Цели.
Коррекционно-образовательные:
- познакомить детей с согласным звуком и буквой Ш;
- активизация словарного запаса;
- упражнять в анализе слов и предложений;
Коррекционно-развивающие:
- развитие речи, познавательной активности;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
- развивать фонематический слух, внимание, память;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей самоконтроль за поставленными звуками;
- воспитание нравственных качеств: доброты, чувства коллективизма (умение дружить);
- воспитывать умение выслушивать ответы товарища.
Оборудование: зеркала, картинки на звукоподражания, предметные картинки, в названии которых присутствует звук Ш, магнитный конструктор; дидактическая игра “Логопедическая ромашка”, цветные карандаши, фломастеры.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Сядет тот, кто договорит слово, прибавив слог ША, и повторит слово полностью:
Гру…(ша)
Ка …(ша)
Кры…(ша)
Лап…(ша)
Кало…(ша)
Ча …(ша)
Афи…(ша)
Зам…(ша)
II. Постановка цели и задачи занятия. Объявление темы занятия.
– Догадайтесь кто? или что? Пришел к нам на урок. Стих – загадка:
Шорох, шептание,
Шумок под окном.
Шептание легкое
Кто это – гном?
Ш-ш-ш! Там, за шторами
Возле окна, шустрым мышонком шуршит тишина.
Что за гость у нас, ребята? (Мышонок)
– Ребята, посмотрите на фотографию нашего мышонка (Рисунок 1). Какую букву он спрятал? Смотрите внимательнее. (Буква Ш). Правильно у него на хвостике буква Ш.
Рисунок 1
III. Артикуляционная гимнастика.
1. Ребята вспомните какое мы делали упражнение, чтобы научиться правильно говорить звук Ш. (“Чашечка”). Правильно – упражнение “Чашечка”. Поставьте зеркало перед собой и покажите мне “чашечку”, глубокую, красивую…Молодцы.
2. Попили мы с вами чай с вареньем.
Ох, и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок приподниму
И остаток оближу. (Дети выполняют упражнение
“Вкусное варенье”)
3. Ребята, а как у нас “Ветер листьями шуршит” (Ш-ш-ш) …Молодцы!
IV. Основная часть занятия.
А) Ребята скажите, а какой звук Ш – согласный или гласный. (Согласный) Правильно, поставим рядом с буквой синий кружочек.
Б) Связь звука и буквы. (Рассматривание буквы Ш)
Буква Ш, как гребешок.
Куклу причеши, дружок!
Три зубца рядочком ставим и внизу соединяем.
Давайте с вами в воздухе попробуем пальчиками написать букву Ш. (Рисование буквы в воздухе)
Детям дается магнитный конструктор, составляется каждым ребенком буква Ш (Рисунок 2, 3).
Рисунок 2
Рисунок 3
– Молодцы ребята. Мышонку очень понравились ваша буквы из магнитов.
В) Чтение рассказа про мышку и кошку.
– А сейчас я вам хочу прочитать рассказ про мышку и кошку.
Мышка и кошка
Жила была мышка. У мышки были мышата. Жили они в маленькой норке. Они очень шумно играли. Неподалеку жила кошка. Услышав шум кошка подкралась к норке. Норка мышки маленькая, кошка не пролезла. Тогда кошка зашипела на мышат.
(По ходу рассказа выставляются картинки, Рисунок 4)
Рисунок 4
– Как зашипела кошка? Пошипим (Ш-ш-ш). Молодцы. А теперь кто хочет пересказать рассказ про мышку и кошку по картинкам? (Ребята пересказывают)
– Про кого был рассказ? (Про кошку и мышку). Правильно! Давайте напечатаем слова кошка и мышка (вывешиваются карточки слов) в нашей буквенной азбуке. (Дети печатают). Молодцы.
Г) Чтение слогов и слов.
– Ребята, вспомним: что такое слог? (Слог – это часть слова).
Прочитайте слоги и слова:
Аш ша наш Ош шо каша Уш шу кошка Ыш ши мышка Иш мишка шишка пушка опушка крышка
– Напечатаем слова в нашей азбуке и посмотрим что получиться (на доске вывешиваются карточки):
– Теперь сделаем в тетрадках схему на слово КОШКА и слово МЫШКА (делается схема “Слово, слог и звуки”).
(На доске выкладываются соответствующие карточки. Рисунок 5)
Рисунок 5
V. Физкультминутка.
– Немного отдохнем. Ребята, встаньте.
(Идем по кругу, показывая руками те части тела, о которых говорят)
У меня плечи хороши,
а у соседа – лучше.
Тра-та-та
У меня локти хороши,
а у соседа – лучше.
Тра-та-та
У меня уши хороши,
а у соседа – лучше.
Тра-та-та
У меня живот хороший,
а у соседа – лучше.
Тра-та-та
VI. Игровые задания.
Деление на две команды.
А) Игра “Придумай слову на Ш”
– Ребята, поиграем в игры? (Да) Первая игра называется “Придумай слово на Ш”. Надо придумать слово на [Ш] и разделить хлопками на слоги. У какой команды больше
– Шишка
– Шкаф
– Шар
– Шапка
– Шляпа
– Шарф
– Шахматы
– Шоколад
– Шторы
– Шалаш
Каждый ребенок называет по одному слову. Не смог – переход хода.
Б) Игра “найди дом для мышки”. Необходимо соединить все буквы Ш по порядку. (На каждую команду даются плакаты с рисунком) Кто быстрей?
Рисунок 6
Рисунок 7
В) Игра “Гусеница”.
Составление гусениц. – Что получится?
Командам дается конверт с фигурами. Необходимо расставить их по принципу “от большего к меньшему”. Прочитать, что получиться (Рисунок 8).
Одной команде – кошка ест.
Другой – мышка спит.
Рисунок 8
Г) Игра “Логопедическая ромашка”.
Раздаются лепестки от ромашки на каждую команду с изображениями. Надо сказать, что изображено на лепестке и какая буква пропущена. Где стоит этот звук – вначале, середине или в конце. Ромашка собирается на одном центре (Рисунок 9).
Рисунок 9
Д) Итог игровых заданий.
VII. Подведение итогов занятия.
– Итак, ребята, с какой буквой нас познакомила мышка. (Буква Ш)
Какой это звук? (согласный)
– Ребята, понравилось ли вам занятие? (Ответы детей)
- А что больше запомнилось? (Ответы детей)
– Ну, молодцы ребята! Мышка говорит вам “до свидания” и прощается с вами. И мы закончили свое занятие.