Занятие по обучению грамоте. Тема:"Буква Ш, согласный звук [ш]"

Разделы: Начальная школа, Логопедия


Цели.

Коррекционно-образовательные:

  • познакомить детей с согласным звуком и буквой Ш;
  • активизация словарного запаса;
  • упражнять в анализе слов и предложений;

Коррекционно-развивающие:

  • развитие речи, познавательной активности;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
  • развивать фонематический слух, внимание, память;

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать у детей самоконтроль за поставленными звуками;
  • воспитание нравственных качеств: доброты, чувства коллективизма (умение дружить);
  • воспитывать умение выслушивать ответы товарища.

Оборудование: зеркала, картинки на звукоподражания, предметные картинки, в названии которых присутствует звук Ш, магнитный конструктор; дидактическая игра “Логопедическая ромашка”, цветные карандаши, фломастеры.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Сядет тот, кто договорит слово, прибавив слог ША, и повторит слово полностью:

Гру…(ша)

Ка …(ша)

Кры…(ша)

Лап…(ша)

Кало…(ша)

Ча …(ша)

Афи…(ша)

Зам…(ша)

II. Постановка цели и задачи занятия. Объявление темы занятия.

– Догадайтесь кто? или что? Пришел к нам на урок. Стих – загадка:

Шорох, шептание,
Шумок под окном.
Шептание легкое
Кто это – гном?
Ш-ш-ш! Там, за шторами
Возле окна, шустрым мышонком шуршит тишина.
Что за гость у нас, ребята? (Мышонок)

– Ребята, посмотрите на фотографию нашего мышонка (Рисунок 1). Какую букву он спрятал? Смотрите внимательнее. (Буква Ш). Правильно у него на хвостике буква Ш.

Рисунок 1

III. Артикуляционная гимнастика.

1. Ребята вспомните какое мы делали упражнение, чтобы научиться правильно говорить звук Ш. (“Чашечка”). Правильно – упражнение “Чашечка”. Поставьте зеркало перед собой и покажите мне “чашечку”, глубокую, красивую…Молодцы.

2. Попили мы с вами чай с вареньем.
Ох, и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок приподниму
И остаток оближу. (Дети выполняют упражнение “Вкусное варенье”)

3. Ребята, а как у нас “Ветер листьями шуршит” (Ш-ш-ш) …Молодцы!

IV. Основная часть занятия.

А) Ребята скажите, а какой звук Ш – согласный или гласный. (Согласный) Правильно, поставим рядом с буквой синий кружочек.

Б) Связь звука и буквы. (Рассматривание буквы Ш)

Буква Ш, как гребешок.
Куклу причеши, дружок!

Три зубца рядочком ставим и внизу соединяем.

Давайте с вами в воздухе попробуем пальчиками написать букву Ш. (Рисование буквы в воздухе)

Детям дается магнитный конструктор, составляется каждым ребенком буква Ш (Рисунок 2, 3).

Рисунок 2

Рисунок 3

– Молодцы ребята. Мышонку очень понравились ваша буквы из магнитов.

В) Чтение рассказа про мышку и кошку.

– А сейчас я вам хочу прочитать рассказ про мышку и кошку.

Мышка и кошка

Жила была мышка. У мышки были мышата. Жили они в маленькой норке. Они очень шумно играли. Неподалеку жила кошка. Услышав шум кошка подкралась к норке. Норка мышки маленькая, кошка не пролезла. Тогда кошка зашипела на мышат.

(По ходу рассказа выставляются картинки, Рисунок 4)

Рисунок 4

– Как зашипела кошка? Пошипим (Ш-ш-ш). Молодцы. А теперь кто хочет пересказать рассказ про мышку и кошку по картинкам? (Ребята пересказывают)

– Про кого был рассказ? (Про кошку и мышку). Правильно! Давайте напечатаем слова кошка и мышка (вывешиваются карточки слов) в нашей буквенной азбуке. (Дети печатают). Молодцы.

Г) Чтение слогов и слов.

– Ребята, вспомним: что такое слог? (Слог – это часть слова).

Прочитайте слоги и слова:

Аш   ша   наш
Ош   шо   каша
Уш   шу   кошка
Ыш   ши   мышка
Иш   мишка
   шишка
   пушка
   опушка
   крышка

– Напечатаем слова в нашей азбуке и посмотрим что получиться (на доске вывешиваются карточки):

– Теперь сделаем в тетрадках схему на слово КОШКА и слово МЫШКА (делается схема “Слово, слог и звуки”).

(На доске выкладываются соответствующие карточки. Рисунок 5)

Рисунок 5

V. Физкультминутка.

– Немного отдохнем. Ребята, встаньте.

(Идем по кругу, показывая руками те части тела, о которых говорят)

У меня плечи хороши,
а у соседа – лучше.
Тра-та-та
У меня локти хороши,
а у соседа – лучше.
Тра-та-та
У меня уши хороши,
а у соседа – лучше.
Тра-та-та
У меня живот хороший,
а у соседа – лучше.
Тра-та-та

VI. Игровые задания.

Деление на две команды.

А) Игра “Придумай слову на Ш”

– Ребята, поиграем в игры? (Да) Первая игра называется “Придумай слово на Ш”. Надо придумать слово на [Ш] и разделить хлопками на слоги. У какой команды больше

– Шишка

– Шкаф

– Шар

– Шапка

– Шляпа

– Шарф

– Шахматы

– Шоколад

– Шторы

– Шалаш

Каждый ребенок называет по одному слову. Не смог – переход хода.

Б) Игра “найди дом для мышки”. Необходимо соединить все буквы Ш по порядку. (На каждую команду даются плакаты с рисунком) Кто быстрей?

Рисунок 6

Рисунок 7

В) Игра “Гусеница”.

Составление гусениц. – Что получится?

Командам дается конверт с фигурами. Необходимо расставить их по принципу “от большего к меньшему”. Прочитать, что получиться (Рисунок 8).

Одной команде – кошка ест.

Другой – мышка спит.

Рисунок 8

Г) Игра “Логопедическая ромашка”.

Раздаются лепестки от ромашки на каждую команду с изображениями. Надо сказать, что изображено на лепестке и какая буква пропущена. Где стоит этот звук – вначале, середине или в конце. Ромашка собирается на одном центре (Рисунок 9).

Рисунок 9

Д) Итог игровых заданий.

VII. Подведение итогов занятия.

– Итак, ребята, с какой буквой нас познакомила мышка. (Буква Ш)

Какой это звук? (согласный)

– Ребята, понравилось ли вам занятие? (Ответы детей)

- А что больше запомнилось? (Ответы детей)

– Ну, молодцы ребята! Мышка говорит вам “до свидания” и прощается с вами. И мы закончили свое занятие.