Задачи урока: познакомить детей с формой и движением Земли, с глобусом как моделью Земли; уметь доказывать выдвигаемые предположения; продолжить обучение моделированию.
Планируемые достижения учащихся: усвоить, что Земля имеет форму шара, что глобус — модель Земли; научиться приводить простейшие доказательства шарообразности нашей планеты.
Оборудование. У учителя — таблица “ЗУН”, 2 синих круга, модели материков, динамическая модель с корабликом для доказательства шарообразности Земли; глобус; у учащихся — пластилин, глобус.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель:
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
II. Сообщение темы урока. (Постановка проблемы)
Учитель: Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие по планете. Интересно, а что вы знаете о планете? (Обсуждение в парах, затем заполнение 1 столбика таблицы на доске)
На доске таблица.
Знаю | Хочу узнать | Узнал | |
Название нашей планеты | |||
Форма | |||
Движение | |||
Размер | |||
Глобус | |||
Другое |
Учитель: Все вместе мы живем на одной большой планете. Кто знает, как она называется?
Дети: Земля.
Учитель: А что бы вы хотели узнать о планете? (Заполнение 2 столбика таблицы.)
Интересно, на что похожа наша планета? (Дети свободно высказываются.)
III. Работа по теме
После этого учитель демонстрирует большое плоское блюдо и мяч. (Слайд 1. Презентация)
Учитель: “Когда мы смотрим в окно, Земля кажется нам плоской, как это блюдо. Представьте, что на нем расположились дома, деревья, целые города и страны, люди и животные. Но некоторые из вас, ребята, сказали, что Земля похожа на мяч, то есть имеет форму шара. Кто же прав? Если Земля плоская, значит, можно идти-идти по ней и в конце концов дойти до края Земли… Но пока никому из людей это не удавалось… А если Земля имеет форму шара, значит, многие люди ходят по ней вверх ногами…”. Чтобы ответить на вопрос, давайте посмотрим в учебник.
Работа по учебнику.
Учитель: В давние времена люди считали, что Земля плоская и имеет форму круга, который лежит на спинах огромных сильных животных, например китов или слонов. (Слайд 2)
- Другие представляли Землю в виде горы, которая окружена со всех сторон морем, а на море, как опрокинутая чаша, опирается небесный свод. (Слайд 3)
Учитель: Рассмотрите рисунки на стр. 48 учебника (вверху) и скажите: “На каком из них показана плоская Земля, а на каком шарообразная? Какое же изображение правильное?”
Учитель: Какое же изображение правильное? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрите рисунок, на котором изображены корабли.
Это наблюдение люди сделали еще в древности. Оно доказывает, какую форму имеет Земля. (Ответы детей) Дети пробуют объяснить рисунок. С помощью динамической модели учитель демонстрирует суть этого доказательства, предлагает 1—2 учащимся повторить его.
Учитель: Рассмотрим в учебнике соседний рисунок. В наши дни, когда люди запустили в космос космические корабли, космонавты своими глазами увидели, что Земля имеет форму шара. Слайды №4-5. Космос
Учитель: Что вы можете сказать об увиденном? (Ответы детей)
Физминутка
- Как живешь?
- Вот так.
- Как идешь?
- А бежишь?
- Ночью спишь?
- Как берешь?
- А даешь?
- Как молчишь?
- А грозишь?
- А сидишь?
IV. Практическая работа. (Лепка из пластилина модели Земли)
Учитель: Наша планета самая красивая, она похожа на прекрасный голубой драгоценный камень.
- А как вы думаете, почему наша земля из космоса видна в голубом цвете?
Дети: Так как на Земле есть огромные моря и океаны.
(Слайды 6)
Учитель: А как показать сушу?
Дети: Зеленым, желтым, коричневым цветами.
Учитель: Верно, но мы не знаем, как расположена суша на земле.
Люди это давно изучили и создали глобус - модель Земли.
(Учитель показывает глобус. Слайд 7)
Учитель: Найдите воду, сушу.
(Дети находят на глобусе моря, океаны, материки)
(Учитель составляет модель на доске, прикрепляя к голубому кругу материки)
После завершения работы учитель спрашивает: “На что же похожа наша планета — на блюдо или на мяч?”.
Учитель: “Итак, Земля имеет форму шара. Мы этого не замечаем, потому что земной шар очень велик. Кстати, многие люди действительно ходят по нему вверх ногами, но не замечают этого. Их, как и все на Земле, удерживает земное притяжение. Шарообразная форма нашей планеты объясняет, почему людям никогда не удавалось добраться до края Земли. У нее нет края. Зато люди могут совершать кругосветные путешествия: обогнув Землю, возвращаться в то же место”.
Далее дети рассматривают в учебнике (с. 38) изображение Черепахи, говорят, что она держит в лапке глобус; учитель читает вслух слова Черепахи.
Физминутка. (Вращение планеты Земля вокруг Солнца (учитель) и вокруг своей оси (ученики вращаются вокруг себя))
V. Творческая работа
Работа в рабочей тетради с.33 (1 и 2 задания).
Учитель: Пользуясь моделью Земли, разукрасьте рисунок в тетради.
Учитель: Давайте подведём итоги урока и заполним 3 столбик нашей таблицы.
- Итак, какую Форму имеет Земля?
- Что такое глобус? (Ответы детей)
(Если останется время)
Загадки
Учитель: Отгадайте загадки.
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что она - большущий шар. (Земля)
На ноге стоит одной,
Кружит - вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус)