Создание проблемной ситуации.

- Ребята, а в жизни вам приходится складывать и вычитать? А в каких ситуациях?

- Да, конечно, мы в жизни всегда встречаемся с задачами. Например, в магазине. (Слайд 5). Давайте вместе с Ирой отправимся в магазин и попробуем составить задачи. Ира купила мороженое и шоколадку. Какой вопрос нужно задать, чтобы она решилась сложением?

- А какой вопрос нужно задать, чтобы задача решалась вычитанием?

- Посмотрите еще раз на слайд и скажите, одинаковое ли условие у задач, которые мы составили? А вопросы задач были одинаковые?

- От чего же зависел выбор действия в решении этих задач? (От вопроса).

- Предположите, какая тема урока?

- Да, ребята, мы научимся отличать задачи, которые решаются сложением от задач, которые решаются вычитанием.

(Слайд 6)

- Прочитайте две задачи и скажите, какую из них нужно решить сложением, а какую – вычитанием.

- Как отличить задачу на сложение от задачи на вычитание?

- А когда же надо складывать, а когда отнимать?

(Дети выдвигают свои гипотезы)

- Я не знаю, какое из ваших мнений правильное. Как же мы будем проверять?

(Сравнивать задачи!)

Сравнительный анализ задачи.

- Еще раз прочитайте первую задачу. Решите. Какое слово помогло вам выбрать действие? (Всего).

- Прочитайте вторую задачу. Решите. Какое слово помогло сейчас вам выбрать действие? (Осталось).

(Слайд 7)

- А где эти слова находятся? В условии задачи или в вопросе?

- Давайте попробуем сделать вывод: Скажите еще раз, какие слова встречаются в задачах на сложение, а какие на вычитание.

- А где эти слова находятся? (В вопросах).

+ -
Всего Осталось
На… больше Завяло
Было На… меньше
Старше Взяли
Стало, выше, дальше, длиннее Ниже, короче, уже

Практическая работа (парная работа).

- А теперь мы поработаем в паре со своим соседом. У вас на каждой парте лежит карточка. У кого-то карточка №1, у другого №2, 3. В этой карточке по две задачи. Мы договариваемся с вами работать следующим образом. Внимательно прочитайте первую задачу, обсудите со своим соседом, каким действием её нужно решать, найдите слова, которые помогли вам сделать правильный выбор и отметьте в кружочке знак действия + или - . На эту работу вам дается 3 минуты.

Проверка.

- У кого карточка №1? Отвечать нужно красивым математическим языком. (Мы решили задачу сложением, поставили знак +. Нам помогло слово “на 2 больше”).

Одновременно дополняется памятка на слайде.

- А какие слова еще можно добавить в эту памятку?

- А для чего мы вывели эту памятку? Нужна ли она нам?

Закрепление.

№4 в рабочей тетради.

- А теперь попробуем, используя эту памятку, самостоятельно вставить нужные знаки действия.

- Откройте рабочую тетрадь на стр. 57. Прочитайте задание. Что нужно сделать? На выполнение этой работы дается 2 минуты.

- Оцените свою работу самостоятельно при помощи пасты зеленого цвета. Если вы поставили себе все 3 плюса, значит, у вас 3 балла; 2 плюса – 2 балла, 1-1 балл.

- Какие слова вам помогли выбрать нужное действие?

- Где они находились: в условии или в вопросе задачи?

Итог.

- Чему мы научились на уроке?

- Справились ли мы с этим заданием?

- Как же отличить задачи? (По словам).

- Какие действия нам помогают выбрать верный знак действия?

Рефлексия

- Давайте оценим свою работу на уроке. У вас на парте смайлики. Выберите тот смайлик: 1. Я все понял, смогу справится самостоятельно.

2. Я все понял, но у меня еще остались вопросы по теме.

3. Я мало что понял. Мне нужно объяснить еще раз.

Спасибо за урок! Вы молодцы.

P.S.

Дополните задачу.

  • Почтальон Печкин принес 4 письма Шарику и 5 писем Матроскину.
  • Шарик снял с одной грядки 3 огурца, а другой – на 2 больше.